• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Этические кодексы ВШЭ должны стать более емкими и более конкретными

Этические кодексы ВШЭ должны стать более емкими и более конкретными

© iStock

19 мая состоялось заседание Международного экспертного совета ВШЭ. Его члены рассмотрели проекты Кодекса этики научно-педагогического работника ВШЭ и Кодекса этики студентов ВШЭ, а также оценили результаты работы университета в условиях пандемии.

Как пояснил первый проректор ВШЭ Вадим Радаев, кодексы были подготовлены преподавательским и студенческим сообществом университета соответственно. Сейчас разрабатывается также кодекс для административных работников. Этический кодекс – это «нечто среднее» между Декларацией о ценностях ВШЭ, утвержденной в 2013 году, и формальными административными правилами. Международного стандарта подобных кодексов не существует, так что учитывался опыт разных университетов.

В Кодекс этики научно-педагогического работника включены, в частности, такие положения, как академическая свобода, требовательность к себе и ответственность, честность и недопущение обмана (в том числе плагиата), свобода выражения своих мыслей, недопустимость любого рода дискриминации, насилия и сексуальных домогательств. «Мы заботимся о репутации нашего университета, которая важна для его развития, и о репутации всех его сотрудников», – отметил Вадим Радаев.

© iStock

О Кодексе этики студентов ВШЭ рассказала одна из его разработчиков, председатель студсовета факультета мировой экономики и мировой политики Екатерина Васенёва. Необходимость создания такого кодекса обсуждалась еще в 2017 году, однако лишь сейчас разработчикам – студсоветам факультетов, отдельным студентам, преподавателям и другим сотрудникам – удалось прийти к единому мнению. «Кодекс предполагает, что поведение студентов основано на общих ценностях университета, взаимном уважении, взаимных обязательствах и взаимной ответственности, – пояснила Екатерина. – Мы заявляем, что готовы создавать собственную образовательную траекторию, и не признаем академическую нечестность».

Комментируя проекты кодексов, председатель Международного экспертного совета, профессор Гарварда и Нобелевский лауреат Эрик Маскин отметил, что оба документа содержат много полезных идей. Однако, по его мнению, пункт о том, что высказывания научно-педагогических работников не должны наносить ущерб репутации университета, требует уточнения.

Представим себе, что преподаватель или научный сотрудник в ходе исследований делает неоднозначные выводы. Это привлекает внимание прессы, и университет начинают критиковать за проведение таких исследований

Точно так же, по его мнению, нужно уточнить пункт о недопущении оскорбительных высказываний. «Если я как исследователь приду к выводу, что в какой-то этнической группе проводятся действия, которые могут вредить здоровью членов этой группы, они могут счесть себя оскорбленными», – добавил он.

Члены совета внесли и другие предложения. Основатель Центра международного высшего образования в Бостон-колледж Филип Альтбах и экс-директор по планированию Дублинского технологического института Эллен Хэйзелкорн порекомендовали сделать оба кодекса более краткими. Профессор Гарварда Тимоти Колтон предложил добавить пункт о том, что Вышка является частью глобального научно-образовательного сообщества и вносит свой вклад в его развитие. Некоторые участники заседания поддержали идею Эрика Маскина о конкретизации отдельных положений кодексов – в частности, профессор Калифорнийского университета Дэниел Трейсман предложил говорить не просто об оскорбительных действиях и высказываниях, а о «намеренно оскорбительных». Он также выразил беспокойство о наличии гарантий защиты коллег, критикующих происходящее в университете.

Ректор ВШЭ Ярослав Кузьминов заверил членов совета, что при доработке проектов кодексов их рекомендации будут учтены, и они смогут ознакомиться с очередной итерацией.

Он также пояснил, чем обусловлена необходимость норм, касающихся высказываний тех или иных позиций членами университетского сообщества. Исследователи ВШЭ придерживаются независимых научных взглядов на процессы, происходящие в России, нередко выступают с критикой, а значит – задевают чьи-то интересы.

Ярослав Кузьминов, ректор НИУ ВШЭ

Ярослав Кузьминов, ректор НИУ ВШЭ

Чтобы сохранить свободу и профессиональную независимость, которые дадут возможность университету существовать дальше, нужно оставаться в определенных рамках и очень внимательно относиться к тому, как мы это делаем.

Комментируя тезис профессора Трейсмана о защите коллег от санкций в случае их несогласия с руководством университета, Ярослав Кузьминов напомнил, что такая защита предоставляется административными регламентами, но критика должна носить внутриуниверситетский характер. «Если же коллеги начинают борьбу за что-то в университете, рассылая письма в редакции газет, и мы из газет об этом узнаем, то считаем такую позицию недобросовестной, – пояснил он. – Хотя и в этом случае коллег не наказываем». Ректор ВШЭ согласился с тем, что порицания заслуживают не просто оскорбительные, а «намеренно оскорбительные» действия, – в противном случае люди могут усмотреть оскорбления в поведении любого человека, который скажет нечто, не удовлетворяющее их представлениям.

«Этический кодекс – это кодекс должного поведения. Мы фиксируем, что именно считаем правильным, а что – нет. Нарушения его норм влечет за собой не санкции, а осуждение со стороны коллег», – заключил Ярослав Кузьминов.

Доклад о деятельности ВШЭ в период пандемии сделал научный руководитель Института образования ВШЭ Исак Фрумин. Он отметил, что Вышке удалось быстро осуществить переход на дистанционный формат обучения, лишь 3% курсов были отложены, приняты решения о дистанционных экзаменах, в онлайн-формат переведены административные процессы. Вместе с несколькими ведущими университетами было создано партнерство, помогающее Минобрнауки России и другим вузам переходить на новый формат. Исак Фрумин подчеркнул, что внедрение онлайн-инструментов и онлайн-поддержки оказалось серьезной нагрузкой на университетский бюджет.

Исак Фрумин, научный руководитель Института образования

Исак Фрумин, научный руководитель Института образования

Нам повезло, что мы смогли заимствовать опыт коллег из разных университетов мира, где эти процессы начались раньше, – добавил он. – Одна из самых важных идей заключалась в том, чтобы попросить студентов стать цифровыми помощниками своих профессоров – помочь им овладеть инструментами онлайн-образования.

«Проблемы и их решения в университетах в период пандемии в разных странах похожи, – отметил Франциско Мармолехо, советник по образованию Катарского фонда образования, науки и общественного развития. – Пока невозможно понять, что произойдет дальше, и я рад, что ВШЭ рассматривает не только краткосрочные, но и среднесрочные меры». Филип Альтбах был удивлен, что студенты ВШЭ позитивно оценили переход на онлайн-обучение, а ведь в США в ходе опросов доминировала отрицательная оценка. В перспективе Дэниел Трейсман порекомендовал изучать не только мнения студентов о новом формате обучения, но и их образовательные результаты.

Завершая заседание, проректор ВШЭ Иван Простаков выразил надежду, что в 2021 году члены совета соберутся в Москве и обсудят онлайн-образование в ходе личной встречи.