• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Открывая для себя предпринимательство

С 18 по 29 августа прошла международная Летняя школа Лаборатории исследований предпринимательства ВШЭ и Национального института исследований инновационного предпринимательства университета Твенте (Энсхеде), Нидерланды. О школе рассказывает научный руководитель этой лаборатории, декан факультета социологии ВШЭ Александр Чепуренко.

Школа проходила в два этапа: сначала принимающей стороной выступали нидерландские коллеги, а вторая часть состоялась в одном из подмосковных пансионатов. Совместную команду организаторов возглавляли со стороны университета Твенте профессор Аард Грен, он же директор Национального института исследований инновационного предпринимательства (НИКОС), а от Высшей школы экономики — научный руководитель Лаборатории исследований предпринимательства (ЛИП), декан факультета социологии ВШЭ Александр Чепуренко.

— Александр Юльевич, кто были участники этой школы? В чем состояла суть их работы в рамках школы?

— Для участия в работе школы организаторы отобрали по десять наших и нидерландских студентов и аспирантов, которые в течение зимы и весны выполняли небольшие групповые исследовательские проекты, их результаты (англоязычные тексты и презентации) стали предметом обсуждения на самой летней школе. Кроме этого, оба университета подготовили короткую, но насыщенную программу лекций, мастер-классов и бесед по различным аспектам теории и практики предпринимательства, развития национальной инновационной инфраструктуры обеих стран, корпоративного управления, статистики бизнеса и предпринимательства…

— В чем был основной замысел проведения этой летней школы?

— Летние школы стали важным и неотъемлемым элементом работы нашей лаборатории. На них мы знакомим новичков с современными исследованиями предпринимательства, прежде всего с проектом «Глобальный мониторинг предпринимательства», в котором Вышка участвует с 2006 года. Но эта, третья, летняя школа по предпринимательству стала новым шагом. Две предыдущие (в 2009 и 2010 годах) были сугубо национальными, мы отбирали студентов только из российских вузов, но каждый раз приглашали также одного из известных зарубежных специалистов в качестве лектора и «свежей головы» — для комментирования студенческих презентаций, консультирования участников по вопросам теории и исследовательской методологии. Теперь же сделан новый шаг — мы с коллегами из очень динамично развивающегося предпринимательского университета нидерландской провинции Твенте сформировали общий оргкомитет, который подготовил насыщенную и, как нам представляется, в целом взаимодополняющую программу занятий. С их стороны в основном это были кейсы, а также лекции по вопросам организации и финансирования бизнеса. С нашей стороны — сравнительный анализ практики предпринимательства в обеих странах, особенностей корпоративного управления в России, международных стандартов статистики предприятий и предпринимательства и их применимости в практике исследований на национальном и международном уровне, а еще такого пока редкого в нашей стране явления, как социальное предпринимательство. Сравнительный анализ практики предпринимательства в обеих странах основывался как на данных «Глобального мониторинга предпринимательства», так и на других источниках.

Кроме того, студенты должны были провести презентацию своих проектов по исследованию различных аспектов предпринимательства в странах-участницах летней школы, выполненных в ходе подготовительного этапа, а также суметь в процессе работы самой летней школы, разбившись на смешанные российско-нидерландские группы, реализовать еще один групповой проект. Таким образом, было много именно групповой проектной работы, что удачно дополнило стандартные процедуры образования, реализуемые в течение учебного года, и способствовало интернационализации исследовательских компетенций студентов. Важным и полезным элементом программы была и необходимость постоянно общаться на профессиональные темы на английском языке. Наконец, работа с носителями иной академической культуры дала и преподавателям, и студентам возможность для сравнения.

— И что же это сравнение показало?

— Мы убедились, что голландские студенты в целом гораздо лучше умеют работать с литературой, делать ее аккуратный анализ. Тогда как сильная сторона наших студентов — скорее, владение методами эмпирического анализа для решения инструментальных задач (правда, иногда бывают проблемы с интерпретацией полученных результатов). Мы также — исходя из анализа анкет, которые по итогам школы заполнили все участники — увидели, что высоко были оценены некоторые наши лекторы (например, Максим Братерский или Александр Сеттлз), я имею в виду и уровень преподавательского мастерства, и владение предметом. Вообще, по отзывам большинства студентов обоих университетов, школа превзошла их ожидания, за короткий срок они узнали много нового, получили навыки анализа данных, групповой проектной работы в международных группах, смогли познакомиться и подружиться друг с другом и ознакомиться с достопримечательностями Амстердама и Москвы. Праздничный фейерверк над Москвой-рекой, который завершил рабочую программу, был вполне созвучен настроению ребят.

— Каковы теперь ваши планы?

— Организаторы и сами получили большой опыт (поначалу и мы, и наши нидерландские коллеги относились к проведению совместной школы двух университетов как к большому венчурному проекту). Мы проанализировали отзывы студентов, собственные впечатления и твердо уверены, что в следующем году нам по плечу провести международную школу уже в расширенном варианте — с участием других европейских университетов-партнеров. Идея — сделать школу в полном смысле европейской, открытой, и на ее базе начать постепенно выстраивать магистерскую программу двух дипломов по исследованиям предпринимательства европейского уровня.

— А какие-то сопутствующие проблемы при проведении школы выявились?

— Во-первых, конечно, была визовая проблема (для обеих сторон это было большим и хлопотным делом). А главное, в случае выбытия кого-то из участников произвести замену становится невозможно (а достойный резерв у нас был). Во-вторых, было очень трудно найти адекватные источники финансирования и методы организации летней школы с международным участием в условиях действия российского законодательства в области закупок и странного выбора приоритетов финансирования видов активности национальных исследовательских университетов со стороны Минобрнауки. Только особые усилия сотрудников Лаборатории исследований предпринимательства — особенно выделю заведующую лабораторией Ольгу Образцову, ее заместителя Марию Габелко, а также нашу выпускницу Екатерину Мурзачеву — и поддержка со стороны ряда служб и административных подразделений Вышки (в частности, дирекции по международным связям и особенно Елены Артюховой), — только это и позволило в итоге преодолеть препоны в виде наших установлений, не дающих национальному исследовательскому университету финансировать такие формы преподавательской и студенческой активности, как летние школы. Полагаю, что с учетом растущего числа летних школ в Вышке настала пора подумать о выстраивании соответствующей логистики и включении связанных с этим видов трудозатрат студентов и преподавателей в их официально признаваемую нагрузку.

— Что вы имеете в виду?

— Я имею в виду, что одновременно с принятием решения о финансировании летних школ соответствующий орган университета должен был бы осуществлять также утверждение количества кредитов для студентов, успешно прошедших летнюю школу (например, за один и тот же объем работы студенты бакалавриата могли бы получать по 2 кредита, а магистратуры — хотя бы по одному), а еще выносить решение, пусть даже рекомендательное, в адрес руководства факультетов об учете затрат на организацию и проведение школ со стороны преподавателей в их нагрузке, как это принято в тех самых европейских университетах, которые мы выбрали себе в качестве бенчмарков. Поверьте мне, сил и времени на подготовку такой школы уходит не меньше, чем на полновесный учебный курс.

Вам также может быть интересно:

Проекты студентов ВШЭ вошли в топ-10 стартапов молодежных акселераторов Сбера

Бизнес-проекты Александра Зыкова и Никиты Нехаенко, первокурсников образовательной программы «Бизнес-информатика» Высшей школы бизнеса НИУ ВШЭ, оказались в топ-10 лучших стартапов молодежных акселераторов Сбера. Кроме того, недавно ребята также приняли участие в ТВ-шоу «Гонка стартапов», которое выходит еженедельно на телеканалах «Пятница!» и «Суббота!».

«Предприниматель должен стать действующим лицом и бенефициаром деятельности университета»

В Институте образования НИУ ВШЭ состоялась экспертная дискуссия о предпринимательской деятельности студентов и обучении предпринимательству в университетах. В ней приняли участие эксперты из системы высшего образования, в том числе руководители Вышки, а также представители Госдумы, Агентства стратегических инициатив и действующие предприниматели.

Тест на соответствие: как действует новая система отбора на Всероссийский кейс-чемпионат

Система отбора команд, которые получат приглашение к участию в региональном этапе Всероссийского кейс-чемпионата школьников по экономике и предпринимательству, в этом году изменилась. Если раньше потенциальным участникам — командам из 2–4 учеников 9–11-х классов и студентов СПО — нужно было записать и представить видеовизитку, то в этом году им предлагается пройти квалификацию, или квалификационное тестирование, в период с 6 по 9 октября.

В Вышке прошла 10-я летняя нейролингвистическая школа “Eye-tracking in the Lab and Beyond”

В этом году в школе приняли участие более 100 человек со всей России и из-за рубежа. Это уже 10-я летняя нейролингвистическая школа “Eye-tracking in the Lab and Beyond”, ежегодно проводимая Центром языка и мозга ВШЭ. Ведущие специалисты рассказали о передовых разработках и исследованиях в области видеоокулографии.

Анализ данных и персонализированная медицина: как прошла школа по кардиогенетике

Недавно в Центре непрерывного образования факультета компьютерных наук НИУ ВШЭ состоялась летняя школа «Кардиогенетика: отсеквенирования к разработке кардиопанели». Программа была организована совместно с Институтом аналитического приборостроения РАН,Институтом спектроскопии Российской академии наук и компанией «Синтол».

Старшеклассники в академической культуре: как прошла VIII Летняя историко-филологическая школа ФГН ВШЭ

В конце августа в учебном центре «Вороново» состоялась VIII Летняя историко-филологическая школа (ЛИФШ), организованная факультетом гуманитарных наук НИУ ВШЭ при поддержке Дирекции по работе с одаренными учащимися в рамках проекта «Расти с Вышкой» и экспертов Всероссийского чемпионата сочинений «Своими словами».

«Летняя школа по аналитике и Data Science — возможность получить информацию из первых уст»

В конце августа в Центре культур Вышки прошла летняя школа по аналитике и Data Science, организованная Центром непрерывного образования факультета компьютерных наук. В ней приняли участие более 300 слушателей. Доклады представили спикеры из «Яндекса», Сбера, «Тинькофф», МТС, X5 Group, Альфа-Банка, «Мегафона», «Дзена», VK, а также сотрудники ФКН.

«Интерес к приложениям машинного обучения в биоинформатике с каждым годом растет»

28–30 августа, накануне нового учебного года, факультет компьютерных наук ВШЭ провел четвертую летнюю школу по машинному обучению в биоинформатике. В этом году на событие зарегистрировались 670 человек, более 300 посетили ее очно.

Итоги Международной летней школы — 2023 подвели в НИУ ВШЭ в Санкт-Петербурге

В августе в питерской Вышке завершилась Международная летняя школа. Участники прослушали курсы по политологии, русскому языку и финансам от преподавателей ВШЭ, а также познакомились с Северной столицей и исследовали ее достопримечательности в ходе культурной программы. Обучение прошли студенты из девяти стран, таких как Венесуэла, Китай, Вьетнам, Южная Корея, Япония, Италия, Германия, Узбекистан и Россия.

Регистрация на кейс-чемпионат школьников по экономике и предпринимательству продлится до 5 октября

21 августа началась регистрация участников IV Всероссийского кейс-чемпионата школьников по экономике и предпринимательству. Инициатор его проведения и генеральный партнер — Минэкономразвития России. К участию приглашаются команды из 2–4 учеников 9–11-х классов и студентов любого курса профессиональных колледжей. Если в предыдущие годы допуском к кейс-чемпионату служила видеовизитка, то теперь каждому участнику команды нужно будет пройти индивидуальное квалификационное тестирование.