• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

«Удержать внимание студента онлайн гораздо сложнее, чем в аудитории»

«Удержать внимание студента онлайн гораздо сложнее, чем в аудитории»

© Высшая школа экономики/ Михаил Дмитриев

На этой неделе студенты Вышки снова приступили к занятиям в дистанционном формате. Новостная служба портала выяснила, какие новшества используют в учебном процессе преподаватели Высшей школы урбанистики имени А.А.Высоковского факультета городского и регионального развития.

Прежний опыт

До середины марта текущего года у вышкинских урбанистов уже был опыт использования дистанционных образовательных технологий, пусть и небольшой.

Студенты бакалаврской программы «Городское планирование» получали первичные представления о городской среде с помощью географических онлайн-приложений – «гуляли» с преподавателями по городам разных континентов, играли в игру Geoguessr, когда приложение «выбрасывает» тебя в неизвестном городе и по особенностям застройки и окружения нужно определить, в каком именно.

В учебные планы магистерских программ (всего их три – «Управление пространственным развитием городов», «Прототипирование городов будущего» и «Транспортное планирование») включены курсы, демонстрирующие взгляды зарубежных специалистов на проблемы городского развития и представленные на ключевых образовательных платформах – таких, как EdX или Coursera. Обучение организовано в «смешанном» режиме: студенты проходят онлайн-курс в записи, а затем обсуждают материал на очных семинарах с англоязычными преподавателями. Это позволяет не только познакомить их с зарубежным опытом, но и закрепить англоязычную профессиональную лексику.

© pixabay

На программах дополнительного профессионального образования (например, «Геоинформационные методы анализа городских данных») в отдельных случаях также использовались дистанционные технологии. Для вспомогательных консультаций по программным продуктам и методам анализа городских данных этот формат оказался весьма удобным: цифры и графики можно демонстрировать на экране, экономя время и слушателей, и преподавателей.

И, наконец, обычной практикой стали онлайн-собеседования для поступающих в магистратуру, что ставило в равное положение абитуриентов из Москвы и из регионов.

Переход

Как и во всех подразделениях университета, переход в дистанционный формат для Высшей школы урбанистики оказался неожиданным.

Решения, позволяющие не прерывать учебный процесс, были приняты оперативно, и уже через несколько дней заработал сайт в помощь преподавателям. Здесь публикуются и обновляются рекомендации по переводу дисциплин в дистанционный формат, результаты «тест-драйвов» различных решений, информация об их возможностях и ограничениях. К созданию сайта были привлечены студенты магистратуры, что позволило посмотреть на проблему не только глазами преподавателей или сотрудников учебного офиса. Сайт позволил систематизировать поток информации первых двух недель перехода.

При переходе на дистанционный формат нужно было «не потеряться» в многообразии онлайн-инструментов: для организационной работы учебного офиса рекомендован MS Teams, для занятий в дополнение к нему – Zoom. Поддержку оказывает учебный офис и волонтеры из числа магистров – к членам этой команды преподаватели и студенты могут обращаться с любыми техническими вопросами вплоть до того, как включить на компьютере микрофон.

Обучение сейчас идет полностью в дистанционном режиме (большинство занятий – онлайн, в ряде случаев – в записи), и практически нет примеров переноса курсов на осень. Однако, поясняет руководитель Высшей школы урбанистики Кирилл Пузанов, образовательным программам просто повезло, поскольку командные «полевые» проекты магистров по близлежащим городам (в этом году студенты работали с Ногинском, Серпуховом и Боровском) завершились как раз в марте. Такие выезды подразумевают обширные полевые работы – интервью с экспертами и жителями, маршруты по городу, что в нынешних условиях было бы крайне затруднительно.

© iStock

«Без личных впечатлений от территории, без очного общения с людьми, без эмоциональной реакции такие проекты теряют смысл. Можно, наверное, пользоваться «Яндекс.Панорамами», но они обновляются не так часто и не дают возможности заглянуть в каждый двор и поговорить с прохожими», - считает академический руководитель магистерской программы «Управление пространственным развитием городов» Руслан Гончаров.

Сложнее или проще?

По мнению Кирилла Пузанова, дистанционный формат предъявляет более высокие требования к компетенциям преподавателей. «Удержать внимание студента онлайн сложнее, чем в аудитории, - считает он. – Нужно сделать все возможное, чтобы он увлекся содержанием, не захотел отходить от экрана. В противном случае возникнет расслабленная атмосфера, и он многое пропустит мимо ушей».

Опыт первых двух недель показал, что занятие онлайн можно провести гораздо быстрее, чем очное: не нужно ждать, пока соберутся все студенты, не нужно возиться с ноутбуком, чтобы показать презентацию, - она сразу же видна на экране. А вот на подготовку к занятиям, наоборот, времени у преподавателей уходит больше – нужно взвешивать каждое слово, более тщательно контролировать собственное поведение, тем более что общепринятая этика обучения онлайн пока не сформирована. Вопросы о том, может ли студент участвовать в онлайн-занятии лёжа на диване и обязан ли он включать камеру, остаются открытыми.

«Есть риск, что преподаватель начнет усложнять себе и студентам задачи без всяких на то оснований. Один коллега предположил, что студенты могли бы вместо каждого семинара писать эссе на основе материалов, которые он им отправит, - рассказывает Кирилл Пузанов. – Но, конечно, такой вариант невыгоден никому. На одном курсе – более ста студентов, на эссе они потратят явно больше времени, чем на семинар, а преподавателю необходимо все это еще и проверить!»

Экзамены и выпускные работы

ВШЭ готовится к проведению экзаменов в удаленном формате с использованием технологий прокторинга. Однако, отмечает Руслан Гончаров, в ряде случаев можно попробовать так организовать экзамены онлайн, что студент просто не успеет воспользоваться внешними источниками или внешней помощью (минимум времени на подготовку и связанная с этим корректировка требований к ответу) или же в них не возникнет потребности (дается индивидуальная расчетная задача на основе материалов освоенного курса с жестким ограничением времени на решение). Экзамен может представлять собой и онлайн-презентацию проектного решения, которое студент готовит заранее.

С выпускными квалификационными работами (ВКР) дело обстоит сложнее. Их подготовке в Высшей школе урбанистики уделяют максимум внимания, и это сопряжено с рядом публичных мероприятий, очень важных для студентов. В магистратуре предусмотрена не только защита: студент презентует синопсис своего исследования (проект работы) и проходит предзащиту перед комиссией, состоящей из представителей разных предметных областей. На промежуточных этапах студент не только получает обратную связь и корректирует дальнейший ход работы, но и может найти консультанта по смежной дисциплине, чтобы не упустить те или иные аспекты исследования. Например, если работа посвящена городской экономике и предполагает обширный анализ данных, студенту рекомендуют обратиться к специалистам по работе с данными для корректировки методического аппарата.

К началу четвертого модуля студентам осталось пройти этапы предзащиты и защиты. Логично, что члены жюри будут находиться или все вместе в Вышке, или каждый у себя дома, по очереди подключая студентов к трансляции. Как и в очном режиме, председатель комиссии будет модерировать процесс, при необходимости отключая микрофоны.

Несмотря на готовность к проведению защит в дистанционном режиме, преподаватели Высшей школы урбанистики надеются на улучшение обстановки к середине июня и возвращение возможности проведения очных защит ВКР в магистратуре. По их мнению, значение этого мероприятия для студентов трудно переоценить - защиты онлайн не смогут дать всего многообразия эмоций в сравнении с оффлайном.