• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Как «загрузить» информационное общество

26–27 октября в Высшей школе экономики прошла Международная учебно-методическая конференция «Теория и практика преподавания бизнес-информатики: достижения, проблемы и перспективы развития».

Пленарное заседание конференции открывал доклад заместителя министра связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Ильи Массуха, который рассказал о государственной программе «Информационное общество». Программа, по словам заместителя министра, — инструмент реализации стратегии развития информационного общества. При этом если раньше осуществлялось отраслевое планирование в информационной сфере, то теперь акцент сделан на видимые результаты: рост качества жизни, электронное государство, сокращение цифрового неравенства жителей, цифровой контент и сохранение культурного наследия. То есть если раньше граждане страны не имели представления о том, сколько потрачено на компьютеризацию, развитие информационных технологий и так далее, то теперь они смогут почувствовать изменения на себе.

Без программы как инструмента модернизации невозможно развитие страны. По словам Ильи Массуха, она создает дополнительные возможности для граждан, например, в сфере труда и отдыха, бизнес получает повышение производительности труда и приток инвестиций, а само государство становится более конкурентоспособным на мировой арене.

В программу «Информационное общество» вошли такие проекты, как М-правительство (предоставление государственных услуг на всех уровнях через Интернет), К-диапазон (проект по запуску спутников для широкополосного доступа к ТВ и Интернету), ИКТ-образование и многие другие. Определены и источники финансирования. Так, до 2020 года на саму программу из федерального бюджета выделяется 88 миллиардов рублей, плюс 120 миллиардов ежегодно по различным тематическим направлениям. Разумеется, министерство связи и массовых коммуникация и правительство в целом рассчитывают также на частные инвестиции и бюджеты регионов.

Вадим Радаев, первый проректор ГУ-ВШЭ, выступил с докладом «Пять принципов построения нового университета». Он рассказал на примере Высшей школы экономики, как может строиться университет инновационного типа. Согласно первому принципу, ведущие университеты должны отказаться от жестких стандартов и перейти к непрерывным образовательным инновациям. На практике это значит переход на собственные оригинальные образовательные стандарты, создание условий для выбора студентами собственных образовательных траекторий, развитие форм послевузовского образования. Учебный процесс должен базироваться на исследованиях. Поэтому второй принцип — создание исследовательского университета — становится, пожалуй, ключевым.

При важности структурных нововведений, развития материально-технической базы в центре любых преобразований должен оставаться человек. Инвестиции в человеческий капитал — третий принцип, который в практике ГУ-ВШЭ реализуется в различных формах материального и нематериального стимулирования сотрудников. Новый университет не может существовать изолированного от мирового образовательного и научного рынка. Преодоление замкнутости возможно через развитие академической мобильности, практику двойных дипломов, приглашение зарубежных преподавателей и исследователей, проведение по-настоящему международных конференций и участие в подобных мероприятиях за рубежом. Этот четвертый принцип — от замкнутости к международным сообществам — в Высшей школе экономики также является приоритетным. И наконец, пятый принцип (переход из «башни из слоновой кости» в центр стратегических партнерств) изначально реализовывался в ГУ-ВШЭ «через» привлечение к преподаванию специалистов-практиков, создание базовых кафедр (в первую очередь, в области бизнес-информатики), аналитическую поддержку государственных реформ, публичные экспертные обсуждения и многое другое.

Декан факультета бизнес-информатики ГУ-ВШЭ Виктор Никитин в своем докладе говорил о развитии бизнес-информатики в России. По экспертным оценкам, подготовка специалистов данного направления ведется в 140 университетах 23 стран мира. Безоговорочным лидером в этой области является Германия, где 40 университетов заняты образованием по бизнес-информатике. Такая ситуация сложилась исторически: именно в Германии бизнес-информатика впервые появилась как отдельное направление исследований и обучения. Другие страны уступают: по 5 университетов в Австрии и Швейцарии ведут подготовку специалистов данного профиля, по 3 — в США, Великобритании, Нидерландах, Австралии, ЮАР. К лидерам в этой сфере помимо названных стран можно отнести еще и Финляндию, Францию, Швецию.

Виктор Никитин
Виктор Никитин
Виктор Никитин обратил внимание на то, что нередко в практике обучения бизнес-информатика отождествляется с информационными системами. Однако реально при безусловной близости этих направлений существует и разница. Если бизнес-информатика направлена на поиск решения конкретной бизнес-проблемы, то информационные системы нацелены на применение уже готового решения в разных сферах.

Как образовательное направление бизнес-информатика очень молода. Только в 2003 году появился первый федеральный стандарт и была запущена программа подготовки по бизнес-информатике в ГУ-ВШЭ. Через пять лет был разработан стандарт третьего поколения, но для бизнес-информатики он стал только вторым по счету. Интересно, что данное направление подготовки после продолжительных обсуждений вошло в документах Министерства образования и науки в экономико-управленческий блок.

Сегодня в России, по данным В. Никитина, 60 вузов имеют лицензию на подготовку кадров в области бизнес-информатики, и в ближайшие 3–4 года может произойти удвоение этого числа. Во всяком случае, все предпосылки для этого есть.

Для выпускников вузов с дипломами по бизнес-информатике вопрос трудоустройства неактуален: все они востребованы работодателями. По данным мониторинга, одна треть выпускников работает в ИТ-компаниях, чуть меньше — в консалтинге, остальные трудятся по специальности в соответствующих подразделениях предприятий и организаций.

Завершил свое выступление Виктор Никитин рассказом о факультете бизнес-информатики Высшей школы экономики, о существующих образовательных программах, о базовых кафедрах.

Йорг Бекер (Jörg Becker), проректор Вестфальского университета имени Вильгельма в Мюнстере (Германия), управляющий директор Европейского исследовательского центра по информационным системам (European Research Center for Information Systems, ERCIS), на примере своего вуза рассказал о немецком опыте развития образования по бизнес-информатике.

По мнению профессора Бекера, Мюнстер — очень удобное место как для проживания, так и для обучения. Местный университет — третий по размеру в Германии, в нем обучается почти сорок тысяч студентов и работает пять тысяч преподавателей. Если учесть, что всего в городе проживает менее 300 тысяч жителей, то университет (включая существующую при нем клинику) является крупнейшим работодателем. Ежегодно из университета выходит около пяти с половиной тысяч выпускников. Мюнстер хорош и для исследований, в том числе для такого инновационного направления как бизнес-информатика. Видимо, эти обстоятельства, а также близость штаб-квартир крупнейших компаний в области ИТ, и способствовали созданию именно в Мюнстере ERCIS.

«Мы стараемся обучать, прежде всего, практическим навыкам. Причем процесс преподавания ведется исключительно на основе исследований», — рассказал профессор Бекер. Немаловажное значение в подготовке специалистов играют налаженные связи с предприятиями и компаниями отрасли.

Курс бакалавриата по бизнес-информатике в Мюнстере включает в себя помимо основного блока администрирование информационных систем, экономику, право, количественные методы. В программе особое место отводится практическим семинарам, в которых студенты работают над конкретными проектами. Так, пять лет назад несколько студентов Высшей школы экономики и Университета Мюнстера работали в таком семинаре над совместным проектом. По словам, Йорга Бекера, магистерские программы появились в университете не так давно. Они состоят из четырех направлений: информационный менеджмент, управление процессами, бизнес-приложения, бизнес-аналитика. Студенты выбирают два из них, а также для освоения программы добирают элективные курсы, практические семинары. Для подготовки диссертации магистра студенты обязательно проходят соответствующий курс по методам исследования.

Кроме общих магистерских программ существуют и специальные — для руководителей. Занятия по таким программам проходят небольшими блоками несколько раз в год, чтобы слушатели не отвлекались от основной работы. В области бизнес-информатики у университета города Мюнстера выполнено несколько совместных проектов с SAP, с министерствами Германии, с банками.

Сегодня, по мнению профессора Бекера, бизнес-информатика — это не только информационные системы, это, по существу, междисциплинарная область, интегрирующая знания по теории коммуникации, психологии, экономике, политике, праву, компьютерным наукам.

Завершал пленарную часть конференции доклад Павла Гудкова, заместителя директора фирмы «1С», координатора комитета по образованию Ассоциации предприятий компьютерных и информационных технологий (АП КИТ). Он отметил, что информационным технологиям отдается приоритет в модернизационных процессах, но для развития самой ИТ-отрасли необходимы, прежде всего, высококвалифицированные кадры.

Сегодня в сфере ИТ в России работает около одного миллиона человек: одна треть в собственно ИТ-компаниях и две трети в соответствующих подразделениях компаний. В ближайшее время это число будет только увеличиваться, что потребует от вузов, занимающихся подготовкой специалистов отрасли, определенных усилий.

Между тем, существует целый ряд сдерживающих факторов подготовки квалифицированных специалистов. По мнению Павла Гудкова, это, прежде всего, нехватка преподавателей, вызванная отсутствием материальных стимулов и другой мотивации. Кроме того, действующие преподаватели далеко не всегда имеют возможности для повышения собственной квалификации, а ведь для столь технологичной отрасли это становится крайне важным: быстро стареет оборудование, постоянно появляется новое программное обеспечение и так далее.

Еще одним сдерживающим фактором является относительно небольшое число практиков сферы ИТ, привлекаемых для преподавания. И если Высшая школа экономики проявляет активность в этом направлении, то другие вузы пока отстают. Частично данная проблема может быть решена благодаря созданию базовых кафедр, лабораторий, центров и поддержке уже существующих. Вышка и в этом смысле является лидером.

Еще одна проблема, лишь усугубляющая ситуацию, — демографическая. Как следствие — снижение количества желающих обучаться на факультетах бизнес-информатики, что частично объясняется невысоким уровнем школьного преподавания информатики. Поэтому надо привлекать к этому образованию школьников, стимулировать их участие в соревнованиях, олимпиадах, заключил Павел Гудков.

В программу конференции помимо пленарной сессии были включены панельные дискуссии по актуальным вопросам развития образования в сфере бизнес-информатики. С докладами и сообщениями выступили руководители и представители российских министерств, ведущих университетов Западной, Центральной Европы и России, компаний «1С», IBM, Microsoft, SAP, фондов и служб академических обменов.

Андрей Щербаков, Новостная служба портала ГУ-ВШЭ
Фото Никиты Бензорука

Вам также может быть интересно:

Как получить дополнительное образование по бизнес-информатике в Вышке

Высшая школа бизнес-информатики НИУ ВШЭ отмечает свое 15-летие. О том, что нового школа предлагает потенциальным слушателям, о возможностях дистанционного обучения и о том, как правильно выбрать программу ДПО, рассказывает директор ВШБИ Александр Олейник.

Как преподавать бизнес-информатику

В Высшей школе экономики прошло ежегодное заседание Учебно-методического совета по направлению обучения «Бизнес-информатика» и тематически связанная с ним международная конференция «Управление ценностью компании с помощью субъектно-ориентированного подхода».

Ростелеком и ВШЭ: сотрудничество в сфере инноваций

ВШЭ и ОАО «Ростелеком» заключили соглашение о сотрудничестве в области образования, науки и технологических разработок.

Летняя школа по бизнес-информатике в Израиле

В начале июня студенты факультета бизнес-информатики ВШЭ вернулись из поездки на вторую Летнюю школу этого факультета, проведенную в Израиле.

ВШЭ на CeBIT: участие в выставке и победа в соревновании

5-9 марта в Ганновере, Германия, прошла крупнейшая в мире выставка в области информационно-коммуникационных технологий CeBIT-2013, в которой приняли участие  преподаватели факультета бизнес-информатики ВШЭ, а студенты этого факультета в рамках выставки также участвовали в конкурсе «InnoJam @CeBIT 2013», где заняли второе место.

Добиться успеха в интернет-бизнесе

Наталья Коптелова, выпускница программы профессиональной переподготовки «Менеджмент в сфере электронного бизнеса и интернет-проектов» Высшей школы бизнес-информатики (ВШБИ) ВШЭ, руководитель направления мобильных приложений издательского дома «Генеральный директор», рассказывает об учебе в ВШБИ и запуске своего первого крупного проекта.

Зимняя школа бизнес-информатики

В феврале в Подмосковье прошла Зимняя школа для абитуриентов магистратуры факультета бизнес-информатики ВШЭ.

Креативное мышление

Студенты факультета бизнес-информатики ВШЭ вошли в число победителей соревнования по креативному мышлению и разработке приложений на базе главных инновационных продуктов компании SAP: SAP HANA One и SAP Chrystal Dashboard Designer.

Журнал «Бизнес-информатика», №4, 2012

Вышел новый номер научно-практического журнала «Бизнес-информатика» (№4, 2012), издаваемого Высшей школой экономики.

Факультет бизнес-информатики: 10 лет опережая время

В этом году факультет бизнес-информатики НИУ ВШЭ отмечает свое 10-летие. О результатах, которых удалось достичь за эти годы, и перспективах развития факультета рассказывает и.о. декана факультета Светлана Мальцева.