• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Разнообразие студентов требует разнообразия подходов к обучению

В Вышке впервые прошла генеральная ассамблея Международной академии образования. Ее участники рассказали о вызовах, с которыми сталкиваются системы образования в разных странах, и о решениях, помогающих справиться с ними.

Генеральной ассамблее предшествовали Дни Международной академии образования, которые проходили в Москве на площадках различных университетов, в том числе НИУ ВШЭ. Основными участниками генассамблеи стали 22 члена академии, представляющие все континенты мира. Помимо обсуждения совместных проектов и публикаций, они организовали групповые дискуссии по ключевым проблемам, которые стоят перед системами образования по всему миру.

Почему чтение важно как никогда

Президент Международной академии образования Дуглас Уиллмс считает «фундаментальным вызовом» для всех стран обучение детей чтению. «Те, кто не научился в детстве хорошо читать, оказываются уязвимыми до конца жизни, — отмечает Уиллмс. — Они, среди прочего, испытывают трудности в школе, им гораздо тяжелее найти работу после школы».

Даже с развитием новых технологий в обществе появляется все больше и больше запросов на читательские навыки

По словам Уиллмса, в некоторых крупных странах (Россия, Канада, США), обычно около 30% детей не овладевают достаточными навыками чтения к 8-9 годам. А в странах с низкими доходами, например, африканских, умеют читать к этому возрасту только 10% детей — там эта проблема тянется из поколения в поколение: детей просто некому учить.

Специалисты активно работают над программами обучения, которые позволят детям улучшить их навыки в начальных классах школы, но готовых решений этой проблемы пока нет. Впрочем, есть и хорошие новости: Россия одна из немногих стран, в которых дети с каждым годом читают все лучше.

Чему должна учить школа

Для профессора Департамента образовательных исследований при правительстве Мексики Марии де Ибаррола самый важный вызов — изменение традиционных школьных структур, слишком жестких и иерархических.

Ученики не получают удовольствия от обучения в школах, потому что учебные программы слишком академические

«Ученикам нужны новые образовательные возможности, — считает она, — а во многих странах, из-за ограниченных бюджетов, в школах не находится места для музыки, занятий искусствами или спортом».

Профессор де Ибаррола не настаивает на том, чтобы школа «развлекала», но она должна гораздо в большей степени, чем сейчас, соотноситься с интересами учеников и с их будущей жизнью. Школы должны становиться более технологичными и включать больше практической подготовки.

Кроме того, нужно учитывать национальные особенности. Базовым навыкам — чтению, письму, математике, языкам — дети должны обучаться по всему миру. Но многие из получаемых ими социальных знаний важны в контексте: локальном, региональном, даже религиозном. Нельзя делать вид, что общество везде одинаково.

Как меняются школьники и студенты

Резкое расширение высшего образования, по крайней мере на Западе, представляется серьезным вызовом почетному профессору Университета Никосии Андреасу Деметриу. Две трети школьников в этих странах сегодня поступает в университеты, что сказывается на качестве высшего образования: сами студенты сегодня вовсе не такие, какими были несколько десятилетий назад.

Многие студенты не готовы осваивать традиционную университетскую программу — значит, она нуждается в переработке

Другой вызов связан с изменением структуры семей. «В Европе есть страны, где более половины детей растут в семьях, в которых один из родителей им не родной, — говорит Андреас Деметриу. — Это вызывает серьезные проблемы в плане социализации и влияет на их способность к обучению». Школы должны предлагать программы социальной и психологической поддержки уязвимым ученикам, в том числе, когда они сталкиваются с «буллингом».

Как должно меняться образование

Почетный профессор Университета Южной Каролины Лорин Андерсон также отмечает, насколько изменились ученики и особенно студенты по сравнению с временами, когда университеты были доступны, в основном, представителям высших слоев общества. Разнообразие студентов требует и разнообразия подходов к их обучению.

По мнению Лорин Андерсон, худшая вещь, которая может случиться с сильным учеником в США — обучение в школе, где много слабых учеников. Тогда учебный план будет ориентирован именно на них, и сильный ученик окажется ограничен в обучении. «Самое важное — найти баланс, — считает он. — Нельзя каждому дать преимущество — люди все равно будут чувствовать себя обделенными, это в их природе. Но можно сделать так, чтобы никто не был ущемлен в своих возможностях больше, чем другие».

Для Японии долгое время было характерно эгалитарное высшее образование, рассказывает, в свою очередь, Юко Таруми из Университета Мусаши.

Образование было меритократическим инструментом: даже если ты не происходил из богатой семьи, хорошее образование открывало карьерные перспективы

Но сейчас ситуация меняется. В обществе увеличивается неравенство — и образование только усиливает это расслоение. Так, у детей из обеспеченных семей больше шансов получить хорошие оценки на тестах — сами родители, инвестируя в образование детей, подталкивают их к этому. Это само по себе не плохо. Хуже то, что, по мнению Юко Таруми, образование не воспринимается обществом как инструмент для решения проблемы бедности.

Как использовать цифровые технологии

О важности изменения подходов к преподаванию и его индивидуализации, чтобы студенты могли полностью раскрывать потенциал, говорит Ольга Златкин-Тройчанская, профессор Майнцского университета имени Иоганна Гутенберга. Важный аспект здесь — цифровизация и использование интернета в процессе обучения.

«С одной стороны, ресурсы интернета можно использовать в помощь учащимся, — считает она. — Но с другой, первые эмпирические исследования показывают, к сожалению, больше негативных эффектов».

Если студенты сами по себе ищут информацию в интернете, уровень их знаний в итоге ниже, чем при классическом обучении в классе

Профессор Златкин-Тройчанская отмечает и возрастающую роль технологий искусственного интеллекта в обучении. Со временем они, например, позволят «считывать» уровень нагрузки и усталости студентов во время занятий. «Через 10-15 лет я вижу преподавание как командную работу искусственного интеллекта и учителя, — говорит она. — Но все же надеюсь, что именно учитель, а не искусственный интеллект будет говорить, что делать».

Вам также может быть интересно:

Влияние исследований качества образования на политику не стоит переоценивать

На семинаре, прошедшем в НИУ ВШЭ в рамках Дней Международной академии образования в Москве, профессор Университета штата Аризона Густаво Э. Фишман сравнил международные сравнительные исследования качества образования с лошадиными скачками и заявил, что они не столь значительно влияют на образовательную политику, как принято считать.

Университетские пустыни. Где в России трудно получить высшее образование

Вузы распределены в России неравномерно. Около половины ее территории — «университетские пустыни», регионы, в которых вузов мало или нет совсем, выяснил научный сотрудник Института образования НИУ ВШЭ Нияз Габдрахманов.

«Как хорошо быть медицинской сестрой, но не врачом, как ты мечтаешь себе...»

В рамках Дней Международной академии образования в Москве состоялась презентация книги «(Не)обычные школы: разнообразие и неравенство», один из редакторов которой — профессор Стенфордского университета, научный руководитель Международной лаборатории анализа образовательной политики НИУ ВШЭ Мартин Карной.

Лучшие мировые эксперты в сфере образования собрались в Москве

20 мая в Высшей школе экономики открылись Дни Международной академии образования. Специалисты из разных стран, определяющие мировые тренды образовательной политики, проведут цикл встреч, мастер-классов, семинаров, открытых лекций. Три дня они будут делиться опытом с российскими исследователями, педагогами и управленцами в сфере образования.

Начинается цикл семинаров в рамках национального проекта «Образование»

Экспертная группа по нацпроекту «Образование», возглавляемая ректором НИУ ВШЭ Ярославом Кузьминовым и ректором РАНХиГС Владимиром Мау, начинает серию семинаров, посвященных реализации проекта. Первый из них состоится 25 апреля в Минобрнауки. Семинары также будут проходить на площадках вузов.

Шансы на успех. Как участие в студенческих клубах помогает хорошо трудоустроиться

Чем больше учащийся пользуется разными опциями университетской среды, тем выше его шансы на успех. Значима не только учеба как таковая, но и научные проекты, и общественная жизнь в вузе, показали исследователи ВШЭ. Участие в студенческих организациях и мероприятиях позволяет развить критическое мышление — навык, необходимый для успеха в работе и жизни.

Цена знаний

На стоимость занятий у репетиторов влияют не только опыт преподавания, наличие ученой степени и отзывы учеников, но и пол педагога. К такому выводу пришли Аина Нурмагомбетова и Кирилл Маслинский из Питерской Вышки.  Социологи проанализировали более 14 тысяч анкет репетиторов и измерили, как профессиональные и социально-демографические характеристики преподавателей влияют на рынок теневых образовательных услуг. Исследование стало лучшей научно-исследовательской работой по социологии на открытом конкурсе НИРС 2018 года.

Исак Фрумин стал редактором-консультантом «Международного обозрения образования» ЮНЕСКО

Научный руководитель Института образования НИУ ВШЭ профессор Исак Фрумин вошел в коллегию редакторов-консультантов «Международного обозрения образования» (International Review of Education). С таким предложением обратился в Инобр Дэвид Ачоарена, главный редактор издания и директор Института непрерывного образования ЮНЕСКО.

Обучены для бизнеса

Программы предпринимательского образования в депрессивных регионах дают обратный эффект: чем больше населения обучается бизнесу, тем хуже он развивается. Почему это происходит, выяснили исследователи ВШЭ, МГУ и Российской ассоциации статистиков.

В Вышке прошла ярмарка партнерских университетов

В рамках Международной партнерской недели представители 25 вузов из 15 стран рассказали студентам ВШЭ о возможностях обучения. Новостная служба ВШЭ составила список тех вузов, которые входят в топ-200 мировых рейтингов и/или пользуются наибольшей популярностью среди студентов ВШЭ. Изучайте и пользуйтесь.