• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

«Медиакоммуникации в образовании: генератор или провокатор?»

«Медиакоммуникации в образовании: генератор или провокатор?»

© iStock

Под таким названием провели совместный онлайн семинар проектно-учебная лаборатория (ПУЛ) медиакоммуникаций в образовании, которая 26 июня отмечает свое трехлетие, и Институт образования НИУ ВШЭ. В онлайн-дискуссии приняли участие не только эксперты: задать свои вопросы смогли журналисты и педагоги из Москвы, Санкт-Петербурга, Уфы, Сургута, Донецка, Самары, Йошкар-Олы, Нур-Султана и других городов.

О роли медиакоммуникаций в образовании

Анализ происходящего в медиа в последние несколько десятилетий и перспективы развития коммуникаций, связанных с образованием, — так определил главную тему прошедшего вебинара заведующий лабораторией Александр Милкус, ставший модератором дискуссии.

Научный руководитель Института образования НИУ ВШЭ Исак Фрумин, приветствовавший слушателей, шутливо заметил, что у вебинара был и другой важный повод: «Несколько дней назад вся прогрессивная общественность на Земле и в космосе праздновала круглую дату (5 июня Александр Милкус отметил свой 55-летний юбилей — прим.ред.) замечательного журналиста, педагога, стихийного социолога и просто хорошего человека — Александра Борисовича Милкуса. И мы решили, поскольку ПУЛ является совместной лабораторией факультета коммуникаций, медиа и дизайна и Института образования Вышки, посвятить традиционный семинар Института этому замечательному дню рождения, отпраздновать его в рабочем режиме».

Основной доклад на вебинаре представила Юлия Черненко — эксперт ПУЛ медиакоммуникаций в образовании. Она подчеркнула актуальность темы: «За последние два месяца из-за пандемии школам и вузам пришлось полностью перейти в цифру: медиатизация в образовании прошла помимо воли многих. И интересно здесь не только то, что мы буквально ворвались в медиатизированное образование, но и мгновенное возникновение фейков о том, что традиционного образования больше не будет, будет только дистант. И у всех была большая эмоциональная реакция: такие вирусные истории всегда строятся на страхах большинства». А после в докладе «Очерки о состоянии предметного поля» эксперт лаборатории провела исторический экскурс в прошлое образовательных СМИ и рассказала слушателям, как газеты и телевидение 80-х и 90-х годов стали драйвером развития системы образования. 

Выступили на вебинаре и приглашенные эксперты. Так, заместитель директора НИЦ мониторинга и статистики образования ФИРО РАНХиГС Ирина Селиверстова представила исследование о каналах информации, которым доверяют педагоги. Она обратила внимание: большую часть информации учителя получают от коллег и во время семинаров или конференций, а не из профессиональных педагогических СМИ. 

А главные редактора издательского дома «Первое сентября» Артем Соловейчик, «Учительской газеты» Арслан Хасавов, МЕЛ Надежда Папудогло, EdExpert Денис Кравченко, «Педсовет» Сергей Сафронов поделились своим опытом работы в образовательных медиа. 

О проектно-учебной лаборатории медиакоммуникаций в образовании 

Проектно-учебная лаборатория была создана на факультете коммуникаций, медиа и дизайна в 2017 году. Ее работа разделена на несколько направлений:

 Проведение оперативных социологических опросов в сфере образования, которые становятся поводом для публикаций в российских СМИ (так, например, сотрудники лаборатории сделали первый в России опрос на тему буллинга учителей школьниками).

 Научное изучение сотрудниками и студентами темы развития образовательных медиа.

 Участие в «Хангаласском проекте», посвященном улучшению качества обучения в школах этого улуса Республики Саха (Якутия). В его рамках лаборатория создала «Академию журналистики», которая помогает привлечь к активному участию в жизни школы учащихся, их родителей и учителей. Погружение всех вместе с жизнь образовательного учреждения положительно влияет на качество обучения.  

 Проведение экспертных интервью, связанных с позиционированием образовательных сервисов на рынке.

 Сотрудничество в Российской государственной библиотекой. В частности, ПУЛ организовала конкурс на создание лучших приложений по развитию интереса к чтению среди школьников. Победители состязания получили возможность создать такое приложение и интегрировать его в Национальную электронную библиотеку. 

Но главным, флагманским, направлением работы лаборатории является проект «Свободная школа». Над его созданием два года трудились не только сотрудники ПУЛ, но и студенты факультета коммуникаций, медиа и дизайна, Института образования, а также студенты-политологи, социологи, филологи.

«Свободная школа» — это четырехсерийный документальный фильм, рассказывающий о трансформации советской системы образования в российскую с 1985 по 2012 годы. Кроме того, он включает полные интервью со многими из ныне здравствующих бывших министров образования и их заместителей, лидеров общественного мнения, в разные годы определявших политику в сфере образования России. 

На сайте проекта можно увидеть беседы с людьми, в разное время определявшими стратегию развития образования в стране (Виктором Рябовым, Владимиром Шадриковым, Владимиром Кинелевым, Виктором Болотовым, Владимиром Филипповым, Андреем Фурсенко, Александром Асмоловым, Еленой Чепурных, Натальей Третьяк, Игорем Реморенко),  знаменитыми педагогами (Шалвой Амонашивли, Николаем Палтышевым, Николаем Гузиком) и экспертами (Исаком Фруминым, Ярославом Кузьминовым, Анатолием Каспржаком, Еленой Ленской). 

На сайте также размещена электронная библиотека самых важных документов, связанных с развитием системы образования, переведенных в единый формат. 

Сейчас лаборатория ведет переговоры о показе фильмов «Свободная школа» на одном из телеканалов.

По словам руководителя ПУЛ Александра Милкуса, в планах на будущее у лаборатории — продвижение курса «Профессиональные медиакоммуникации в образовании».

Александр Милкус, руководитель лаборатории медиакоммуникаций в образовании

Александр Милкус, руководитель лаборатории медиакоммуникаций в образовании

Мы надеемся, что с нового учебного года начнем читать курс, который сами разработали — «Профессиональные медиакоммуникации в образовании». Есть три варианта этого курса — для руководителей образовательных организаций, для сотрудников пресс-служб, редакций, ответственных за работу сайта и ведение соцсетей, и для учителей и вузовских преподавателей. Образовательные учреждения становятся влиятельной гуманитарной силой — на их базе открываются университеты «серебряного века», курсы, они становятся экспертными площадками для своих территорий. Поэтому важно уметь рассказывать о себе, используя современные инструменты, проще говоря — создавать бренд образовательной организации.

Сейчас сотрудники лаборатории проводят также исследование пяти московских школ: они изучают, как образовательные учреждения позиционируются на своей территории и разрабатывают для них коммуникационную стратегию.

Также в планах лаборатории съемки видеоэнциклопедии для родителей. «Этот проект мы делаем совместно с Институтом образования. Хотим, чтобы знаменитые эксперты — психологи, педагоги, юристы, работающие в Вышке, записали ответы на самые актуальные вопросы пап и мам, касающиеся воспитания детей, организации их учебы, правовых аспектов взросления», — говорит руководитель лаборатории.