• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Участники НеКонференции спроектировали школу, не похожую на самолет

27 июня в Хорошевской школе состоялась НеКонференция. Так назвали многоуровневую дискуссионную площадку: исследователи сферы образования, педагоги, управленцы и даже ученики генерировали идеи для школы будущего. Организатором и разработчиком программы НеКонференции стал Институт образования Вышки.

Идея проведения НеКонференции принадлежит студентам и преподавателям магистерской программы Института образования НИУ ВШЭ «Управление образованием». Ее академический руководитель Анатолий Каспржак когда-то был директором одной из самых инновационных школ Москвы. Первые такие школы начали появляться в Советском Союзе тридцать лет назад, так что НеКонференцию приурочили к этому юбилею.

Формат мероприятия на этот раз был не менее важен, чем его содержание. Дискуссии о будущем школы обычно проходят на всевозможных форумах, научных или научно-практических конференциях. НеКонференция отказалась от пленарных заседаний, научных докладов и отчетов о проделанной работе. Более 600 человек участвовали в интеллектуальных батлах и кейс-чемпионатах, задавали вопросы мэтрам и проектировали модели школы будущего на форсайт-сессиях. В роли модераторов во многих случаях выступали студенты Института образования НИУ ВШЭ.


Анатолий Каспржак

Однажды девочку попросили нарисовать школу, она нарисовала самолет, объяснив, что это и есть школа. Почему? Потому что долго, скучно, все сидят друг другу в затылок. Мы предлагаем вам стать соавторами школы, непохожей на самолет. Если на конференциях принято молчать и слушать, то мы призываем вас говорить. На конференциях принято представлять свой успех, а мы предлагаем вам рассказывать о своих неудачах. Образ школы будущего мы обсуждаем с теми, кто в ней будет учиться, кто там будет учить и кто отдаст туда своих детей.

Расписание НеКонференции построили следующим образом. Было предложено пять актуальных для системы образования тем (образовательная программа, директор и управленческая команда, цифровая школа, внешкольная жизнь, образовательный маркетинг) и четыре разновидности площадок (баттл, кейс-чемпионат, история провалов, 100 вопросов мэтрам), на которых эти темы обсуждались. В результате было проведено 20 дискуссий, между которыми участники НеКонференции могли свободно перемещаться. Как заметил Сергей Баринов, учитель географии «Хорошколы» и выпускник Института образования ВШЭ, это напоминало интеллектуальный шведский стол.

Кроме того, в медиа-зоне прошли презентации книги «(Не)обычные школы: разнообразие и неравенство», подготовленной Институтом образования, и фильма «Свободная школа», снятого Проектно-учебной лабораторией образовательной и молодежной журналистики.

В завершение НеКонференции несколько команд участников, в том числе команда учеников Лицея НИУ ВШЭ, представили свои концепции школ будущего. По результатам голосования лучшей разработкой признали концепцию команды Марка Сартана — руководителя Центра разработки образовательных систем «Умная школа». Членам этой команды предложено осенью пройти стажировку в Институте образования ВШЭ, где с ними будут работать лучшие эксперты отрасли и потенциальные инвесторы.

Как заметил научный руководитель Центра мониторинга качества образования НИУ ВШЭ Виктор Болотов, все представленные концепции объединены двумя лейтмотивами. Во-первых, школа будущего создает условия для саморазвития ребенка. Во-вторых, школьное здание уже не является основным и тем более единственным местом, где дети получают образование. «Это уже не школа в привычном понимании, — заключил Виктор Болотов. — Так что из каждого проекта, представленного на НеКонференции, может получиться НеШкола будущего».

НеКонференция получила множество откликов в социальных сетях:

Спасибо за смелые решения, интересные идеи, баттл на троих, встречу с друзьями и, конечно, любимыми учителями... Скучаю по Вышке! Я вас люблю!

Олеся Лукашук, директор московской школы № 2107

НеКонференция под девизом «Мы создаем школу будущего» Института образования НИУ ВШЭ — одно из самых интересных профессиональных образовательных мероприятий последнего времени, на мой взгляд. Новые форматы — коммуникационные батлы, кейс-чемпионаты, истории провалов, нужные площадки для обсуждения наболевшего и важного. Было полезно и интересно. И столько знакомых лиц!

Екатерина Терешатова, шеф-редактор журнала «Директор школы»

Довольна, как сытый лев! Очень продуктивный день провела сегодня на НеКонференции! Воодушевило все: необычный формат проведения, потрясающие спикеры и интересные темы, которые были вынесены на обсуждение. Каждый участник мог выбрать свою траекторию передвижения от площадки к площадке. Я посетила «Истории провалов» с Александром Рывкиным и Инной Левченко, «Батл» с Алексеем Голубицким, Андреем Лобановым и Натальей Чеботарь, «Кейс-чемпионат» с Ильей Новокрещеновым и Татьяной Серебряковой, «100 вопросов мэтрам» с Александром Асмоловым и Анатолием Гином. Целый день прошёл на одном дыхании! И то, что к концу конференции был полный зал, говорит само за себя. Спасибо организаторам и всем, кто был причастен к этому событию!

Милана Медведева, учитель информатики екатеринбургской гимназии № 210 «Корифей»

Вам также может быть интересно:

Вышка подготовила учителей математики, с которыми детям будет интересно

Состоялся первый выпуск магистерской программы «Совместная магистратура ВШЭ и ЦПМ». Эта программа готовит высококвалифицированных учителей математики, интегрируя высокий научный потенциал факультета математики НИУ ВШЭ и практический опыт работы Центра педагогического мастерства в области школьного образования.

«День открытых дверей»: где учатся магистры образования

Именные аудитории, цитаты великих педагогов и ученых на стенах, мягкие диваны и книги на любой вкус — вот лишь некоторые особенности здания Института образования НИУ ВШЭ, где учатся студенты десяти магистерских программ. В проекте «День открытых дверей» об институте рассказывают студент магистерской программы «Доказательная образовательная политика»Михаил Гасинец (2 курс) и студентка магистерской программы «Измерения в психологии и образовании» (1 курс) Ксения Веринчук.

Новые частные школы России: «печки» разные, «кирпичики» схожие

На очередном семинаре «Актуальные исследования и разработки в области образования» Института образования НИУ ВШЭ руководители самых известных в России негосударственных школ рассказали, какими умениями и навыками будут обладать их выпускники через десять лет.

НИУ ВШЭ поможет московским школам в создании IT-классов

Университет разработает для школьников учебные модули по ведению IT-бизнеса и обучит педагогов IT-классов. Кроме того, на базе НИУ ВШЭ совместно с ведущими IT-компаниями планируется создать центр сертификации выпускников таких классов.

Влияние исследований качества образования на политику не стоит переоценивать

На семинаре, прошедшем в НИУ ВШЭ в рамках Дней Международной академии образования в Москве, профессор Университета штата Аризона Густаво Э. Фишман сравнил международные сравнительные исследования качества образования с лошадиными скачками и заявил, что они не столь значительно влияют на образовательную политику, как принято считать.

Борьба с неуспеваемостью. Как предупредить неудачи в школе

У детей из семей с низким уровнем образования и доходов выше риски плохой учебы. Но школа может их снизить. Как именно, рассказали с опорой на международный опыт эксперты Центра социально-экономического развития школы Института образования НИУ ВШЭ.

Кружок качества. Как внеклассные занятия влияют на успехи школьников

Подростки, которые ходят в студии и секции, чувствуют себя увереннее и лучше учатся в школе. Больше всего успеваемость связана с курсами иностранных языков, выяснила социолог Ксения Тенишева. Доклад об этом представлен в программе ХХ Апрельской Международной научной конференции в Высшей школе экономики.

Институт образования будет сотрудничать с глобальной школьной лабораторией

Институт образования НИУ ВШЭ заключил договор о сотрудничестве с онлайн-платформой ГлобалЛаб — сообществом учителей и учеников, выполняющих совместные исследовательские проекты в Интернете.

Дизайнерам и педагогам предстоит найти общий язык

В правильно организованном пространстве школы дети не только комфортно себя чувствуют, но и лучше учатся. О том, как этого добиться, шла речь на исследовательском семинаре «Дизайн образовательных пространств школы», который Центр развития лидерства в образовании Института образования НИУ ВШЭ провел 12–13 июля.

«Общество не следит за тем, что происходит в школе, оно придирчиво следит за результатами школы»

В интервью «Учительской газете» ректор ВШЭ Ярослав Кузьминов рассказал, как цифровизация должна изменить учебный процесс для учителей, детей и родителей, почему красивая pdf-ка — это еще не цифровой учебник и зачем все-таки ходить в класс, если технологии позволяют учиться удаленно.