• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Ярослав Кузьминов: "Я не верил, что зарплата учителя может вырасти почти вдвое"

2 сентября ректор ГУ-ВШЭ Ярослав Кузьминов принял участие в заседании коллегии Минобрнауки России, на котором рассматривался проект государственной программы "Образование и развитие инновационной экономики: внедрение современной модели образования в 2009—2012 годы".

Заседание коллегии, которое, как обычно, вел министр образования и науки РФ Андрей Фурсенко, строилось так: сначала о проекте программы рассказали директор профильного департамента Минобрнауки Игорь Реморенко и заместитель руководителя Рособразования Евгений Бутко. Затем их доклады прокомментировали эксперты соответственно по общему, среднему профессиональному и высшему образованию: директор московского Центра образования № 548 "Царицыно" Ефим Рачевский, президент Союза директоров средних специальных учебных заведений Виктор Демин и ректор ГУ-ВШЭ Ярослав Кузьминов. После этого состоялось обсуждение, в котором приняли участие сначала гости министерства, а затем члены коллегии.

В своем выступлении ректор Вышки охарактеризовал проект программы так: "Там ясная идеология модернизации, которая увязана с Концепцией долгосрочного социально-экономического развития России. Это означает, что Минобрнауки хорошо поработало с Минфином и МЭРом. Программа может послужить фактором социально-экономического развития страны. Вокруг модели складывается общественное согласие. Но необходимы механизмы реализации модели. Возникает проблема ресурсов, которые планируется на это выделить".

Ярослав Кузьминов предложил "честно отнестись к слову "конкурентоспособность", поскольку по качеству профессионального образования Россия сильно отстает от стран-конкурентов. В числе мер по преодолению отставания он назвал "импорт технологий и профессоров", сославшись на прошлогоднее заявление Владимира Путина о целесообразности "импорта мозгов". Нужно постоянно проводить "мониторинг трендов мирового рынка образовательных услуг", учитывать изменения в налоговом законодательстве, которые стимулируют семьи и предприятия вкладывать средства в образование. Необходимо учитывать рост внебюджетных доходов системы образования.

Ректор ГУ-ВШЭ назвал особенно удачным механизм стимулирования регионов ("деньги в обмен на обязательства"), апробированный в рамках приоритетного национального проекта "Образование" и учтенный в программе по реализации модели. "На втором этапе нацпроекта это привело почти к удвоению зарплаты учителя, — сказал он. – Я не верил, что этого удастся достичь. Нужно более детально прописать в программе то, чего мы хотим добиться от регионов: увеличения ресурсов, изменения структуры образования и проч.". В то же время Ярослав Кузьминов считает, что в работе с регионами при реализации модели следует избежать патернализма, поскольку принцип "деньги в обмен на обязательства" может привести к имитации изменений. В этом смысле весьма удачным был конкурс инновационных программ вузов (Вышка стала одним из 17 победителей первого этапа конкурса), поскольку гранты выделялись на инициативы, предложенные самими учебными заведениями. А при реализации модели целесообразна поддержка инициативных проектов по уровням образования.

Следующая проблема – финансирование высшей школы. Государство делает ставку на вузы трех уровней: федеральные университеты (два уже созданы в Ростове и Красноярске в рамках нацпроекта), национальные исследовательские университеты и вузы, реализующие отдельные качественные программы инновационного обеспечения экономики. По словам Ярослава Кузьминова, "мы обеспечили ресурсами только первый уровень", и финансирование двух оставшихся уровней явно недостаточно. Есть риск "не создать ни одного национального исследовательского университета". Также недостаточно средств запланировано на господдержку образовательных кредитов и создание общедоступных электронных ресурсов.

Ректор Вышки считает, что в модели отсутствуют меры по регулированию "нижнего сектора" высшего образования. Заочники сегодня составляют 49% студентов российской высшей школы, и даже если в ближайшее время желающих учиться заочно будет 40%, им нельзя «перекрывать путь к социальному лифту». Предлагается жесткий механизм аттестации студентов – проверка по 5—6 предметам в бакалавриате, по результатам которой можно будет убирать с рынка высшего образования вузы-«наперсточники». В то же время необходимость заочного (точнее – дистанционного) образования не отвергается. Ярослав Кузьминов сказал о возможности создания двух-трех общенациональных открытых университетов. Вопрос о том, какая из существующих моделей для этого оптимальна — Современной гуманитарной академии или МЭСИ — так и остался открытым.

Завершая выступление, Ярослав Кузьминов возразил предыдущему докладчику — президенту Союза директоров средних специальных учебных заведений Виктору Демину – по поводу того, что система среднего профессионального образования (СПО) является ключевой и самодостаточной. "В стране налицо дефицит кадров квалифицированных исполнителей, но система СПО не может быть самодостаточной, — считает он. — Зарплатная премия составляет 57% для выпускников вузов, от 5 до 15% — для выпускников учреждений НПО и от 0 до 5% — для выпускников учреждений СПО. Это последствие долго существовавшей самодостаточности сектора. Общее и среднее образование нельзя получать в одном учебном заведении". По мнению Ярослава Кузьминова, реформа СПО необязательно должна сводиться к тому, что техникумы войдут в состав университетов, они могут укрупняться. Но в любом случае общее образование должно быть отделено от профессионального.

"Соглашусь с Ярославом Ивановичем по поводу финансирования университетов, — сказал ректор Санкт-Петербургского университета информационных технологий, механики и оптики Владимир Васильев. — Тех копеек — пардон, ресурсов, — которые выделяются на национальные исследовательские университеты, явно недостаточно". Он также согласился с тем, что в отдельных вузах необходимо поддерживать отдельные конкурентоспособные программы. Ректор МГУ Виктор Садовничий, сославшись на тезис о поддержке трех уровней университетов в выступлении ректора ГУ-ВШЭ, сказал о необходимости четких критериев для распределения вузов по уровням — в противном случае «мы в очередной раз создадим халтуру». (На это Андрей Фурсенко возразил: "Много ли мы с вами, Виктор Антонович, создали халтуры?").

О пресечении халтуры в высшем образовании на коллегии говорилось немало. Министр образования Чувашской республики Галина Чернова, продолжая тему «наперсточников» от высшей школы, сказала так: "Регионы вопиют по поводу "наперсточников", которые дискредитировали образование ниже плинтуса. В такие вузы принимают с результатом ЕГЭ 27 баллов. Мы с этим справиться не можем – нужна воля на уровне государства". Руководитель Рособразования Николай Булаев предложил для начала очистить поле от недобросовестных игроков, работающих под государственной крышей (значительная доля "наперсточников" — филиалы госвузов), задать параметры, обеспечивающие качество обучения с использованием новых технологий. Ведь отказаться от идеи массового высшего образования государство не может – как сказал Николай Булаев, "совсем выкосить и закрыть эту поляну было бы неправильно". Впрочем, о мерах и по "очищению поля", и о "параметрах качества" конкретных решений принято не было.

Подводя итоги обсуждения, Андрей Фурсенко усомнился в том, что финансирование программы в части поддержки высшей школы будет увеличено. Скорее, даже наоборот: цифры будут скорректированы в меньшую сторону. И пошутил: "Если вас, Ярослав Иванович, назначат министром финансов, нам будет проще принимать решения". Министр считает, что не следует ослаблять усилий, чтобы добиваться увеличения ресурсных возможностей, но в то же время нужно четче определять, что конкретно можно сделать в рамках имеющихся средств.

Борис Старцев, Новостная служба портала ГУ-ВШЭ

Проект государственной программы "Образование и развитие инновационной экономики: внедрение современной модели образования в 2009-2012 годы"

Презентация доклада Ярослава Кузьминова

Презентация доклада Евгения Бутко

Презентация доклада Игоря Реморенко

Вам также может быть интересно:

Виктор Болотов стал членом Общественного совета Минобрнауки

В соответствии с приказом министра образования и науки РФ Дмитрия Ливанова научный руководитель Центра мониторинга качества образования ВШЭ Виктор Болотов вошел в состав Общественного совета при министерстве.

Перечень вступительных экзаменов в бакалавриат ВШЭ может быть пересмотрен в ближайшие дни

18 февраля министр образования и науки РФ Дмитрий Ливанов заявил, что каждый вуз должен получить право сохранить тот набор экзаменов на каждое направление, который был в прошлом году. Если министерство подтвердит эти намерения официальным документом, абитуриенты всех факультетов ВШЭ будут сдавать те экзамены, к которым они готовились с осени.

Три совета министру образования и науки

5 июля ректор ВШЭ Ярослав Кузьминов принял участие в экспертной дискуссии с членами команды нового министра образования и науки РФ Дмитрия Ливанова.

30 млрд на инновационную переподготовку

Минобрнауки спрогнозировало потребность экономики в инновационных кадрах до 2012 г. и провело первое публичное обсуждение масштабной программы их переподготовки.

Немного национальных исследований

Национальные исследовательские университеты России в кризис будут поддерживаться, но в меньших объемах, чем было запланировано, сказал директор департамента Минобрнауки Сергей Иванец. Новые детали долгожданного правительственного проекта обсудила сегодня коллегия министерства.

Можно ли управлять качеством образования?

1 марта руководитель Рособрнадзора Виктор Болотов вручил дипломы победителям конкурса 2006 года "Системы обеспечения качества подготовки специалистов". В числе лауреатов оказались Пермский и Нижегородский филиалы ГУ-ВШЭ. Рассказывает директор Пермского филиала Галина Володина.