• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Стажерская программа ИППИ: совместная работа экспертов и студентов

Стажерская программа ИППИ: совместная работа экспертов и студентов

© iStock

В апреле 2020 года в Институте прикладных политических исследований была создана полноценная стажерская программа. Она предполагает совместную работу над проектами студентов и сотрудников ИППИ, а также приобретение ребятами исследовательских и коммуникационных навыков. В программе принимает активное участие уже 40 студентов.

Институт прикладных политических исследований всегда оставался местом, в котором студенты могли попробовать себя в роли кабинетного и полевого исследователя. В апреле этого года Институтом был переосмыслен формат взаимодействия со студентами: теперь они имеют возможность не только принять участие в реализации одного из этапов проекта Института, но и полностью погрузиться в рабочий процесс наравне с сотрудниками ИППИ.

Борис Шабаев, эксперт ИППИ, менеджер стажерской программы

Борис Шабаев, эксперт ИППИ, менеджер стажерской программы

Мы хотели создать условия для всестороннего и профессионального развития студентов Вышки, чтобы к окончанию университета они были готовыми и конкурентоспособными специалистами с опытом работы. Стажерская программа даёт возможность попробовать себя в работе над реальными задачами, а степень погружения в задачи по-прежнему зависит от желания и инициативности студентов. Всё как на настоящей работе.

Стажерская программа состоит из трех основных блоков

1. Проектная работа с сотрудниками ИППИ

Все стажеры входят в состав проектных групп, которые работают над выполнением реализующихся на данный момент проектов в Институте. Такой подход позволяет студентам применять полученные на лекциях и семинарах знания, развивать коммуникативные навыки и умение работать в команде. Работа наравне со старшими коллегами помогает студентам почувствовать вовлеченность в процесс реализации проекта и возможность внести вклад в решение общественно значимых проблем.

2. Работа с наставником

В процессе работы над проектом каждый из стажеров взаимодействует со старшим коллегой, который выполняет своеобразную роль наставника: дает задания, проверяет их, комментирует, помогает разобраться с трудностями и отвечает на все вопросы. «Мы находимся в постоянном диалоге со стажерами, – говорит Борис Шабаев. – Это повышает качество выполнения заданий и помогает подбирать задачи, интересные для каждого из них».

3. Образовательный блок

В рамках образовательного блока эксперты ИППИ читают лекции и проводят семинары. Занятия, как правило, ориентированы на текущие задачи, которые предстоит выполнить участникам стажерской программы. С начала апреля проведено шесть разных по направленности мероприятий: от лекции про деловую этику до семинара про анализ коммуникационной стратегии.

Кира Соколова, эксперт ИППИ, руководитель образовательного блока стажерской программы

Кира Соколова, эксперт ИППИ, руководитель образовательного блока стажерской программы

Для нас важно донести до студентов, что это настоящая работа, а не учебный проект, поэтому на них ложится большая ответственность: от качества работы каждого стажера зависит качество проекта в целом. Так, несоблюдение дедлайна влечёт за собой проблемы для всей команды. Этому мы учим участников нашей стажерской программы.

«Конечно, у нас есть определенный список тем, про которые мы хотели бы рассказать нашим стажерам. Но при подготовке семинаров мы больше ориентируемся на стоящие перед стажерами на проектах задачи, а также на запросы студентов и руководителей проектов», – объясняет Кира Соколова.

Стажерская программа рассчитана на несколько лет, в течение которых студент продвигается по карьерной лестнице. Сейчас в программе три ступени: стажер Junior, стажер Middle и стажер Senior. Для каждого из уровней предусмотрена своя система обязанностей и вознаграждений. Сейчас в ИППИ проходят стажировку 29 Junior и Middle стажеров, а также работают 11 Senior стажеров, которые сами часто выступают в роли наставников для младших коллег и стараются им помогать.

Мнения студентов

Полина Ваневская, Senior стажер ИППИ

За последний месяц я приобрела навык взаимодействия с младшими коллегами: как ставить задачи, как отслеживать процесс работы, как оценивать и давать обратную связь. Также я продолжаю развивать навык структурирования информации для отчетов, проведения включенного наблюдения, разработки инструментария для количественного исследования.

Мария Ермолаева, Middle стажер ИППИ

Такой формат стажировки мне нравится гораздо больше, чем тот, что был раньше! Особенно мне нравится то, что мои старшие коллеги проводят для нас семинары на полезные и интересные темы!

Гюзель Орлова, Middle стажер ИППИ

Я стажируюсь в ИППИ с июля 2019 года. За это время мне удалось поучаствовать в нескольких интересных проектах и развить свои навыки – как аналитические, так и коммуникативные. Например, в рамках проекта, связанного с культурной инфраструктурой Москвы, я научилась договариваться с информантами, брать интервью. Коммуникация с руководителями проектов и вообще со всеми сотрудниками Института всегда на высоте: я знаю, что могу обратиться по любому беспокоящему меня вопросу и всегда получу на него ответ. С запуском новой стажерской программы в апреле 2020 года появилось несколько нововведений, которые значительно улучшили ее. Например, появилась практика проведения мастер-классов с домашними заданиями, что помогает нам развивать навыки.

За эти три месяца участники стажерской программы успели поработать на проектах, заказчиками которых выступали представители региональной и федеральной властей, НКО и бизнеса. Студенты участвовали в проведении исследований в сфере городской политики (стратегия развития креативных пространств, коммьюнити центров), молодежной политики, развития некоммерческих организаций и корпоративной социальной ответственности и т.д. Выполнение рабочих задач требовало от стажеров различных исследовательских навыков: поиск, обработка, систематизация и визуализация базы данных, анализ академических источников, рекрутинг информантов, интервьюирование, транскрибирование интервью, написание аналитических текстов, анализ коммуникационных стратегий и т.д.

Кроме этого, участники стажерской программы развивали свои soft skills: учились работать в команде, распределять задачи между собой, искать компромиссы, а также общаться со старшими коллегами, информантами и внешними экспертами.

Трехмесячный пилотаж стажерской программы показал: такая форма взаимодействия со студентами полезна как для обучающихся, так и для Института. Студенты получили опыт и необходимые для работы навыки, а Институт – квалифицированных потенциальных сотрудников.