• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Новые частные школы России: «печки» разные, «кирпичики» схожие

Семинар «Актуальные исследования и разработки в области образования» Института образования НИУ ВШЭ

Семинар «Актуальные исследования и разработки в области образования» Института образования НИУ ВШЭ
© Facebook Алексея Обухова

На очередном семинаре «Актуальные исследования и разработки в области образования» Института образования НИУ ВШЭ руководители самых известных в России негосударственных школ рассказали, какими умениями и навыками будут обладать их выпускники через десять лет.

На семинар собрались представители «Новой школы», школы «Летово», «Умной школы» и «Хорошевской школы». Считается, что все эти учебные заведения, созданные состоятельными людьми на личные средства, предлагают семьям уровень образования, который не может обеспечить обычная государственная школа. Примечательно, что «Умная школа» существует лишь в проекте — сейчас ее достраивают в Иркутске.

Как заметил модератор семинара, директор Лицея НИУ ВШЭ Дмитрий Фишбейн, эти школы — прямые конкуренты, они молоды и бодры. Основную задачу семинара он обозначил так: «Мы попросили коллег не рассказывать про свои замечательные школы, а попробовать представить себе своих выпускников 2030 года — эти дети грядущей осенью идут в первый класс».

Кирилл Медведев, директор «Новой школы», сделал акцент на том, что выпускник будущего должен обладать устойчивым дифференцированным представлением о себе, о своих слабых и сильных сторонах и уметь взаимодействовать с социальной реальностью, осмыслять происходящее.

Его научили понимать ценность образования и развития, он способен сотрудничать, проявляет социальные навыки

У выпускника должна быть мечта, и он должен стремиться ее реализовать. В этом контексте предметные и метапредметные результаты отходят на второй план.

Михаил Мокринский, директор школы «Летово», заявил, что его школа готовит к достижению результата и к успеху. Однако этот результат нельзя понимать лишь как академический и связанный исключительно с профессиональным выбором. Школа должна научить работать со смыслами и с самореализацией. Ребенок в школе приобретает самостоятельность, думает о будущем инструментально и конструктивно, не принимая ситуацию, когда его «загоняют в монополию учительских решений».

Марк Сартан, генеральный директор «Умной школы», руководитель Центра разработки образовательных систем «Умная школа», отметил парадоксальность задачи, которую решает система образования.

Неопределенность будущего возрастает, а образовательный результат, востребованный в будущем, дай сегодня!

И главная характеристика выпускника, по его мнению, — умение ответственно распоряжаться собственной жизнью, опираясь на нравственные ценностные основания. Ученик ставит перед собой жизненные цели, умеет привлекать ресурсы для их достижения, выбирая эффективные способы действия.

Елена Булин-Соколова, до недавнего времени возглавлявшая «Хорошевскую школу», считает, что главное для выпускника’2030 — иметь опыт целеполагания, быть автором своей жизни: «Человек ответственно понимает свои ограничения и возможности, имея опыт движения к собственным целям и опыт работы с ошибками, может строить планы и реально их выполнять». В школе у каждого ученика есть «персональный план учения», и у старшеклассника он связан с представлением о его жизненных целях.

Анатолий Каспржак, научный руководитель Центра развития лидерства в образовании НИУ ВШЭ, задал выступившим коллегам уточняющий вопрос: каких недостатков современной государственной школы в их школах точно не будет? Ответы свелись к тому, что в новых школах фигура учителя перестает быть сакральной, центр внимания смещается от учителя к ребенку, и школа не столько воспитывает (так, в «Умной школе» слово «воспитание» стараются не употреблять), сколько создает условия. Во всех новых школах сохранена селекция по способностям, а в большинстве случаев и по уровню платежеспособности. Даже если нет отметок в цифровом выражении, результаты учеников постоянно оцениваются.

По мнению ведущего эксперта Института образования НИУ ВШЭ Алексея Обухова, семинар показал, что все представители школ новой волны «говорят на одном языке». Создаются новые среды для обучения, фокус смещается на индивидуализацию образования, растет ценность инициативности, самостоятельности и самоопределения ученика. Однако вопрос о том, удастся ли школам достичь запланированных результатов, остается открытым. Алексей Обухов напомнил, что, создатели Императорского Царскосельского лицея собирались готовить молодых людей «к важным частям службы государственной», а на деле получили декабристов, и лицей был передан из ведения министерства просвещения в военное ведомство. Будут ли новые школы формировать модель для школы массовой, тоже пока неясно.

«Очень разные «печки», от которых «танцуют» конкретные школы. Но «кирпичики», из которых строятся новые школы — очень схожи в общем наборе. Различия в способах сборки», — написал Алексей Обухов на своей странице в Facebook.

Подводя итоги семинара, Дмитрий Фишбейн предложил собраться в том же составе через десять лет, вспомнить, что было обещано, и тогда уже точно определить, удалось ли новым школам добиться заданных результатов.

Вам также может быть интересно:

Вышка подготовила учителей математики, с которыми детям будет интересно

Состоялся первый выпуск магистерской программы «Совместная магистратура ВШЭ и ЦПМ». Эта программа готовит высококвалифицированных учителей математики, интегрируя высокий научный потенциал факультета математики НИУ ВШЭ и практический опыт работы Центра педагогического мастерства в области школьного образования.

Стратификация буллинга. Как расслоение в обществе стимулирует подростковую агрессию

Социальное неравенство повышает риски школьной травли. Малообеспеченные дети чаще становятся жертвами буллинга. В то же время, в школах со «сложным контингентом» — из бедных, малообразованных, неполных, проблемных семей — могут пострадать социально благополучные ученики.

Участники НеКонференции спроектировали школу, не похожую на самолет

27 июня в Хорошевской школе состоялась НеКонференция. Так назвали многоуровневую дискуссионную площадку: исследователи сферы образования, педагоги, управленцы и даже ученики генерировали идеи для школы будущего. Организатором и разработчиком программы НеКонференции стал Институт образования Вышки.

НИУ ВШЭ поможет московским школам в создании IT-классов

Университет разработает для школьников учебные модули по ведению IT-бизнеса и обучит педагогов IT-классов. Кроме того, на базе НИУ ВШЭ совместно с ведущими IT-компаниями планируется создать центр сертификации выпускников таких классов.

Влияние исследований качества образования на политику не стоит переоценивать

На семинаре, прошедшем в НИУ ВШЭ в рамках Дней Международной академии образования в Москве, профессор Университета штата Аризона Густаво Э. Фишман сравнил международные сравнительные исследования качества образования с лошадиными скачками и заявил, что они не столь значительно влияют на образовательную политику, как принято считать.

Борьба с неуспеваемостью. Как предупредить неудачи в школе

У детей из семей с низким уровнем образования и доходов выше риски плохой учебы. Но школа может их снизить. Как именно, рассказали с опорой на международный опыт эксперты Центра социально-экономического развития школы Института образования НИУ ВШЭ.

Кружок качества. Как внеклассные занятия влияют на успехи школьников

Подростки, которые ходят в студии и секции, чувствуют себя увереннее и лучше учатся в школе. Больше всего успеваемость связана с курсами иностранных языков, выяснила социолог Ксения Тенишева. Доклад об этом представлен в программе ХХ Апрельской Международной научной конференции в Высшей школе экономики.

Российская школа меняется быстрыми темпами, но не все изменения идут ей на пользу

Согласно данным доклада ОЭСР «Инновации в образовании: что изменилось в классе за последнее десятилетие», Россия вошла в топ-3 стран по темпам изменений в школе. Исследователи Института образования НИУ ВШЭ выяснили, какие из этих изменений действительно важны для повышения качества, а какие свидетельствуют лишь о количественных приращениях.

Связь фонологии и математики

Исследователи Вышки показали, что фонологические способности ребенка (чувствительность к звуковому составу речи, умение идентифицировать отдельные звуки и слоги) связаны с его математическими достижениями в начальной школе. Однако связь между звуковой речевой сензитивностью и освоением математики варьируется в зависимости от социально-экономического статуса семьи ребенка.

Провал коммуникации

Родителям учеников и школьному истеблишменту не хватает конструктивного общения, выяснили исследователи ВШЭ. Директора и педагоги избегают тесного контакта с семьями, хотя и переживают, что те мало вовлечены в школьную жизнь. Учителя и администрация не готовы к диалогу, говорят родители и теряют интерес к школе.