• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Кто помог шведам стать альтруистами? О презентации летней школы "Практика на Балтике"

28 июля состоялась презентация международного проекта ГУ-ВШЭ — молодежной летней школы "Практика на Балтике". С 2008 года он осуществляется при поддержке Совета Европы и включен в трехлетний план сотрудничества России и Совета Европы в рамках деятельности Международной конференции неправительственных организаций в Страсбурге в сфере развития институтов гражданского общества. В текущем году школа, посвященная теме "Отношения России и Европы: стратегические задачи для нового соглашения", пройдет с 3 по 10 августа в Швеции. Выбор места ее проведения совсем не случаен — именно Швеция председательствует в этом году в Совете Европы.

В ходе презентации, которая больше походила на рабочую встречу участников Школы, была представлена книга "Russia and Germany: cooperation in the EU context. Academic Papers of the seventh international HSE Summer School "Baltic Practice" ("Россия и Германия. Взаимодействие в европейском контексте: case studies для пяти направлений сотрудничества. Научные доклады Седьмой Международной летней школы ГУ-ВШЭ "Практика на Балтике"). Все желающие получили возможность унести с собой эту нелегкую книгу.

Закафедрой публичной политики ГУ-ВШЭ, бессменный руководитель "Практики на Балтике", профессор Нина Беляева подчеркнула политическую актуальность вынесенной в нынешнем году на обсуждение темы и провела параллели между развитием Летней школы и эволюцией отношений России и Европы. Во время проведения первой Летней школы в 2001 году всем казалось, что дружба с Европой все крепнет и ничто уже не остановит процесс начавшейся интеграции. Такая позитивная тенденция и некая эйфория сохранялись еще пару лет. Но уже в 2005 году эксперты из Европейского Союза, выступая на Школе, констатировали спад в развитии взаимодействия.

Книга "Russia and Germany: cooperation in the EU context. Academic Papers of the seventh international HSE Summer School "Baltic Practice"
Книга "Russia and Germany: cooperation in the EU context. Academic Papers of the seventh international HSE Summer School "Baltic Practice"
Так что же случилось на официальном уровне между Россией и Европой? Ведь на уровне студенческих и научных обменов отношения между Россией и Европейским Союзом по-прежнему складываются просто отлично. И даже посольство Латвии в России, по словам Н. Беляевой, всячески помогало Школе "Практика на Балтике".

Главный редактор журнала "Россия в глобальной политике" и участник прошлогодней Школы Федор Лукьянов находит этому объяснение в том, что ни Россия, ни Евросоюз не видят конечной цели сотрудничества. Чего именно мы ждем друг от друга? Мы хотим только лишь энергобезопасности? Но даже если так, поставщикам и потребителям энергоресурсов очень трудно договориться, ведь говоря об одном и том же — интеграции, Россия и ЕС зачастую подразумевают совершенно разные вещи. И на этом фоне вместо плодотворного сближения мы наблюдаем рост взаимозависимости без роста взаимного доверия. И здесь, по словам Ф. Лукьянова, важно отбросить как упаднические настроения, так и иллюзии, что до объединения с Европой осталось буквально два шага. Надо просто планомерно вести диалог и целенаправленно заниматься просвещением.

Эксперт также обратил внимание собравшихся на то, что Россия, восстановив статус великой державы и, безусловно, повысив свое влияние на международной арене, пока находится в поиске векторов его практической реализации. Как распорядиться своей силой, чтобы извлекать из нее максимальную пользу? Понимание этого, по мнению Федора Лукьянова, является сейчас главной задачей, и попытка достичь такого понимания может стать одной из основных задач предстоящей Летней школы.

Намечая задачи Школы, Нина Беляева рассказала, что в этом году помимо такой актуальной темы, как Болонский процесс, в Швеции будут затронуты проблемы корпоративного управления, а также прав человека и демократии. И если Совет Европы поддерживает обсуждение названных тем, но Министерство иностранных дел России, напротив, считает их излишне политизированными.

Федор Лукьянов
Федор Лукьянов
Федор Лукьянов, комментируя это замечание, признался, что, не будучи специалистом по корпоративному управлению, он тем не менее уверен, что сегодня это один из стержневых вопросов — о чем свидетельствует хотя бы реакция мировых рынков лишь на одно недавнее заявление премьер-министра России В. Путина по поводу компании "Мечел". Это лишнее доказательство недостатка прозрачности в нашем бизнесе и политике. Что же касается проблемы прав человека и демократии, то, по мнению Ф. Лукьянова, необходимо перевести эти понятия из политического обсуждения в дискуссию об инструментах, вернуть им практический смысл, сняв смысл идеологический. И если МИДу России не нравится тема демократии, то ее можно обсуждать в терминах конкуренции.

Представитель международного молодежного правозащитного движения Дмитрий Макаров во многом разделяет это мнение и видит проблему прежде всего в том, что диалог о правах человека в рамках сотрудничества России и ЕС ведется в терминах общих ценностей. В противоположность этому, Совет Европы пытается перевести понятие прав человека в нормативное поле двусторонних соглашений.

В завершение встречи Нина Беляева предложила участникам предстоящей Летней школы сформулировать вопросы и предложения экспертам. Координатор студенческой группы по корпоративному управлению Всеволод Шаров заострил проблему "великой державы", коль скоро, по мнению Федора Лукьянова, таковой уже является и Россия.

Г-н Лукьянов подчеркнул, что это понятие не юридическое. Великие державы — это страны, которые по своим объективным характеристикам оказывают влияние на международную среду, в разы превышающее влияние остальных стран. Таких стран мало: США, Китай, авансом — Европейский Союз и Россия. Однако великая держава — это не только сила, но и сочетание возможностей и ответственности. Россия сейчас больше озабочена проблемой возможностей, а с ответственностью дело обстоит пока хуже.

Аспирант кафедры публичной политики ГУ-ВШЭ Дмитрий Камнев высказал сомнение в продуктивности и корректности обсуждения прав человека в европейских странах, когда члены Евросоюза имеют обыкновение поднимать эту тему в зависимости от политического контекста, когда это выгодно им. В качестве примера Камнев привел Турцию, которую вот-вот примут в Евросоюз, закрыв глаза на проблемы с правами человека.

Нина Беляева
Нина Беляева
Однако Ф. Лукьянов скептически оценивает перспективы принятия Турцию в ЕС, где, прежде всего, смотрят на усилия и положительную динамику, нежели на реальное положение вещей с правами человека. Что же касается обсуждения нарушений прав человека в самой Европе, то эту тему поднимать можно и нужно. Конечно, она не может нравиться европейцам, но это вовсе не означает, что по ней невозможен конструктивный диалог.

По просьбе ведущей Ф. Лукьянов наметил темы круглого стола, который пройдет в рамках Школы в шведском Министерстве иностранных дел. Он заметил, что Швеция уникальная страна, которая под влиянием военных поражений смогла избавиться от имперских амбиций и найти путь от воинствующей державы к социальному государству, ориентированному на обеспечение нужд своих граждан. Теперь Швеции свойственен здоровый альтруизм в международной политике. Поэтому в качестве возможной темы предстоящей встречи предложены поиск путей трансформации политического сознания от великодержавия к разумному миссионерству в геополитике и обсуждение роли благородства и альтруизма в международной политике.

В заключительном слове Нина Беляева заметила, что не за горами уже десятая, юбилейная школа "Практика на Балтике" и что было бы правильно и символично провести ее в самом центре Балтийского моря на теплоходе. Но чтобы этот проект удался, готовиться к нему надо начинать уже сейчас.

Елена Новикова, Новостная служба портала ГУ-ВШЭ
Фотографии Ивана Морякова

Вам также может быть интересно:

Системы образования России и Китая меняются под воздействием цифровых технологий

В Высшей школе экономики начала работу вторая российско-китайская конференция «Цифровая трансформация образования и искусственный интеллект». Исследователи двух стран обсудили, что меняется в национальных системах образования благодаря цифровой революции и что можно позаимствовать из опыта друг друга.

«Хотим, чтобы студенты умели воспринимать другое мнение, даже если они его не разделяют»

В конце февраля и начале марта факультет мировой экономики и мировой политики ВШЭ впервые провел учебный модуль Консорциума университетов — объединения ведущих вузов России, Европы и США, в рамках которого студенты и аспиранты занимаются изучением международных отношений.

Студенты программы двух дипломов по международным отношениям показали высокие результаты на экзаменах Лондонского университета

Доля студентов ВШЭ, успешно сдавших лондонские экзамены в 2018 году, намного превзошла средний показатель по другим вузам-участникам международной программы Лондонского университета. А сама Вышка получила статус Recognised Teaching Centre.

Зимняя школа помогает студентам подняться на уровень выше

В конце января – начале февраля Высшая школа экономики традиционно проводит зимние школы для поступающих в магистратуру. Некоторые тематически близкие школы объединяют свои усилия и часть занятий делают общими для всех студентов. Что из этого получается, показываем на примере экономической школы и школы по международным отношениям.

НИУ ВШЭ и Лондонский университет открывают бакалаврскую программу двух дипломов по международным отношениям

В 2016 году Вышка начинает прием на новую англоязычную программу бакалавриата — «Международные отношения». Она будет реализовываться совместно с Лондонским университетом, оператором программы выступает Лондонская школа экономики и политических наук (LSE). Выпускники программы смогут получить и российский, и британский дипломы бакалавров. Презентация программы состоится на дне открытых дверей 1 ноября.

«Практика на Балтике» разворачивается на Восток

Международная летняя школа «Практика на Балтике», организуемая кафедрой публичной политики ВШЭ, отметила свое 15-летие. Ее организаторы и участники рассказывают о главном, что нужно знать о «Практике», и о том, почему спустя 15 лет школа сменит направление развития.

«ВШЭ — наилучшее место для работы над вопросами международных отношений»

В Высшей школе экономики  прошла  V Международная российско-китайская летняя школа по международным отношениям «Евразия 2020: перспективы сотрудничества». Школа проводится с 2011 года факультетом мировой экономики и политики ВШЭ совместно с Восточно-китайским педагогическим университетом (Шанхай, Китай). В этом году она проходила при содействии Фонда поддержки публичной дипломатии им. А.М. Горчакова. На территории России это единственная подобная школа.

«России и ЕС необходимо наконец честно и открыто начать говорить друг с другом»

Одержав некогда победу в холодной войне, сегодня Европа рискует проиграть мир после нее. Нынешние противоречия России и ЕС в вопросе Украины — лишь видимый симптом той «вялотекущей болезни», которую обе стороны отказывались лечить последние двадцать лет. Российско-европейский кризис и его причины обсудили на круглом столе, организованном  факультетом мировой экономики и мировой политики НИУ ВШЭ, Советом по внешней и оборонной политике и журналом «Россия в глобальной политике». Поводом к встрече послужила статья Сергея Караганова «Европа: поражение из рук победы».

Каталония и Шотландия: чем различаются «нации без государств»

На факультете мировой экономики и мировой политики состоялось первое заседание Европейского клуба. В рамках встречи профессор Луис Морено Фернандес из Испанского национального исследовательского совета рассказал о сходствах и отличиях двух западноевропейских наций, не имеющих государственных образований, — Каталонии и Шотландии.

Российско-китайская летняя школа изучила потенциал России в Азиатско-Тихоокеанском регионе

10 июля в Москве завершилась IV Международная российско-китайская летняя школа по международным отношениям «Пространство и время в евразийскую эпоху», организованная ВШЭ и Восточно-Китайским педагогическим университетом.