• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

«В реалиях XXI века онлайн-формат экзаменов – это необходимость»

«В реалиях XXI века онлайн-формат экзаменов – это необходимость»

© iStock

10 июня в Вышке начинается сессия, и часть экзаменов пройдет с использованием прокторинга. Однако на некоторых образовательных программах такой формат экзаменов уже использовался в мае. Как это происходило, рассказали студенты бакалаврских программ, а также сотрудница учебного офиса, выступившая в роли проктора.

Ксения Лебедева, студентка второго курса бакалавриата МИЭФ

Этой весной я столкнулась с прокторингом впервые – сдавала три экзамена на платформе «Экзамус» с асинхронным прокторингом. Накануне чувствовала себя весьма тревожно, несмотря на подробные инструкции.

При подготовке нужно было разобраться с техническими вопросами: наличие изолированного от посторонних помещения, стабильное интернет-подключение, качественная веб-камера. Также пришлось «укротить» антивирус и веб-браузер. Я готовилась к разным сценариям вплоть до отключения электричества, но проблем не возникло, и уже после первого экзамена тревога осталась в прошлом.

Признаюсь, во время экзамена взгляд «Большого Брата» напрягал, но важно уметь держать себя в руках. Были моменты, когда система «зависала» на несколько минут, и я об этом сообщала в учебный офис через почту. К кому именно обращаться в учебном офисе, как это сделать – нужно понимать заранее. Нужно быть готовым и к более серьезным проблемам – например, если бы сервер «Экзамуса» оказался перегруженным или произошло отключение от сети.

Тем, кому предстоит сдавать экзамены с прокторингом, я бы посоветовала внимательно ознакомиться с инструкциями, пообщаться с преподавателями, организующими экзамен, подготовиться к разным вариантам развития событий, в том числе к возможным техническим сбоям. Конечно, если экзамен проводится оффлайн, то его условия представляются более гомогенными, нет зависимости от техники, но в реалиях XXI века с его технологиями и глобализацией онлайн-формат – это необходимость. К тому же записи экзаменов с прокторингом всегда можно перепроверить в ручном режиме.

Александра Барабанова, студентка четвертого курса образовательной программы «История»

В середине мая я сдавала госэкзамен с синхронным прокторингом, и правила игры были четко разъяснены заранее. Учебный офис не только провел консультацию, дал необходимые указания и выслал инструкции, но и предоставил возможность сдать тестовый экзамен. Все это позволило лучше разобраться, как работает прокторинг. Так что дискомфорта или боязни у меня не возникло, тем более что был опыт участия в олимпиаде с прокторингом.

Накануне экзамена я освободила стол от ненужных предметов, проверила качество связи, качество передаваемой картинки. Заранее включила компьютер, включила систему прокторинга. Меня допустили за 10 минут до начала экзамена, чтобы было время на проверку работы системы. Поначалу все шло хорошо, но вдруг возникла техническая проблема – я стала загружать фотографию паспорта, а система отказывалась ее принимать. Ничего не получалось, и поскольку с начала экзамена прошло более получаса, он был перенесен на другой день.

Со второй попытки все прошло хорошо, экзамен я успешно сдала. Хотелось бы отметить оперативную работу прокторов и отдельно поблагодарить менеджера учебной части, которая поддержала меня в трудные минуты.

Несмотря на случившийся в первый день сбой, я считаю, что экзамены с прокторингом – довольно удобный формат, а в условиях самоизоляции – вообще незаменимый

Студент находится дома или, как я, на даче, создана комфортная обстановка, не нужно никуда приезжать – достаточно просто поудобней сесть за стол. Хотя в целом, на мой взгляд, экзамен лучше сдавать очно – возникает определенная атмосфера, от которой тоже в какой-то степени получаешь удовольствие. Но в любом случае сложность экзамена определяется его содержанием, а не правилами его проведения.

Мария Гагаринская, сотрудница учебного офиса образовательной программы «История»

Я работала в качестве проктора на ГИА студентов образовательной программы «История» в середине мая. Перед этим мы с коллегами проходили подготовку. Самым первым этапом обучения прокторов был вебинар, на котором сотрудники Дирекции по онлайн обучению нам подробно рассказали о задачах проктора и познакомили с основными функциями системы. Прислали видео-инструкцию, письменную инструкцию, технические требования к компьютеру проктора (ничего сверхъестественного не требуется, главное – наличие стабильного интернета, достаточная мощность компьютера и обновленные браузеры). Затем был организован «репетиционный» день, когда мы могли зайти в систему и ознакомиться с её интерфейсом и основными функциями. В роли студентов были сотрудники Дирекции по онлайн обучению.

Экзамен с прокторингом – это волнительно как для студентов, так и для сотрудников. Поначалу переживаешь и думаешь, не подведёт ли техника или интернет. Но никаких особо сложных задач перед проктором не ставится. Студент подключается, проходит этап идентификации личности (показывает паспорт в камеру), затем просим студента показать своё рабочее место. Необходимо убедиться в отсутствии лишних предметов и техники на столе, телефонов и планшетов, листов с надписями. Если всё в порядке, допускаем студентов до экзамена, а затем наблюдаем за их «поведением», смотрим, не открывают ли они недопустимые окна браузера или готовые файлы Word, слушаем, нет ли посторонних голосов.

Сама система и встроенный в неё «кибер-проктор» настроены очень чувствительно. Каждый поворот головы студента система распознает как «подмену тестируемого», звуки клавиатуры – как «посторонние голоса». Все эти оповещения она направляет проктору, и наша задача – их фильтровать и обращаться к студенту только в случае реального нарушения. Полностью автоматизировать систему пока не получится, так как она не отличает реальное нарушение от передвижения кошки в кадре.

Экзамены прошли без технических сбоев практически у всех. Исключение – пара студентов, которые «вылетали» из системы из-за нестабильного интернет-соединения

Для них был организован отдельный день для сдачи, к этому времени технические проблемы со стороны студентов были устранены. Все студенты понимали уровень серьезности мероприятия. Кто-то сдал экзамен лучше, кто-то хуже – как обычно и бывает.

Так как информационные технологии очень стремительно развиваются и некоторые организации уже сейчас используют данную систему для тестирования абитуриентов (студентов, сотрудников), я считаю, что в ближайшем будущем большинство школ и университетов будут активно использовать прокторинг. Условия, в которых мы находимся сейчас, – это очень хорошая проверка нашей готовности меняться. Вышка, как и подобает ведущему университету, максимально быстро адаптировала к этим условиям не только систему обучения, но и систему сдачи экзаменов.