• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

3 важных правила дистанционного обучения от школьного педагога - выпускницы ВШЭ

3 важных правила дистанционного обучения от школьного педагога - выпускницы ВШЭ

© iStock

Александра Закирова училась в Вышке и работала в Яндексе – а сейчас преподает в частной школе, которой так же как и всем остальным пришлось срочно переходить в онлайн. Как это сделать с наименьшими потерями в качестве образования – вопрос, который волнует сейчас всех: от чиновников до учителей и родителей. С какими проблемами на первых парах пришлось столкнуться Александре Закировой и ее коллегам и какие выводы они сделали, поделилась педагог с новостной службой портала.

Когда наша школа приняла решение уходить в онлайн, я была очень вдохновлена. Мне казалось, что по предметной части всё предельно просто – кто в наше время не знает, что такое Zoom и Google Classroom? С этим как-нибудь справимся. Больше беспокоило, как сохранить нашу школьную атмосферу.

Наша школа пропагандирует гуманную педагогику: гуманистический подход, неформальное образование и т.д. В общем, в школу дети ходить любят. Они скучают на каникулах по учителям, друг по другу, по школе и её атмосфере. Мы сразу придумали уютные онлайн пространства: чат «Болталка» для неучебных разговоров, танцы по утрам от разных преподавателей, кулинарные мастер-классы... Столько возможностей, бери и делай! 

Александра Закирова

Но сперва надо было подготовить уроки. Придумали такой формат: часть уроков проводим онлайн в Zoom, часть уроков в формате «объяснение темы по видео + задание к ней» (видео и задания выкладываем в Google Classroom).  Причём если первый формат мы предполагали для более старших детей (у нас пока только начальная школа, поэтому «старшие» – это 4 класс), то с младшими нам было страшновато его использовать. 1 класс и так пока что не очень организованные, как они смогут организоваться в онлайне, было загадкой. Но загадка разгадалась через пару дней, когда стало понятно, что как раз-таки с первым классом онлайны получаются гораздо живее и интереснее, чем с четвёртым, в то время как четвероклассники вполне способны сорганизоваться сами, чтобы в своём темпе посмотреть то самое видео и выполнить задание к нему. Поэтому первое и важное правило: 

1. Имейте в голове план, но будьте готовы к тому, что он может перевернуться с ног на голову. 

Сейчас в мире происходит такое, что каждый день не знаешь, чего ждать завтра. Но в первый день дистанционного обучения мы не знали, чего ждать в следующую минуту и откуда бы этих минут побольше добыть. Телефоны разрывались от чатов, компьютеры нагревались от монтажа первых перфекционистских видеозаписей, голова сходила с ума от мультизадачности. Причём у всех: родителей, детей, учителей, администрации. В первый день мы были рады тому, что дети научились прикреплять фотографии работ в гугл-классе, и уже на следующий день мы стали требовать от них гораздо большего: не только прикреплять работы, но и читать обратную связь от нас, исправлять ошибки и всё то, что так привычно для оффлайна. Но большинство из них не делают этого до сих пор, потому что находятся совсем в другой среде, и в первую очередь, мыслями. Дело не только в технических сложностях, дело в другом мышлении. Поэтому обязательно следуйте правилу №2.

2. Дайте время на перестройку.

Детям? Всем. Детям, родителям, коллегам, себе. Я училась в Вышке и работала в Яндексе, и в обеих структурах организация была на высоте. Это, конечно, здорово и приятно, но в большом мире, оказывается, так не везде. А в родительских и детских головах – тем более. Не все могут сразу установить Zoom (даже после подробной инструкции). Не все понимают, сколько вообще у них инструментов (а их довольно много: Zoom, Google Classroom, чаты WhatsApp, сторонние приложения). И не все сразу могут перестроить мышление и осознать, что жизнь теперь будет организована совсем иначе. Участникам процесса нужно время повариться в этом и немного привыкнуть. И это отличное время, чтобы немного тормознуть гонку за программой, чуть снизить темп, но зато попробовать разные форматы, разные приложения, разное содержание уроков. Конечно, проще всего написать страницы учебника и номера, делайте, фотографируйте, высылайте, ждём. Проще, но эффективно ли? Вряд ли. Онлайн работает совсем по-другому, от него другие ожидания, да и современным детям этот формат, очевидно, ближе. Ну и причём тут страницы учебника?

3. Используйте онлайн-возможности по максимуму.

Это правило – про всё. И про множество приложений, сервисов и игр (Яндекс.Учебник, Kahoot и т.д.), и про возможность в любой момент «посетить» любое занятие («ходить» друг к другу на уроки, если раньше на это не хватало времени), и про возможность записать занятия для тех, кто его пропустил, и даже про возможность выключить ребятам звук и включать всех по очереди (зависит от конкретных целей, конечно). 

И вот планы перевернулись, время на перестройку прошло, технически мы немного прокачались. Пора вернуться к тому, с чего мы начали: дать ребятам ту атмосферу, к которой они привыкли в школе. Поэтому у нас начинаются и спорт, и музыка, и кулинария, и челленджи, и всё остальное, что мы и дети посчитаем важным для нас всех. А мы уже чуть больше спим, чуть больше дышим и чуть меньше нервничаем. Берегите себя.