• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

От серебряной монетки до теории "трех экранов"

Кафедра "Инновации и бизнес в сфере ИТ" продолжает цикл открытых лекций руководителей компаний интернет-бизнеса и высокотехнологичных компаний. 23 января выступил Лев Глейзер — Генеральный директор Рекламного агентства MediaSelling, одного из крупнейших агентств, специализирующихся на рекламе в Интернете.

— Здесь рекламщики или менеджеры собрались?

— Нет, мы с бизнес-информатики.

Так генеральный директор рекламного агентства MediaSelling Лев Глейзер познакомился со студентами Высшей школы экономики, которые пришли на очередное занятие из цикла открытых лекций руководителей компаний интернет-бизнеса и высокотехнологичных компаний для студентов магистратуры и бакалавриата факультета бизнес-информатики. К ребятам уже приходили директора и топ-менеджеры Softkey, Ozon, Google, ЖЖ.

— Сегодня мы поговорим о таком бизнесе как реклама в Интернете, о его будущем и о том, какие требования предъявляют компании к своим специалистам, — сказал Лев Глейзер.

Революция Интернета

Интернет подверг переоценке классическую модель коммуникации, модель бренда и модель медийного потребления, другими словами, основы понимания процесса рекламы и пропаганды ХХ века. Главные отличия Интернета как медиа — это невещательность и интерактивность. Что это значит? В традиционных медиа, например, в журнале в какой-то момент создается макет, и затем этот макет тиражируется. И независимо от того, читаем ли мы первую копию или стотысячную, мы видим один и тот же текст, графику, формат. Собственно, в этом и состояла революция Гутенберга.

Но страница Яндекса или RBC создается каждый раз под запрос конкретного пользователя. В этом революция нашего времени. Это не просто красивая история — это эффективно, это работает, на этом построен бизнес, в том числе рекламный.

Известно, что реклама существует очень давно. Может быть, она началась в тот момент, когда кто-то дал серебряную монетку глашатаю, а тот после прочтения королевского указа сказал, что самые вкусные пряники можно купить на соседнем лотке. С тех пор многое изменилось: появились газеты, радио, телевидение. А вместе с этим появилась и ставшая уже традиционной модель медийного поведения — утром за завтраком потребитель просматривает газету, в машине по пути на работу он слушает радио, днем листает журналы, а вечером смотрит новости, политические дебаты, шоу и сериалы. Но сейчас условия медийного рынка изменились. В условиях жесточайшей конкуренции идет борьба за время потребителя, которое он готов тратить на тот или иной медиа-ресурс.

Существует вполне определенная зависимость эффективности рекламы в Интернете от стажа работы в нем. Есть неофициальная, но работающая схема того, как человек начинает использовать Интернет. Она примерно одинакова для всех. Первый контакт — это непонимание, что с этим делать — нет привычных каналов, которые можно переключать. Наверно, все-таки у телевидения с его вещательной сеткой есть светлое будущее, просто потому что в массе своей люди ленивы, а чтобы перейти с одной страницы на другую, нужно совершить некоторые действия.

Дальше человек открывает для себя чаты, форумы, электронную почту. Совершаются некие "ритуальные" действия — отправка писем с текстом "это вирус, не загружай его" и т.д. Через 2—3 года пользователь приходит к пониманию того, как ему использовать Интернет. Замечено, что чем меньше "стаж" нахождения в сети, тем острее человек реагирует на рекламу.

Что такое бренд?

Лев Глейзер
Лев Глейзер
Понятие бренда было придумано в 1930-х годах в Америке. Если есть бренд, то не надо убеждать человека с помощью личного общения, что ему нужен именно это товар. Бренд продает не потребительские качества товара, а имидж. Например, рекламируют не то, что книга умная и хорошая, а то, что её читают умные и хорошие люди. Или вот недавняя история: компания Matsushita решила переименоваться. Во что? В компанию Panasonic. Произошло это после того, как уже на протяжении многих лет Matsushta производит товары известной марки.

О будущем

Существует концепция "трех экранов": в жизни человека с точки зрения потребления информации будут три экрана: большой телевизионный ("плазма" во всю стену), на который будет выводиться развлекательная информация, экран ноутбука, необходимый для бизнеса, и третий экран — наладонники, смартфоны, карманные компьютеры, где будет храниться справочная и другая актуальная информация. Вся жизнь человека будет раскидана по трем экранам. Есть вопрос синхронизации, есть вопрос качества картинки, но надо понимать, что реклама на этих экранах будет очень разная. Один вид рекламы (телевизионный) будет имиджевый, второй — реклама, которая будет что-то объяснять, и третий — реклама немедленного действия. Простенькая такая, ну например: "Вы сейчас находитесь около киоска, где продают горячие булочки. Купите!"

И тогда произойдет следующая революция: реклама уйдет от распространителей к производителям контента. Если мы рекламируем товар до начала фильма, то деньги получает кинотеатр, если товар рекламируется в самом кино, то деньги получает продюсер фильма. Сейчас деньги зарабатывают те, у кого есть лицензия на вещание или технические средства для распространения рекламы. В будущем выиграют те, кто сможет изменить эти правила игры. Согласно концепции "трех экранов" реклама будет обрабатываться в трех направлениях, поэтому все будет в руках производителей рекламы. В конечном счете изменение метода продажи вынудит подстроиться остальных игроков рынка, но только первые получат много денег и опыта.

"Одноклассники" — это не интернет-проект, это что-то случилось с людьми

Генеральный директор рекламного агентства по образованию медик.

— Когда я пришел в сферу интернет-рекламы, не было такого количества книжек, пособий, методичек, как сейчас, — сказал Лев Глейзер. — Все нарабатывалось постепенно, накапливался опыт работы в этой сфере, и мое медицинское образование совсем не мешало. Все были в одинаковых условиях, учились опытным путем, и все получилось. Сейчас одновременно и легче, и труднее. Есть уже профессиональные книги, журналы, ресурсы, и их надо знать и читать. И первое требование, которое предъявляется соискателю — информированность. Надо знать некоторые базовые вещи: что такое бренд, рейтинг, методы продажи, понимать бизнес-логику компании.

Лекция генерального директора компании MediaSelling Льва Глейзера
Лекция генерального директора компании MediaSeling Льва Глейзера
— Если вы придете устраиваться на работу в MediaSelling, то мы хотим от вас простых вещей — чтобы вам было интересно думать, сомневаться и пробовать. Плюсом будет высокая чувствительность к инновациям. Как-то один из моих приятелей пошутил, что не возьмет на работу человека, у которого нет iPodа. Отчасти это правда. Нужно понимать, как устроен Интернет и механизмы рекламы. Такой пример: если вы не играете в он-лайн игры, то не знаете, как они устроены, как работает вся бизнес-модель, вы не сможете продавать рекламу в играх.

И сразу вопрос от студентов:

— На какие позиции вы изначально берете?

— Мы берем планировщиков и ассистентов байеров. Если будет получаться, то можно дальше продвигаться по карьерной лестнице. А вообще нам нужны хорошие менеджеры проектов. Потому что независимо от того, кто ты по статусу — секретарь или генеральный директор, у тебя либо получается вести проект, либо нет. Так вот нам нужны люди, способные самостоятельно вести проекты.

— А теперь хочется дискуссии, — сказал Лев Глейзер.

— Чем отличается российский интернет-рынок от зарубежного?

— Они не отличаются. Они — разные. Нельзя копировать чужой рынок, потому что можно скопировать не на том этапе и "не попасть". Мы отстаем от США, но значительно опережаем Европу. В Европе вообще нет национальных интернет-проектов. Там в топах — переменная комбинация Yahoo, Google и Microsoft. Несмотря на то, что некоторые российские проекты — это клоны зарубежных площадок, они качественно отличаются от них. По-моему, российский рынок отличается в лучшую сторону от иностранных.

— Какое будущее у проекта "Одноклассники"?

— У него не будущее, у него настоящее! Обычно в январе интернет-проекты не растут, а Одноклассники показали 13% роста по отношению к декабрю. Это какой-то социальный феномен. Сайт Classmates, с которого скопированы "Одноклассники", появился около пяти лет назад. В России были неоднократные попытки скопировать этот сайт, но без особого успеха. И вдруг внезапно, уж не знаю по каким причинам, тема стала актуальной. "Одноклассники" — это не интернет-проект, это что-то случилось с людьми.

— Почему вы решили организовать новую компанию?

— Мне было интересно попробовать обкатать новые технологии и не зависеть от тех, кто находится вокруг.

Анфиса Кудрявцева, Новостная служба портала ГУ-ВШЭ

Фотографии Виктории Силаевой

Контакты: Екатерина Валериевна Лобза, доцент кафедры "Инновации и бизнес в сфере ИТ", 771-32-38, elobza@hse.ru

Вам также может быть интересно:

«За время учебы я завершила более десятка интернет-проектов»

Идет прием на программу профессиональной переподготовки «Менеджмент в сфере электронного бизнеса и интернет-проектов» Высшей школы бизнес-информатики НИУ ВШЭ. Выпускница программы Ирина Поддубная рассказывает о своей учебе на программе, карьере и специфике интернет-маркетинга в Сибири.

5 причин изучать рекламу и связи с общественностью в Вышке

Сфера коммуникаций в России активно развивается, поэтому специалисты по рекламе и связям с общественностью становятся все более востребованными. Что ждет студентов, которые решат получать эту профессию в Вышке?

Первокурсники-рекламисты научились организации конференций на практике

28 января в Общественной палате РФ прошла VI международная конференция «Повышение эффективности социальной рекламы в России» — ESARUSSIA-2015. В организации конференции принимали участие студенты факультета коммуникаций, медиа и дизайна. Для них это было учебное задание в рамках проектного семинара образовательной программы «Реклама и связи с общественностью». Ребятам было доверено все — от написания пресс-релизов до поиска спонсоров.

Осторожно, бренд!

Слово «бренд» уже давно используют не только маркетологи, но и неспециалисты, интуитивно понимая, что скрывается за этим понятием. Но как именно бренды воздействуют на наше сознание и насколько мы подвержены этому воздействию? Об этом на лекции «Власть брендов: стратегии воздействия на потребителей» в Парке Горького рассказала профессор департамента «Медиапроизводство и креативные индустрии» факультета медиакоммуникаций НИУ ВШЭ Юлия Пирогова.

«О любом интернет-проекте я думаю как о бизнесе»

Жанна Долбнева, выпускница программы профессиональной переподготовки «Менеджмент в сфере электронного бизнеса и интернет-проектов» Высшей школы бизнес-информатики ВШЭ рассказывает о возможностях профессионального роста после окончания программы.

«Джунгли», где изучают язык

В 2008 году на портале ВШЭ было опубликовано интервью с Айнуром Абдулнасыровым, тогда — студентом 4-го курса факультета экономики ВШЭ и основателем компании «Клуб носителей языка». Сегодня Айнур — основатель и руководитель одного из самых больших и востребованных в России онлайн-сервисов по изучению иностранных языков LinguaLeo.

«Мы учились с утра до вечера»

Ольга Нечаева, студентка первого курса магистерской программы «Экономика» факультета экономики ВШЭ, недавно прошла стажировку по предпринимательству в Babson College (США).

«Получение «корочки» — это не цель»

Екатерина Лобанова, выпускница программы «Менеджмент в сфере электронного бизнеса и интернет-проектов» Высшей школы бизнес-информатики ВШЭ, специалист в сфере интернет-маркетинга, эксперт по социальным медиа, уверена, что самое увлекательное — начинать дело «с нуля».

«Стали актуальны не PR-кампании, а коммуникационные стратегии»

В 2011 году на факультете прикладной политологии НИУ ВШЭ открылось отделение интегрированных коммуникаций. О планах развития и особенностях обучения на отделении рассказывает его руководитель Сергей Зверев.

«Я оценила свои знания в рублях, и вышло больше, чем я за них заплатила»

Александра Постовалова в этом году оканчивает программу дополнительного образования ВШЭ «Менеджмент в сфере электронного бизнеса и интернет-проектов».