• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Север как способ познания

В августе нынешнего года прошла вторая международная летняя школа в Лапландии: российские и финские студенты провели две незабываемые недели в одном из красивейших мест планеты — в природном заповеднике на севере финской Лапландии. О целях, идее, уникальности школы рассказывает ее организатор, профессор кафедры прикладной политологии Сергей Медведев.

— Сергей Александрович, расскажите, пожалуйста, об основной идее летней школы в Лапландии.

— В прошлом году мы только нащупывали основную идею и рассматривали Север как нетрадиционное "место встречи" Европы и России. В этом году попробовали осмыслить Север как некий глобальный экологический дискурс, который заставляет иначе взглянуть на взаимоотношения человека и природы, переоценить парадигму модерна, парадигму безостановочного расширения человеческого присутствия и потребления.

— В 2008 году школа проводилась уже во второй раз. Отличалась ли она от прошлогодней?

— Расширился состав участников, и — в том числе, благодаря этому — качественно изменилось содержание. В отличие от прошлогодней школы, на которой в основном были политологи, теперь были представлены практически все факультеты Вышки. Приехали экономисты: из Международного института экономики и финансов, с экономического факультета, факультета мировой экономики и мировой политики, социологи. Их выступления добавили к политике и культурологии социально-экономическое измерение.

— Вы планируете проводить подобные выезды ежегодно?

— Да. Школа востребована, и теперь очевидно, что она станет ежегодной. На следующий год я ищу источники внешнего финансирования.

— На кого она ориентирована, кто ее "потребитель"?

— Для участников школы — это уникальный шанс увидеть настоящий Север. И среди них нет случайных людей. Уже на стадии принятия решения происходит некий естественный отбор. У тебя есть считанные недели отдыха и считанные деньги, которые ты тратишь не на поездку на юг, к морю, и не в европейские города, где ты все равно рано или поздно окажешься, а на такую необычную вещь, как путешествие в глубокое Заполярье, где даже летними ночами бывают заморозки. Я думаю, это выбор говорит сам за себя. И я уверен, что никто из ребят не пожалел о своем решении.

— Возможно, именно необычность места проведения школы и привлекает многих?

— Место действительно единственное в своем роде — биологическая станция Хельсинкского университета Килписъярви в финской Лапландии. Расположена она вдалеке от туристических маршрутов, в 450 км за Полярным кругом, на границе Финляндии, Швеции и Норвегии, фактически на Северном Ледовитом океане. Это красивейшее место, самый большой в Европе природный заказник, вокруг — дикая тундра, арктическая пустыня, рядом Скандинавские горы. Я туда езжу уже 15 лет, бывало, ходил по тундре многие недели со своей собакой. Мечтаю когда-нибудь поселиться там… ну, или хотя бы провести там одну полную полярную ночь.

— Что для вас значит Лапландия?

— Лапландия — название культурного региона, который населяют саами, лапландцы. Это историческая и этнографическая территория, протянувшаяся через четыре страны — Финляндию, Норвегию, Швецию и Россию. Саамский язык похож на финский, но очень отдаленно, финны его не понимают. С политической точки зрения Лапландия никогда не являлась государством, но у саами есть свой парламент. Что касается моего собственного отношения, то для меня Лапландия — это собирательный образ, некая идея.

— Какая идея?

— Конечно, это идея Севера. Мы говорим о путешествии на Север как способе отстранения от того, что происходит в обычной жизни. Это все равно, что взять и полететь на Луну, чтобы по-новому взглянуть на Землю. А мы едем в Лапландию. И там, приобщившись к этой природе, увидев другое небо, другое качество света, человек иначе начинает смотреть на мир и на себя в этом мире.

— Это некий культурный опыт, который меняет способ восприятия человека?

— Да, потому что Север — это не просто природный феномен, это иная оптика, новый взгляд. Новый — потому что северная природа очень хрупкая, потому что императив выживания там гораздо сильнее, из-за чего модели потребления там кажутся не столь важными. Школа в Лапландии — прежде всего культурный проект. Многое из того, что я преподаю в Вышке, связано с постмодернистскими теориями. Для меня постмодернизм — это критический взгляд на глобализацию и капитализм, на государство и суверенитет, на другие явления современной цивилизации. Север же, как некая маргиналия, предполагает постмодернистский способ восприятия.

— Природа — тоже часть этой философии?

— В этом году мы нашли тот формат школы, который, как мне кажется, более всего соответствует ее идеологии, — это внимание к экологии. Природа является таким же средством образования, педагогическим проектом, как и лекции, как и наши совместные посиделки в шатре у костра, поездки, походы. Во время школы мы вписаны в природу. Ежедневно ходим в сопки. К примеру, на одном из занятий переправляемся через озеро и шагаем 20 км к месту встречи границ Финляндии, Швеции и Норвегии.

— Расскажите немного о преподавателях, которые участвуют в проекте.

— В основном это два человека, профессор Хельсинкского университета Тапани Кааккуриниеми и я. Он берет на себя проблемы организации в Финляндии, я — общее планирование, научную и организационную часть школы в Москве (билеты, визы). Лекции тоже читаем по очереди. В этом году на школу ездил наш выпускник, Иван Сорокин, он тоже несколько лекций прочел — о "зеленой политике", эко-социализме, эко-фашизме.

— Кроме лекций, какие еще формы занятий используются?

— Многие участники подготовили доклады. Два дня на школе было посвящено студенческим презентациям. Например, Дима Крылов делал доклад о Киотском протоколе, Полина Архипова — росте цен на нефть и продовольствие в 2008 году, Ольга Тарасова рассказала об экологии в концепции Льва Гумилева, Кира Петрова и Соня Филина — экологической архитектуре, Андрей Момад — про экономику постмодерна и "эмо-кидс"… А еще мы в автобусе, туда и обратно, и во время самой школы смотрим и анализируем кино.

— Какие фильмы вы показываете?

— Кино — очень важный элемент этой школы, все фильмы связаны с северной, либо экологической тематикой. Начали с хита сезона, диснеевского мультфильма "ВАЛЛ-и". Чисто художественно он слаб, но в нем интересно подана тема загрязнения окружающей среды, выживания человеческой цивилизации, проблемы общества потребления. "Кукушку" Рогожкина смотрим, где Север показан как место встречи культур, как способ невербальной коммуникации, его же "Особенности национальной рыбалки", где интересна тема пересечения границ. Про Финляндию — фильмы Каурисмяки…

— А про Лапландию, про саами?

— Целая часть курса — антропология Севера. Смотрим исторический фильм 1920-х Майкла Флаерти про эскимосов "Нанук с Севера" и современный — "Быстрый бегун", потрясающий трехчасовой артхаус, снятый канадскими эскимосами, который собрал урожай фестивальных призов. Также — норвежский "Следопыт" про историю саами… И еще есть необычное кино "32 коротких фильма про Гленна Гульда", про канадского пианиста, одержимого идеей Севера, снятый как 32 баховских "Гольдберг-вариации".

— Рабочий язык школы английский?

— Да, английский, так как школа международная, в ней принимают участие финские студенты, а следующем году, надеюсь, еще будут шведские и норвежские. В будущем я хотел бы, чтобы было один к одному, сколько русских — столько и иностранцев.

— Совместное путешествие сплачивает людей, вы общаетесь после школы с ребятами?

— Да, на Новый год собирались у меня дома, а так — регулярно в "Билингве". У нас образовалась группа выпускников школы, "лапландские олени", ребята общаются между собой.

— Итак, уже есть конкретные планы на следующий год?

— В конце марта 2009 года совместно с моими партнерами из Школы публичной политики Университета Эрфурта мы собираемся провести весеннюю школу в Альпах, на немецком горнолыжном курорте Гармиш-Партенкирхен, под названием "Глобализация 2.0" — такой "студенческий Давос". Разумеется, эта школа тоже будет "вписана" в природу. С утра слушатели будут кататься на лыжах, после обеда учиться и дискутировать. Ну а в августе 2009-го — все уже традиционно: чемодан, вокзал, Лапландия. Кому интересны та и другая школы, уже могут со мной связаться.

Людмила Мезенцева, Новостная служба портала ГУ-ВШЭ

Вам также может быть интересно:

Отдых с умом: летние школы НИУ ВШЭ начинают набор старшеклассников

Традиционные летние школы НИУ ВШЭ — это питательная интеллектуальная среда плюс отдых в компании единомышленников. В новом сезоне ребят ждут 13 школ по разным направлениям: от химии до разработки мобильных приложений. Одарённые школьники, продемонстрировавшие выдающиеся результаты, победители известных олимпиад и конкурсов прошедшего учебного года получают скидки при оплате.

Летняя школа на Соловках — 2018

Студенты и преподаватели московского и петербургского кампусов НИУ ВШЭ представили в рамках Летней школы на Соловках проектные идеи по комплексному развитию архипелага. К ноябрю исследовательские команды готовят финальные презентации результатов своих исследований.

Первокурсников-математиков подготовили к учебе в Вышке

С 22 по 30 августа на факультете математики ВШЭ прошла летняя школа для студентов первого курса, поступивших на бакалаврские программы «Математика» и «Совместный бакалавриат ВШЭ и ЦПМ». На занятиях они разобрали темы, которым в школах не всегда уделяют внимание, но без которых изучение математики в университете затруднено.

«Проекты, построенные на сотрудничестве вузов и бизнеса, очень важны»

В Вышке проходит Всероссийская летняя школа Мастерчейн. В ее рамках студенты впервые получают опыт работы с этой платформой за пределами банков и создают проекты для решения реальных бизнес-задач в сфере финтеха.

«Эти дети понимают нас с полуслова»

24 мая в Образовательном центре «Сириус» в Сочи завершилась программа по математике и информатике, реализованная при научно-методическом и кадровом сопровождении Высшей школы экономики. Она длилась 24 дня, в ней приняли участие почти 100 десятиклассников, увлеченных математикой и информатикой, из 34 регионов.

11 летних школ ВШЭ для одаренных детей, на которые еще можно подать заявки

Летние школы и выездные лагеря, которые организует Вышка, — это сочетание занятий с отдыхом. Их проводят для школьников преподаватели и студенты университета. В программе — лекции и семинары, интеллектуальные и деловые игры, дискуссии, театральные постановки, конкурсы и, конечно, неформальное общение.

Как я провел лето: студентка МИЭМ НИУ ВШЭ прошла стажировку в ЦЕРН

Елена Орлова, студентка 4-го курса образовательной программы «Прикладная математика» МИЭМ НИУ ВШЭ, приняла участие в работе летней студенческой школы в ЦЕРН. В составе команды разработчиков программного комплекса GeantV она занималась моделированием прохождения элементарных частиц через вещество с использованием методов машинного обучения.

Сетевой анализ: методы для решения актуальных задач

С 24 по 28 июля в Москве состоялась восьмая международная летняя школа «Теория и методы сетевого анализа», организованная Международной лабораторией прикладного сетевого анализа НИУ ВШЭ для студентов и исследователей. В ее работе принял участие научный руководитель лаборатории Стэнли Вассерман из Университета Индианы.

По проекту студентов первой летней школы GS Group и НИУ ВШЭ в Гусеве создадут культурное пространство

В Калининграде прошла первая летняя школа «Город и бизнес: согласованное управление в эпоху технологий» — совместный стратегический образовательный проект холдинга GS Group и Института региональных исследований и городского планирования НИУ ВШЭ при участии БФУ им. И. Канта.

Юристы в цифровую эпоху: вытеснит ли искусственный интеллект юридическую профессию?

В Москве закончилась VI Международная летняя школа по киберправу, организованная Международной лабораторией по праву информационных технологий и интеллектуальной собственности. Школа традиционно проводится на английском языке. Молодые ученые из России, Австрии, Германии, Великобритании, Испании, Польши, Белоруссии, Украины, Монголии, Индии приняли участие в ежегодном событии, где представили свои научные работы.