• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

«Работа по организации олимпиад входит в зрелую фазу»

27 апреля ректор ВШЭ Ярослав Кузьминов принял участие в заседании Российского совета олимпиад школьников (РСОШ), которое состоялось в Интеллектуальном центре — Фундаментальной библиотеке Московского государственного университета имени М.В.Ломоносова.

На заседании обсуждались итоги прошедшего олимпиадного года, также были представлены результаты III Комплексного межвузовского исследования успеваемости студентов вузов России, которое продолжает начатое в 2009 году изучение академической траектории победителей и призеров олимпиад. В мероприятии участвовали руководитель Рособрнадзора Любовь Глебова, ректоры вузов, представители академической общественности.

В своем выступлении Ярослав Кузьминов отметил, что работа по организации олимпиад входит в зрелую фазу: вузы более ответственно подходят к их проведению, и нареканий стало гораздо меньше: «Хочется верить, что качество отобранных в этом году ребят будет выше, чем в прошлом и позапрошлом году».

Как известно, одна из претензий в адрес олимпиад, проводимых под эгидой РСОШ, — сомнения в том, всегда ли победа является честным способом поступления в вузы в обход ЕГЭ. Были случаи, когда студенты, поступившие по результатам олимпиад, во время учебы не подтверждали высокий уровень подготовки. Чтобы этого не допускать, было принято решение сократить количество олимпиад (со 120 до 77 в этом году) и ужесточить контроль над их проведением. В рамках межвузовского исследования успеваемости студентов выясняется, что «олимпиадники» учатся в вузах успешнее. Так, по результатам зимней сессии этого года у первокурсников, поступивших по результатам олимпиад, средняя оценка составила 4 балла против 3,7 баллов у поступивших по итогам ЕГЭ. Разница — 0,3 балла, что, по мнению Ярослава Кузьминова, «в общем-то, не мало, но и не много».

Чтобы у родителей и абитуриентов не возникало подозрений, что олимпиады являются способом «субъективного отбора в вузы», «устройством для поступления своих», ректор НИУ ВШЭ предложил вернуться к вопросу объединения усилий разных вузов для проведения олимпиад.

Высшая школа экономики уже проводит олимпиады совместно с другими вузами. Например, олимпиада «Ломоносов» по психологии организуется совместно с Московским государственным университетом имени М.В.Ломоносова (МГУ), Санкт-Петербургским государственным университетом (СПбГУ) и Южным федеральным университетом, еще несколько олимпиад — совместно с другими вузами, среди которых СПбГУ, Российский университет дружбы народов, Национальный исследовательский Томский политехнический университет, Иркутский государственный технический университет, Омский государственный университет и другие. «Мне кажется, нам эту работу удалось организовать, потому что у нас есть устойчивый рост участников, — отметил Ярослав Кузьминов. — В этом году в олимпиадах, организованных, в том числе, Высшей школой экономики, приняло участие 15 тысяч школьников — в полтора раза больше, чем в прошлом». Ректор НИУ ВШЭ предложил присваивать более высокий уровень олимпиадам, которые проводятся разными вузами (всего предусмотрено три уровня олимпиад: чем выше уровень, тем больше вузов открыто для победителей). В таком случае будет понятно, что это не «междусобойчик одного вуза».

Пока что на принадлежность олимпиады к тому или иному уровню влияет творческий характер и новизна заданий, профессиональная квалификация организаторов, традиции олимпиады и прочие факторы. Сейчас увеличивается значимость такого критерия, как наличие заданий творческого характера. Однако при большом количестве участников олимпиады творческие задания сложно проверить, так что резко возрастает роль субъективного фактора. «Мне кажется, нам надо говорить о творческом характере так называемых открытых заданий в заключительных турах, сняв этот критерий с отборочных туров, где участвуют тысячи человек, — предложил Ярослав Кузьминов. — Это просто профанация — никто же не сможет их проверить».

Ректор НИУ ВШЭ рассказал о двух межрегиональных олимпиадах, в организации которых участвует ВШЭ, — по экономике и математике. В олимпиаде по экономике в этом году приняли участие 4,2 тысячи школьников — половина всех участников олимпиад по экономике. Нет ни одного замечания по проведению этой олимпиады. Тем не менее она была квалифицирована как олимпиада второго уровня. Аналогичная ситуация с олимпиадой по математике: экспертная комиссия присудила ей третий уровень, хотя «опять-таки не было никаких претензий». Ярослав Кузьминов пояснил, что не предлагает оспаривать результаты работы экспертных комиссий, которые готовили заключения по уровням олимпиад: «Давайте, прежде всего, разберемся, чтобы нам было понятно, что надо исправить в следующий раз». Такова позиция не только Вышки, но и всех вузов, которые участвовали в организации этих олимпиад.

Ситуацию с олимпиадой по экономике разъяснил председатель экспертной комиссии РСОШ по экономике, вице-президент Российской академии наук Александр Некипелов. Эксперты действительно высоко оценили эту межрегиональную олимпиаду школьников, она была признана лучшей среди олимпиад по экономике. «Есть, правда, вопрос, который проецируется на дискуссии, которые ведутся в экономической науке, — о роли математики. Все понимают, что она достаточно значимая, но насколько?». По словам Некипелова, эксперты комиссии усмотрели в заданиях олимпиады «недобор гуманитарно-экономических сюжетов». В результате экспертной оценки олимпиада набрала чуть больше 80 баллов, а для отнесения к первому уровню надо было 90 баллов. Именно по этому, формальному, показателю она и была квалифицирована как олимпиада второго уровня. При этом Некипелов отметил, что как председатель комиссии не возражал бы, если бы ей присудили первый уровень, поскольку она действительно является лучшей среди олимпиад по экономике.

По поводу «гуманитарно-экономических» сюжетов Ярослав Кузьминов заметил, что уже несколько лет указывает на эту проблему организаторам олимпиады: «Действительно, на мой взгляд, слишком много задач с тяжелыми математическими расчетами. И поскольку мы имеем гуманитарное представление о нашей науке, я регулярно на них «нападаю». Но мне наши организаторы возражают следующим образом: как только мы уходим от счета, мы теряем возможность сопоставления». Таким образом, под вопросом оказывается объективность оценки работ.

«Все последние Нобелевские премии по экономике — это премии за математические модели», — в шутку заметил на это ректор МГУ Виктор Садовничий и как председатель экспертной комиссии РСОШ по математике добавил, что олимпиада Вышки по этому предмету также «заслуживает повышения» — это «бесспорно, второй уровень».

Елена Кузнецова, специально для новостной службы портала ВШЭ

Вам также может быть интересно:

В Санкт-Петербурге объявили победителей II Международной олимпиады школьников по экономике

Завершилась II Международная олимпиада школьников по экономике (International Economics Olympiad), открывшаяся в северной столице неделю назад. Золото в командном зачёте досталось команде из Бразилии. Серебро и бронза у участников из Китая. Россияне — на пятом месте.

В Санкт-Петербургском кампусе ВШЭ открылась II Международная олимпиада школьников по экономике

Олимпиада, организованная по инициативе Вышки, собрала школьников из 24 стран мира. Генеральным спонсором олимпиады выступает ПАО Сбербанк. Соревнования продлятся неделю. Победители получат возможность бесплатно поступить на образовательные программы ВШЭ по экономике в 2020 году.

«У каждого из вас будет шанс внести новое в знание об обществе и политике»

100 учащихся 9-11 классов стали победителями и призерами Всероссийской олимпиады школьников по обществознанию, заключительный этап которой проходил с 30 марта по 4 апреля в учебном центре НИУ ВШЭ «Вороново».

224

учащихся из 63 регионов России собрались на заключительный этап Всероссийской олимпиады школьников по обществознанию, который проводит НИУ ВШЭ.

«Буду делать всё, чтобы не опускаться ниже взятой планки»

Завершилась Всероссийская олимпиада школьников по экономике. Ее заключительный этап по традиции прошел в учебном центре ВШЭ «Вороново». Победителями и призерами олимпиады стали 126 учеников 8-11 классов из более чем тридцати регионов России.

283

учащихся из 61 региона России принимают участие в заключительном этапе Всероссийской олимпиады школьников по экономике, который проводит НИУ ВШЭ.

270

учащихся 10-11 классов Лицея НИУ ВШЭ стали победителями и призерами регионального этапа Всероссийской олимпиады школьников в 2019 году.

Началась регистрация на командную олимпиаду «Высшая проба» по программированию

К участию в олимпиаде приглашаются команды из трех человек — учеников 7-10 классов. Те потенциальные участники, которые еще не сформировали свою команду, могут это сделать на странице «Олимпиады школьников НИУ ВШЭ» социальной сети «ВКонтакте». Сразу после регистрации и до 25 марта можно будет решить онлайн задачи квалификационного этапа.

Командная олимпиада «Высшая проба» по программированию состоится впервые

К участию в олимпиаде приглашаются ученики 7–10 классов. Регистрация команд-участников начнется 25 февраля 2019 года, возможность решить задачи квалификационного этапа будет открыта до 25 марта. Приступать к формированию команд и подготовке к олимпиаде рекомендуется уже сегодня.

44726

школьников зарегистрировались на Межрегиональную олимпиаду «Высшая проба». Это на 3448 человек больше, чем в прошлом году. Поскольку один школьник может участвовать в олимпиаде сразу по нескольким профилям, то общее число регистраций – 177773. Этот показатель на 16104 превышает прошлогодний.