• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Как Вышка переходит на дистанционное обучение – и помогает в этом другим

Как Вышка переходит на дистанционное обучение – и помогает в этом другим

© iStock

Онлайн-лекции и научные семинары в Zoom, помощь университетскому сообществу и полезные инструкции «для своих» – все это необходимо, чтобы процесс перехода в онлайн в сложившихся эпидемиологических условиях шел быстро и ровно. И все это за последние две недели организовали для развития дистанционного образования различные подразделения университета. Особая нагрузка и ответственность легла на Цифровой блок Вышки. Новостная служба рассказывает о том, что удалось сделать за столь короткое время.

16 марта Высшая школа экономики приняла решение о переходе на дистанционное обучение и поддержала в этом другие вузы. Как говорит директор Центра цифровой трансформации Сергей Быков, Вышка во многом была готова к такому развитию событий: «Все-таки уровень информатизации в НИУ ВШЭ достаточно высок для вузов, многие бизнес-процессы реализуются в информационных системах». Но в то же время, отмечает Сергей Быков, с таким вызовом университет столкнулся впервые – «и масштаб, и скорость перевода деятельности в онлайн являются беспрецедентными».

Понимая, что пандемия охватывает все больше стран, команда цифрового блока заблаговременно начала подготовку к переходу на дистант.

Сергей Быков, директор Центра цифровой трансформации

Сергей Быков, директор Центра цифровой трансформации

При подготовке к переходу в онлайн-формат мы посмотрели опыт европейских и американских вузов, которые перешли на дистанционную работу на 2-3 недели раньше нас. Оценили риски для наших систем и ресурсов. При этом основные риски касались непрерывности работы систем и предоставляемых сервисов, потому что нагрузка на них выросла как минимум в 2-3 раза. Тем не менее на основные риски мы сумели отреагировать заблаговременно и перевод в онлайн во многом прошел незаметно. Однако не обошлось без неприятностей. В первый же день перехода – 16 марта – произошел сбой в LMS из-за резко увеличившейся нагрузки. Только то, что этот сценарий был отработан накануне в выходные, позволило быстро реконфигурировать систему и увеличить ее производительность.

На помощь преподавателям и студентам пришел и отдел мобильных приложений НИУ ВШЭ: в связи с растущим спросом на создание и совершенствование цифровых сервисов его сотрудники представили новое приложение – HSE Mobile SDK. В широком смысле SDK – это набор программных компонентов (библиотек), внедрение которых позволяет расширить возможности мобильных приложений и упростить процесс создания новых. Такой инструмент использует большинство российских и зарубежных компаний: Google, Яндекс, Facebook, VK, Сбербанк и многие другие. Вышка стала первым вузом в России, который предложил собственный SDK.

«Мы сделали часть наших проектов open source, чтобы стимулировать разработку качественных приложений университетским сообществом. Это первый шаг в политике открытости Цифрового блока НИУ ВШЭ, – рассказал Максим Немкевич, руководитель отдела мобильных приложений. – Мы рассчитываем на то, что SDK поможет студентам и подразделениям создать собственные приложения быстрее и качественнее».

Кроме того, Цифровой блок (в сотрудничестве с Дирекцией по онлайн-обучению) подготовил инструкции по применению различных инструментов для преподавателей и студентов Вышки. «Сейчас мы расширяем инструментарий для онлайн-работы – к MS Teams добавляем сервисы webinar.ru и zoom. Продолжаем мероприятия по повышению производительности основных информационных систем Вышки, так как понимаем, что в ближайшие недели нагрузка на них будет возрастать», – объяснил Сергей Быков.

Он также отметил, что цифровые компетенции у преподавателей и сотрудников НИУ ВШЭ необходимо развивать. Решать эту задачу призван, в том числе, проект «Волонтеры цифровизации», запущенный в ВШЭ. Его первые участники уже прошли обучение, организованное Цифровым блоком (материал об этом появится на главной странице портала в ближайшее время – прим. ред.). Теперь волонтеры цифровизации будут помогать другим учащимся и преподавателям в освоении новых сервисов и переводе лекций и семинаров в онлайн-режим.

Сергей Быков говорит, что благодарен коллегам из других подразделений за помощь и поддержку – ведь трудностей за прошедшие две недели было много: «Пришлось решать большое количество технических вопросов, направленных на повышение отказоустойчивости, производительности систем, вопросов, связанных с информационной безопасностью». События развивались быстро, и с первых же дней Цифровой блок получал множество вопросов от пользователей. «Поэтому на прошлой неделе мы открыли горячую линию поддержки пользователей в условиях дистанционной работы в Едином личном кабинете, – сообщил Сергей Быков. – На эту линию можно направлять вопросы, касающиеся работы в дистанционном режиме».

Директор Центра цифровой трансформации отметил, что все ранее запланированные активности по цифровому развитию НИУ ВШЭ не заморожены, а идут параллельно: «События, связанные с коронавирусом, только подтвердили правильность принятого курса».