• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Новые проекты школьных стандартов — шаг вперед, но они нуждаются в доработке

Новые проекты школьных стандартов — шаг вперед, но они нуждаются в доработке

© Коллекция Signature/ iStock

На традиционном семинаре Института образования НИУ ВШЭ «Актуальные исследования и разработки в области образования» обсудили проекты обновленных стандартов начального и основного общего образования, представленных Министерством просвещения РФ.

Дискуссия об этих документах продолжается в профессиональном сообществе в последние недели и до конца месяца будет завершена. Педагоги, которым предстоит работать по обновленным стандартам, оставляют отзывы на краудсорсинговой платформе «Преобразование».

Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) общего образования второго поколения были приняты в 2009-2012 годах, и с 2014 года президент России дал несколько поручений по их доработке, рассказала профессор Института образования НИУ ВШЭ Елена Чернобай. Речь идет об определении в стандартах базового содержания обязательной части основных образовательных программ, обновлении содержания образования на основе результатов мониторинговых исследований и с учетом современных достижений науки.

Главное новшество представленных на обсуждение проектов стандартов — конкретизация образовательных результатов: подробно описывается, что должен уметь ученик по окончании того или иного класса.

По мнению ректора Московского городского педагогического университета Игоря Реморенко, представители разных предметов школьной программы по-разному подошли к описанию результатов.

В одних случаях эти результаты максимально конкретизированы, как по литературе, где указаны списки обязательных для изучения произведений. В других случаях разработчики ФГОС оставляют учителю свободу выбора — например, по биологии стандарт не обязывает осваивать теорию эволюции на примере ланцетника, эвглены зеленой или инфузории-туфельки. Достичь результатов можно, изучая любых других представителей животного мира — например, гребневика или медузу, и это не просто позитивный сдвиг, а «супер-мега-прорыв», считает ректор. В противном случае возникает перегрузка учеников, как, например, по древней истории.

500 дат из курса древней истории, которые должен заучить пятиклассник, точно никто не запомнит

О рисках перегрузки сказали и другие эксперты. По оценке Олега Федорова, руководителя магистерской программы «Педагогическое образование» НИУ ВШЭ, невозможно достичь заданных образовательных результатов предметной области «Общественные науки» за отведенное количество часов — например, на каждом уроке истории в 6 классе придется изучать около 12 дидактических единиц, «осветить события Столетней войны только в назывном порядке». «Образование работает по затратному принципу, — заявил академик РАН и РАО Алексей Семенов. — Мы считаем количество часов, потраченных учителем, и игнорируем временные затраты учеников».

Эксперт группы компаний «Просвещение» Ольга Логинова привела пример, когда гроссмейстера попросили посмотреть на шахматную доску и затем воспроизвести расположение фигур. Он ответил, что не может этого сделать, но помнит: если белые начинают, то ставят мат в три хода.

Так и школьные стандарты должны формировать функциональную грамотность — чтобы дети умели оценивать ситуацию и делать выводы

Для этого нужно обладать достаточными знаниями, богатым понятийным аппаратом и пройти практику успешных действий.

Новые проекты стандартов помогают в формировании функциональной грамотности, считает Ольга Логинова (именно функциональная грамотность проверяется в международном исследовании качества образования PISA). Но одновременно велик контроль за тем, на каком материале эта грамотность формируется. В результате второстепенные знания оказываются во главе угла.


Исак Фрумин
научный руководитель Института образования НИУ ВШЭ

Представленные стандарты — это шаг вперед. В них сделана попытка определить результаты обучения в деятельной форме, а не организовать «прохождение тем». Однако некоторые результаты сформулированы хорошо, а другие — будто по «разработкам из библиотеки Академии педагогических наук СССР».

Фиксировать достижения школьников нужно не по годам обучения, а по двухлетнему периоду, как это делается в Австралии. «Страшная беда» этого стандарта и вообще российского образования — перегрузка, так что содержание нуждается в оптимизации. «Складывается впечатление, что это стандарт нецифровой эпохи — там нет ни одного умения для деятельности в цифровой среде».

Вам также может быть интересно:

«Возможность стать ведущим должна быть у каждого вуза»

31 мая в Высшей школе экономики состоялось общее собрание членов Ассоциации «Глобальные университеты». Ректоры вузов обсудили перспективы развития Проекта 5-100, возможности законодательного закрепления понятия «ведущий вуз» и предложили создать прозрачную национальную систему экспертизы результатов научных исследований.

Эксперты Вышки помогают региональным вузам внедрять цифровые технологии

Институт образования НИУ ВШЭ провел в регионах пилотный цикл обучающих семинаров, посвященных формированию единого цифрового пространства вуза. В них приняли участие сотрудники Орловского государственного университета, Тольяттинского государственного университета и Воронежского государственного технического университета.

Влияние исследований качества образования на политику не стоит переоценивать

На семинаре, прошедшем в НИУ ВШЭ в рамках Дней Международной академии образования в Москве, профессор Университета штата Аризона Густаво Э. Фишман сравнил международные сравнительные исследования качества образования с лошадиными скачками и заявил, что они не столь значительно влияют на образовательную политику, как принято считать.

Российская школа меняется быстрыми темпами, но не все изменения идут ей на пользу

Согласно данным доклада ОЭСР «Инновации в образовании: что изменилось в классе за последнее десятилетие», Россия вошла в топ-3 стран по темпам изменений в школе. Исследователи Института образования НИУ ВШЭ выяснили, какие из этих изменений действительно важны для повышения качества, а какие свидетельствуют лишь о количественных приращениях.

«Готовить человека для работы в среде, которая скоро исчезнет — не совсем разумно для государства»

Профессии охранника, продавца и водителя начнут вытесняться в ближайшие десять лет. Им на смену придут специальности, связанные с адаптацией цифровых сервисов, поиском и освоением информации. Именно такой эффект цифровой революции мы увидим к 2030 году, рассказал ректор ВШЭ Ярослав Кузьминов, выступая 5 марта с докладом на заседании межфракционной группы «Единой России» в Государственной думе.

Международный совет 5-100 в пятый раз подтвердил лидерство ВШЭ в проекте повышения конкурентоспособности

6 ноября были подведены итоги Совета по повышению конкурентоспособности ведущих российских университетов среди ведущих мировых научно-образовательных центров, заседание которого прошло 26-27 октября в Калининграде. Университеты-участники проекта по повышению глобальной конкурентоспособности представили итоги своей работы и планы на следующий период реализации дорожных карт.

В НИУ ВШЭ обсудили тренды развития высшей школы в России и в мире

24-25 октября в НИУ ВШЭ состоялась IX Международная конференция исследователей высшего образования «Университеты в поиске баланса между новыми и старыми целями». Ее участники обсудили вопросы образовательной политики, в том числе проблемы интернационализации образования, преодоления разрывов между школой, вузом и рынком труда, изменений в академической профессии.

Роль ведущих университетов в решении задач, поставленных в майском указе Президента, будет расти

9 октября в Высшей школе экономики состоялось общее собрание членов Ассоциации «Глобальные университеты», в которую входит 21 вуз – участник Проекта 5-100. По итогам собрания Правительству России представят перечень мер, которые будут способствовать выполнению положений майского указа Президента России. Кроме того, были сформулированы предложения по созданию новой модели аккредитации в высшей школе.

Онлайн-курсы повысят вовлеченность студентов в лекции

В Москве открылась образовательная конференция #EdCrunch, генеральным партнером которой впервые стала ВШЭ. Одна из самых интересных дискуссий развернулась вокруг того, как новые технологии и большие данные могут улучшить качество образования и изменить университеты.

Ведущие вузы России начнут готовить кадры для Дальнего Востока

Председатель Правительства РФ Дмитрий Медведев утвердил программу мероприятий по подготовке кадров для ключевых отраслей экономики Дальнего Востока. Высшая школа экономики вошла в перечень вузов, которые будут вести эту работу в партнерстве с университетами Дальневосточного федерального округа.