• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

«В условиях цифровой среды роль живого учителя только возрастает»

Как цифровые технологии влияют на поведение и здоровье школьников? Какие возможности «цифра» дает учителям и администраторам школ? Эти и другие вопросы обсуждали участники пленарного заседания «Благополучие детей в цифровую эпоху» в рамках XX Апрельской международной научной конференции ВШЭ.

Статистика знает не всё

Открывая дискуссию, научный руководитель Института образования ВШЭ Исак Фрумин заметил, что благополучие — не очень привычный предмет для исследований в российской традиции. Нет устоявшего определения этого понятия.

Согласно исследователям ОЭСР, благополучие — это интегральная характеристика, объединяющая:

 психическое и физическое здоровье

 безопасность

 субъективную удовлетворённость жизнью

 социальную включенность

 качество окружающей среды

 материальный достаток

доступность образования и саморазвития

Статистика не дает четкого ответа на вопрос, являются ли цифровые технологии риском — или происходит культурный сдвиг, который нам пока не очень понятен?

С одной стороны, подростки 14-17 лет проводят перед экранами в среднем по 5 часов в день и отправляют около 470 сообщений в неделю.

С другой — 57% подростков заводят друзей онлайн, а доля подростков, употребляющих алкоголь, никотин и наркотики, снизилась с 2007 года на 50%.

(по данным Pew Research Center и UK National Health Service)

Проблема может заключаться не в цифровых технологиях как таковых, а в компетентности тех, кто ими пользуется

Ведущие исследователи отмечают, что именно в этом плане увеличивается разрыв между странами и социальными группами.

На взгляд Фрумина, мы склонны преувеличивать риски. Лаборатория профилактики асоциального поведения Института образования ВШЭ изучала распространенность различных форм агрессии и выяснила, что около 30% детей сталкиваются с кибербуллингом. Это большая цифра. Но доля детей, которые страдают от хулиганов в реальной жизни — значительно больше.

«Цифра» сделает образование доступным

Изучение проблемы благополучия невозможно без фундаментальных исследований нейрофизиологии и психологии детей, считает министр просвещения РФ Ольга Васильева.

Что касается непосредственного использования цифровых технологий при работе с детьми, то в Минпросвещения воспринимают их как инструмент, который позволит максимальному числу детей и подростков получить качественное образование. При этом «никто не собирается заменить школу онлайн-курсами, а учителей — роботами и планшетами», подчеркнула Васильева.

Она выделила основные задачи, решаемые с помощью «цифры». Первая — перевод управления отраслью в режим принятия решений на основании больших данных.

Будет сформирована общая база сведений о системе образования, ее параметрах, ресурсах и участниках процесса

Именно из нее, в один «клик», смогут извлекать информацию контрольно-надзорные органы — учителя будут освобождены от большого количества нынешней бумажно-отчетной работы.

Вторая задача — создание личных кабинетов учеников и учителей. Для ученика это фиксация успехов и затруднений, адресная поддержка и сопровождение, а для учителя — возможность сформировать траекторию профессионального роста. И не менее значимая возможность, которую даст цифровая платформа — возможность выбора качественного образовательного контента, что особенно важно для сельских школ и детей, проживающих на отдаленных территориях.

Школьники не готовы отказаться от учителей

Руководитель фонда «Талант и успех» Елена Шмелева отметила, что необходимо не просто точечное использование отдельных технологий, а создание новой цифровой среды, в которую включены и дети, и взрослые. Она предполагает иной тип взаимоотношений. «В условиях цифровой среды роль живого человека, учителя, только возрастает», — считает она.

От преподавателя на уроке не готовы отказаться и сами школьники. Заместитель председателя комитета по образованию и науке Госдумы Любовь Духанина привела данные опроса учеников: половина из них готовы активно использовать информационные технологии на уроках, но почти столько же хотят получать информацию от учителя.

20% школьников говорят, что компьютеры должны использоваться не на всех уроках

Данные российских медиков показывают: «школьные болезни» (связанные с опорно-двигательным аппаратом, зрением, пищеварением) в последние годы распространяются. Все меньше детей покидают школу полностью здоровыми — сейчас их всего 12%. Необходимо дополнительно исследовать, насколько сильно на это влияет увлечение интернетом и компьютерными играми.

Вам также может быть интересно:

«Статистика должна быть доступна и понятна всем»

Внедрение аналитической цифровой платформы, возможности Big Data и другие перспективы развития российской статистики обсудили на очередном пленарном заседании участники ХХ Международной Апрельской конференции НИУ ВШЭ.

НКО и волонтерам нужно активнее участвовать в реализации нацпроектов

К такому выводу пришли участники заключительного пленарного заседания в рамках XX Апрельской международной научной конференции НИУ ВШЭ. При этом государству следует поддерживать инициативы волонтеров и благотворителей и внедрять передовые технологии НКО, а не навязывать им свои бюрократические решения.

«Достижение национальных целей требует участия в нацпроектах широкого круга университетов»

Роль региональных и отраслевых вузов в достижении целей национального развития должна возрасти, и ведущие вузы им помогут. К такому выводу пришли участники пленарного заседания, посвященного проблемам российского высшего образования, состоявшегося в рамках ХХ Международной Апрельской конференции НИУ ВШЭ.

Как увеличить российский экспорт продовольствия

На XX Апрельской международной конференции НИУ ВШЭ состоялось пленарное заседание «Стратегия присутствия России на мировых продовольственных рынках». Ее участники обсудили перспективы российского сельскохозяйственного экспорта в азиатские страны и использование нестандартных инвестиционных моделей, в частности, инструментов исламского финансового права.

«В фокусе внимания президента повышение рождаемости и снижение уровня бедности в два раза»

Национальные задачи социального развития, а также существующие риски и возможности на пути реализации этих задач обсудили участники ХХ Международной Апрельской конференции НИУ ВШЭ на очередном пленарном заседании.

«Цель “регуляторной гильотины” не убить контроль и надзор, а создать новую систему»

Очередное пленарное заседание в рамках XX Апрельской международной конференции НИУ ВШЭ было посвящено реформе контрольно-надзорной деятельности. Его участники обсудили, как избежать дублирования контрольных функций, сделать их более эффективными для общества и менее затратными для бизнеса.

«Изоляционизм — путь к технологической деградации»

XX Апрельская Международная научная конференция ВШЭ продолжилась обсуждением цифровизации экономики и государственного управления. О цифровых бизнес-моделях, государственном управлении, цифровизации промышленности, науки и влиянии цифровых технологий на рынок труда рассказал Максим Акимов, заместитель председателя Правительства РФ, куратор национальной программы «Цифровая экономика».

Личные легковые. От чего зависит количество автомобилей в городе

Центр экономики транспорта НИУ ВШЭ впервые провел эконометрический анализ факторов, влияющих на уровень автомобилизации в крупных городах России. О результатах расскажут на XX Апрельской международной научной конференции. Основные выводы исследования — в материале IQ.HSE.

«Новая система кадрового отбора начала работать во всех регионах страны»

Созданная по инициативе президента РФ Владимира Путина система социальных лифтов начинается с поиска талантливых детей, а завершается подготовкой и отбором высших управленцев. Ее особенности и перспективы развития 10 апреля обсудили участники пленарного заседания XX Международной Апрельской конференции НИУ ВШЭ на тему «Новая система социальных лифтов в России как способ обновления элит».

«Без права на ошибку невозможны инновации в экономике»

Первое пленарное заседание XX Апрельской Международной научной конференции ВШЭ продолжилось обсуждением источников экономического роста, приоритетов бюджетной политики и инвестиций в инфраструктуру и человеческий капитал. Доклад на эти темы представили в том числе эксперты Вышки.