• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

«Чтобы улавливать парадоксальные явления политического процесса»

Недавно профессор политологии университета Бергена (Норвегия) Стейн Ларсен провел в ГУ-ВШЭ две недели по программе «Повышение квалификации и поддержка академической мобильности научно-педагогических работников». Что он думает о профессии политолога и какую исследовательскую работу ведет?

— Расскажите, пожалуйста, о целях и программе вашего пребывания в Москве.

— В течение 20-ти лет я сотрудничаю с российским политологическим сообществом, в течение шести лет преподавал в Московском государственном институте международных отношений (МГИМО) в качестве приглашенного профессора. Так что я хорошо знаком с российскими коллегами, в частности с деканом факультета прикладной политологии ГУ-ВШЭ Андреем Мельвилем и его первым заместителем Михаилом Миронюком. Основными задачами моего первого визита в ГУ-ВШЭ стали лекции студентам бакалавриата факультета прикладной политологии, чтение интенсивного курса студентам магистратуры о теории и методологии современной политической науки и мастер-классы для преподавателей и сотрудников.

В сущности мои лекции студентам бакалавриата можно назвать введением в основы профессии политолога. В современном мире специалисту в области политологии недостаточно быть независимым, критически настроенным и хорошо образованным. Не менее важно быть открытым и восприимчивым к различным новым влияниям в обществе. Необходимо научиться чутко улавливать некие парадоксальные явления политического процесса, которые сначала плохо «укладываются» в общую картину и могут казаться чуждыми или мало интересными. Нужно помнить о том, что позднее эти явления могут перерасти в значительную и весьма влиятельную силу или тенденцию не только в отдельном государстве, но и во всем мире.

В основу интенсивного курса лекций студентам магистратуры легли материалы моей книги, недавно опубликованной на русском языке. Я познакомил будущих магистров с самыми выдающимися политологическими школами. Опираясь на квинтэссенции различных теорий и методов анализа, применяемых ведущими исследователями политической науки, я старался объяснить, как в дальнейшем можно практически использовать этот бесценный опыт и багаж знаний в собственных работах. Я надеюсь, мне удалось в этом курсе объединить основы теоретического анализа с практическими рекомендациями по «выстраиванию» исследовательских проектов. Работа с магистрантами была организована таким образом, что они сами делали презентации проектов, а я выступал в роли критика и предлагал свои рекомендации для дальнейшего развития исследовательских работ.

— Насколько я знаю, в программе вашего визита были и мастер-классы для сотрудников факультета прикладной политологии ГУ-ВШЭ.

— Да, я был очень рад представить моим российским коллегам анализ работ выдающегося норвежского политолога и социолога ХХ века Стейна Роккана по тематике, связанной с социальными расколами и партийными системами европейских государств. Роккан был создателем серии абстрактных моделей суверенных государств и национальных формаций в Европе и внес большой организационный вклад в развитие современных политических и социальных наук. Темой одного из мастер-классов была «Теория "пояса городов" и "концептуальная карта Европы" Стейна Роккана», другой мастер-класс был посвящен проблемам структуры в социально-политическом анализе.

— Чем вы сейчас заняты как исследователь? Какова ваши профессиональные интересы?

— Меня интересуют процессы и перспективы демократического развития в мире и то, что в политологии называют «transition theory», то есть изучение различных путей перехода государств от авторитаризма к демократии. В общей парадигме этого процесса политологи выделяют первую волну демократизации в начале XVII века, вторую в начале ХХ века, после Первой мировой войны, а третья волна началась в 1974 году, когда Португалия, Испания, Греция, некоторые страны Африки и Латинской Америки сбросили диктаторские режимы и начали демократические реформы в своих государственных системах.

Сейчас многие ученые занимаются исследованиями четвертой волны, которая началась после падения коммунистических режимов в Восточной Европе в 1990-х годах. Меня интересует сам процесс демократизации в государствах с разными социально-политическими системами, а также национальная специфика этих процессов. Вместе с Андреем Мельвилем и его коллегами мы разрабатываем проект по изучению демократических преобразований в республиках бывшего Советского Союза и странах Восточной и Центральной Европы, эти пройессы значительно отличаются от всех предыдущих волн перехода к демократии. Я стараюсь заострить внимание исследовательской группы на реформировании локальных структур в том или ином государстве. Если на уровне муниципалитетов обнаруживается некая либерализация управленческих схем, то скорее всего демократизация происходит и на государственном уровне. А, если, как в России, областные и региональные власти по-прежнему практикуют авторитарный стиль управления, то как государство в целом можно считать демократическим? Я думаю, что анализ демократических процессов в любой стране нужно начинать «снизу».

— Поскольку вы в течение нескольких лет работали в МГИМО, а сейчас активно сотрудничаете с Высшей школой экономики, было бы интересно сравнить эти университеты и узнать ваше мнение об образовательных стратегиях двух российских вузов.

— Между прочим, многие мои знакомые коллеги из МГИМО сейчас работают в ГУ-ВШЭ... Мне кажется, что МГИМО, ставя перед собой задачу подготовить так называемых civil servants, включая дипломатических работников, предлагает слишком большую ежедневную лекционную нагрузку своим студентам. С одной стороны, это помогает студентам освоить огромный пласт необходимых знаний, но, с другой стороны, оставляет слишком мало времени молодым людям для чтения, самостоятельных исследований и размышлений. Насколько я знаю, в ВШЭ другая ситуация. Здесь гораздо больше внимания уделяют исследованиям студентов, с первого курса привлекая их к работе в исследовательских центрах и лабораториях. В этом я вижу основное различие двух вузов — в приоритетах образовательных стратегий. Я искренне надеюсь, что Высшей школе экономики хватит ресурсов и государственной поддержки для дальнейшего развития и реализации амбициозных планов.

— Недавно в посольстве Норвегии состоялась презентация перевода одной из ваших книг на русский язык. О чем эта книга?

— Я упоминал эту книгу — «Теории и методы в современной политической науке», — когда рассказывал об интенсивном курсе для студентов магистратуры факультета прикладной политологии ВШЭ. Я очень рад, что мне удалось пригласить на презентацию в посольстве нескольких моих российских коллег и студентов. Господин Ойвинд Нордслеттен, посол Норвегии в России — мой коллега политолог, поэтому его отзыв о книге был вполне профессиональным. На презентации выступил редактор перевода книги Андрей Сорокин, а потом я сказал несколько слов о содержании и задачах этого издания. Я, разумеется, очень доволен тем вниманием, которое мне оказали норвежские дипломаты и российские коллеги. Другим важным событием этой встречи в посольстве стало приглашение на другой прием. На днях там соберутся российские ветераны Второй мировой войны, которые участвовали в освобождении Норвегии от фашистов. Вы, вероятно, знаете, что в 1944 году советские войска вошли в Киркинес и за несколько недель вытеснили немецкие войска с территории моей страны. Мы, норвежцы, не забываем об этом. Практически каждый год Посольство Норвегии в Москве и Генеральное Консульство в Мурманске приглашают и чествуют российских ветеранов. Я считаю, что мне оказана большая честь участвовать в этом празднике. Жаль, что я не говорю по-русски и не смогу пообщаться с ветеранами напрямую, без переводчика.

Валентина Грузинцева, Новостная служба портала ГУ-ВШЭ

Вам также может быть интересно:

Демократия не для всех. Россияне принимают западные ценности, но видят их по-своему

Европа хочет жить при демократии. Больше всего желающих в северных странах, меньше — в бывших социалистических, особенно в России. Положительно к «народовластию» относятся практически все, но понимают его по-разному. Взаимосвязь отношения и понимания Алла Салмина изучила на данных 28 государств — участников European Social Survey (ESS). Результаты работы представил журнал «ПОЛИС. Политические исследования».

Отличники и двоечники на мировой арене. Государства сравнили по умению вести политику

Политологи ВШЭ оценили государственную состоятельность (способность государства воплощать решения во внутренней и внешней политике) 142 стран. На основе собранных данных исследователи создали и протестировали индекс госсостоятельности, определили восемь ее моделей и построили общий международный рейтинг.

Степной социализм. Как советские специалисты изменили жизнь в Монголии

«Мы создавали там светлое будущее», — говорят о годах в Монголии инженеры, строители, геологи, врачи из бывших союзных республик. Создание степного социализма началось с энтузиазма, продолжилось желанием заработать, а кончилось деконструкцией проекта. Больше сотни представителей сообщества дали интервью политологу Алексею Михалеву, рассказавшему IQ.HSE об их коллективной памяти.

Образовательные программы ВШЭ по политологии прошли международную аккредитацию

Бакалаврская программа «Политология» и магистерские программы «Прикладная политология» и «Политика. Экономика. Философия» получили пятилетнюю аккредитацию Центрального агентства по оценке и аккредитации (ZEvA), базирующегося в Ганновере.

Не соглашайтесь на меньшее, или Почему политология именно в НИУ ВШЭ?

В ВШЭ продолжается прием документов на бакалаврские программы, в том числе и на «Политологию». Об особенностях обучения на этой программе, будущем выпускников-политологов и о новых возможностях, которые появились у абитуриентов в этом году, рассказывает академический руководитель программы Михаил Миронюк.

«Преподавать лингвистику российским студентам — одно удовольствие»

Создательница формальной семантики, профессор Университета Массачусетса (США) Барбара Парти отметила юбилей в Высшей школе экономики. Около 20 лет Барбара преподает в разных вузах России. В этом году она стала участником летней школы «Местоимения: синтаксис, семантика, обработка» (Pronouns: Syntax, Semantics, Processing), организованной Школой лингвистики НИУ ВШЭ. О том, почему она считает образовательную программу по лингвистике в Вышке одной из лучших в России, а также о разнице между российскимии американскими студентами Барбара Парти рассказала новостной службе ВШЭ.

15 школ Северо-Кавказского федерального округа станут партнерами Вышки

19-20 мая во Владикавказе проректор ВШЭ Вячеслав Башев и руководитель дирекции общего образования ВШЭ Вячеслав Лозинг провели переговоры о сотрудничестве с руководством Республики Северной Осетии — Алании и с директорами школ Северо-Кавказского федерального округа.

Ученые ВШЭ приняли участие во всемирном конгрессе политологов

В июле преподаватели и студенты факультета социальных наук Высшей школы экономики приняли участие в работе 23-го Всемирного конгресса Международной ассоциации политической науки, который прошел в Монреале. На специальных заседаниях форума были представлены два коллективных проекта НИУ ВШЭ.

Лицеисты — одна из самых мотивированных аудиторий

Преподаватель факультета прикладной политологии ВШЭ Илья Локшин ведет в лицее ВШЭ курс политологии. В интервью новостной службе портала он рассказал, о чем ведутся дискуссии на его занятиях, в каких случаях допустимо проявлять непочтение к классикам науки и что интересует лицеистов, кроме подготовки к ЕГЭ.

Как провести реформу школы в отдельно взятой канадской провинции и в России

18 февраля на традиционном семинаре Института образования ВШЭ, состоявшемся в рамках Пятых Сабуровских чтений, выступил почетный профессор Института исследований в области образования Университета Торонто Майкл Фуллан, рассказавший об опыте реформ школьного образования в Канаде.