• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Цифровые продюсеры для музеев: первый выпуск и первые медиапроекты

Цифровые продюсеры для музеев: первый выпуск и первые медиапроекты

Трансмедийные проекты – реальность современного образовательного и информационного пространства. Благодаря им «оживают» в анимации музейные коллекции, визуализируются сложные физические явления. Сотрудники ведущих музеев и преподаватели департамента медиа ВШЭ полтора года обучали магистрантов программы «Трансмедийное производство в цифровых индустриях». В феврале первый выпуск представил свои итоговые учебные работы.

Центр толерантности, Музей Банка России, Третьяковская галерея и краснодарский издательский дом «Книга» стали заказчиками выпускников первого набора музейного профиля. Используя различные мультимедийные инструменты, студенты рассказали истории, расширяющие пространство экспозиций, и организовали собственные виртуальные выставки.

Проект «Письма с фронта»

Команда: Александр Вульфович, Евгений Артамонов, Ирина Демехина, Диана Андреева, Эльмир Инсапов

Трехтомник краснодарского издательства «Книга» под названием «Письма с фронта» – это собрание артефактов из семейных архивов. В него вошли письма, фотографии, воспоминания от первого лица советских и немецких военнослужащих и мирных жителей. Найти актуальный формат для готовящегося издания четвертого тома — такая задача была поставлена студентам. Необходимо было бережно показать каждый документ и в то же время приблизить его к современному зрителю.

Команда придумала онлайн-выставку. Здесь в трех больших разделах – быт, досуг и любовь – можно увидеть оцифрованные артефакты. Например, в тексте книги есть упоминание о патефоне. Интерактивная карточка этого объекта покажет информацию, предложит фотографии и небольшую игру. Для прототипа магистранты изготовили десять таких карточек.

Фронтовые письма — это история и география войны. Множество людей из разных городов, поселков, стран удалось объединить на пространстве интерактивной карты. Кроме наглядности такое решение помогает быстрому поиску не только по тематике, отправителям и получателям, но и по локациям.

«Сейчас на нас вышел Музей Москвы, – говорит участник проекта Александр Вульфович. – Они готовят схожий проект к 9 мая и хотят коллаборации с нами. Изначально мы и планировали запуск проекта ко Дню Победы. Так что, надеюсь, он все-таки выйдет из стадии прототипа, но уже в ином виде».

Проект «Адреса авангарда» для Еврейского музея и Центра толерантности

Команда: Вера Портнова, Екатерина Федотова

Этой весной Еврейский музей и центр толерантности выпускает книгу «Адреса авангарда». Каждая глава — улицы или районы города, где проходили выставки, размещались мастерские русских авангардистов.

Студенческая команда помогла музейщикам перенести повествование за пределы книги. Они разработали интерактивную карту Москвы с навигацией по важным местам жизни и творчества художников. Переходя от локации к локации, мы путешествуем во времени, на современных улицах появляются мастерские с картинами, мы знакомимся с их авторами, узнаем истории от первого лица. Пока на карте проекта семь точек, но после выхода книги локаций и материалов прибавится. Кстати, путешествовать можно не только виртуально: для реальных домов, упомянутых в книге, магистранты разработали таблички с QR-кодами, ведущими на сайт проекта.

Участник команды Вера Портнова говорит, что такой опыт работы ценен, в первую очередь, с точки зрения общения с заказчиком и согласования условий: «Это крайне важно. От этого сильно зависит как ход работы, так и ее результат. Занимаясь "Адресами авангарда", мы многое почерпнули для себя».

Уже сейчас можно увидеть прототип проекта истории дома – по адресу Мясницкая, 21 жили и работали Александр Родченко и Варвара Степанова.

Проект для музея Банка России

Команда: Полина Широкшина, Станислав Миловидов, Юлия Воловик, Дарья Беседина

Рассказать посетителям виртуального музея Банка России об истории денег и их роли в культуре – такая задача стояла перед студентами. Она казалась несложной, но только на первый взгляд. Как понять, сколько выиграл Герман в «Пиковой даме» в пересчете на современные деньги? А на какую сумму польстился Раскольников в квартире старухи-процентщицы? Магистранты предложили свое решение: соотнесли курс рубля «имперского» к рублю современному, взяв за основу цену килограмма картофеля, упоминаемую в классической литературе – и существующую на сегодняшний день.

Кроме того, команда сняла анимационный сериал о семье золотых монет, потерявшихся во времени и пространстве. Пока они путешествуют в поисках друг друга, зрители узнают, какие формы принимали деньги в разные века и познакомятся с бытом и культурой разных народов.

Участник проекта Полина Широкшина признается, что самым сложным в выполнении задчи оказалась организация работы группы: «Несмотря на чёткий план и систему дедлайнов, у нас не получалось делать всё вовремя, в основном из-за сильной загруженности на работе и учёбе».

Проект для готовящейся выставки об эпохе застоя в Третьяковской галерее

Команда: Полина Васильева, Дарья Толкач, Анна Мельникова

Для выставки «Эпоха застоя» магистранты придумали проект-сопровождение – саунд-спектакль «Квартирник». Квартирники – забытое явление советской андеграундной культуры. Между тем без таких собраний «посвященных», «своих» трудно представить неофициальное искусство эпохи СССР. В этом подполье жили и работали художники, поэты, писатели, которым не было места в официальном культурном пространстве конца 1960х – начала 1980х. Картины выставлялись в домах друзей и знакомых, попасть на такие вернисажи можно только по приглашению. Саунд-спектакль — это разговоры, шутки и анекдоты 1970-х и 1980-х годов. Те самые, которые нельзя было рассказывать публично.

Участник команды Дарья Толкач говорит, что благодаря проекту студенты на практике разобрали, как грамотно подготовить выставку: «Мы поняли, что для успешной реализации наших идей необходимо придерживаться четкого плана, а также оставаться на связи со всеми его участниками».

Проект уже включен в официальные мероприятия, приуроченные к выставке в Третьяковке, которая открывается в апреле. Услышать «Квартирник» можно будет по QR-коду, размещенному в каталогах и на рекламных плакатах.

Профиль «Продюсер трансмедийных проектов в сфере культуры и музейного дела» магистерской программы «Трансмедийное производство в цифровых индустриях» реализуется при поддержке Благотворительного фонда Владимира Потанина. Проект осуществляется совместно с Центром цифровых культур и медиаграмотности.

На программе 20 бюджетных мест, 15 платных мест, 1 платное место для иностранцев. Длительность обучения 2 года. Поступление по конкурсу портфолио и результатам экзамена по английскому языку. Все подробности можно найти на официальной странице программы.