• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

На факультете гуманитарных наук запускается новый проект Creative Writing Studies

На факультете гуманитарных наук запускается новый проект Creative Writing Studies

© Ольга Шмырева / 2 курс профиля «Анимация и иллюстрация», Школа дизайна НИУ ВШЭ

Создание Creative Writing Studies — один из шагов по переходу факультета гуманитарных наук на проектный формат работы. Центр по изучению творческого письма станет органическим продолжением магистерской программы «Литературное мастерство», открытой в 2017 году. Об актуальности проекта, обучении творческому письму, фанфиках и взаимодействии писателей и интернета новостной службе портала рассказала руководитель проекта, писатель и филолог, ординарный профессор НИУ ВШЭ Майя Кучерская.

О создании проекта

Этот проект упал мне в ладони (спасибо, что не на голову), как созревший плод. Он вырос из того, чем я и так активно занимаюсь последние несколько лет — преподаванием и изучением творческого письма, creative writing.

Давно известно: одна из самых острых проблем научного знания — это дифференциация, или сегментация, разделение большого здания даже и одной науки на мелкие изолированные комнатки. Причем обитатели этих комнат обычно торопятся забаррикадировать вход поскорее и не пускать «чужих», не портить чистоту породы, видимо. Но когда представители смежных специальностей начинают думать над какой-то проблемой вместе, результаты бывают потрясающие. Скажем, открытие нового подвида людей, денисовцев, если я верно понимаю, стало возможно только благодаря симфонии биологов-генетиков, антропологов и археологов... Creative writing — это область, тоже соединяющая одновременно разные специализации.

Центр Creative Writing Studies, о создании которого я мечтаю, должен объединить филологов, социологов, поэтов, писателей, драматургов, то есть практиков, преподавателей, которые, используя достижения филологических наук, думают о том, как можно научить писать

Объяснение, что научить писать возможно, также как научить играть на виолончели или говорить на японском языке — уже, надеюсь, не требуется. Творческое письмо — это та же музыкальная грамота или иностранный язык, со своими внутренними законами и правилами. Дальше все зависит от таланта, кто-то становится виртуозом, кто-то закончив музыкальную школу, использует виолончель в футляре вместо табуретки...

Об актуальности Creative Writing Studies

У нас может появиться международный научный центр, не имеющий аналогов. Понимаете, мы будем первыми, кто наконец произнесет: «исследовать огромный и сложный мир, созданный человечеством вокруг слова, изящной словесности, — важно, нужно, продуктивно». Появится новый ракурс для изучения мифологии, истории, литературы, психологии. Задача любой гуманитарной науки — понять человека. Думаю, Creative Writing Studies помогли бы нам сделать еще один важный шаг в этом направлении. Попутно мы решили бы множество более мелких задач — от развития новых методик преподавания до анализа учебных заведений, в которых учат писать.

О команде проекта и роли студентов

В команде Creative Writing Studies должны оказаться рядом историки и теоретики литературы, социологи, психологи, философы, писатели. Это в первую очередь. Знаете что согласно опросам, работодатели ценят у выпускников университетов выше всего? Умение хорошо говорить и писать. Вступать в эффективную устную и письменную коммуникацию. Способность аналитически мыслить стоит только на втором месте. И понятно почему. Мысль надо уметь выразить — доступно, ясно, красиво. В слове.  Еще одна моя заветная мечта — серия мобильных приложений, своего рода тренажеры, которые помогут отточить этот навык — писать выразительно и свободно. Так что и программисты, и представители других «технических» профессий тоже приглашены на наш праздник.

Майя Кучерская
Фото из личного архива

Огромную роль в работе проекта будут играть студенты Вышки. Магистранты нашей программы «Литературное мастерство» получают уникальное образование. Их учат, подробно и тщательно, как писать, не по наитию, а сознательно, и, главное, как преподавать литературное ремесло. У нас есть курс по методике преподавания литмастерства. Наши студенты — наши рабочие руки и наши мозги. Они же и мыслят свежо, неожиданно, современно. Вот вам самый недавний пример — только что вышло первое на русском языке учебное пособие о том, как писать в разных жанрах, от детектива до фэнтези, «Мама, у меня будет книга!» (М.: Эксмо, Бомбора, 2020). Его написали наши первые выпускники-2019. Это пособие родилось из творческих заданий на наших семинарах с Мариной Львовной Степновой, замечательным писателем и моей коллегой.

О научном направлении сreative writing

Новые научные направления рождаются, когда накапливается достаточный эмпирический материал или открываются новые технические возможности для исследования — так появилась квантовая биология или digital humanities, например, а бывает, и когда складываются определенные политические и культурные обстоятельства — так было с postcolonial studies и cultural studies. Случай с creative writing studies — cкорее, первый: накопился огромный материал. Преподавание творческого письма пребывает в активной фазе около века, в англоязычных университетах в общей сложности работают больше тысячи бакалаврских и сотни магистерских программ по творческому письму. Написаны десятки учебников по литературному мастерству и тысячи ученических работ. Есть что осмыслять. А что тут, собственно, осмыслять? Если очень кратко: сочинительство, создание изящной словесности за время своего существования породило рефлексию. Писались не только учебники о писательском мастерстве, но и трактаты, книги, статьи. Один из самых ранних и знаменитых примеров — «Поэтика» Аристотеля, более поздний — поэма «Поэтическое искусство» Буало. В ХХ веке, наш знаменитый соотечественник, русский филолог Виктор Шкловский тоже написал пособие о техниках письма. Сегодня десятки современных авторов делятся своими писательскими секретами, от Стивена Кинга до Харуки Мураками. Параллельно создавались разные учебные заведения: это программы в Британии и США, Литературный институт имени Горького, конечно, вот и наша первая в России подобная магистратура «Литературное мастерство». Параллельно формировались разные институции, от литературных кружков при библиотеках до частных литературных курсов, как Creative Writing School или школа «Хороший текст». Все это требует осмысления, изучения, то есть каталогизации и анализа.

Например, в СССР и в США идея учить писать возникла почти синхронно, но совершенно по разным причинам, однако сам факт этой синхронии любопытен. Набоков вел искусство драматургии по американским учебникам и страшно ругался. Бродский тоже пытался своих американских студентов научить писать стихи...

В общем история преподавания, методология, институализация креативного письма, продуктивность методик creative writing, влияние их на литературный процесс, массовую литературу, книжный рынок и статус писателя — вот неполный набор возможных тем исследований в рамках этого направления. Научное направление — не стоит сакрализовать, это всегда еще и удобный инструмент, призма, лупа. Глядя сквозь нее, мы можем увидеть и понять много нового и про литературное творчество, и про существование литературы в обществе, и про то, как создается художественный текст. Продуктивно это будет для любой страны, в которой люди сочиняют.

В рамках научной работы мы планируем ежегодно проводить конференцию «Теории и практики литературного мастерства». Первую мы уже провели в прошлом году, и 18-19 сентября проведем вторую. В первый раз — в 2019-м — все получилось очень здорово, потому что это тоже было совершенно ново по формату. На нашей конференции соседствовали доклады академические и писательские, при взаимном уважении разных цехов друг к другу. У нас выступала Татьяна Толстая, между прочим остроумно испепелившая саму идею обучения творческому письму. Но потом она прочитала фрагмент из любимого моего рассказа «Легкие миры» — о том, как преподавала creative writing в американском колледже — и возродила сожженного феникса. Потому что это рассказ еще и о чуде и важности диалога между учителем и учеником, о том, как важно учить начинающих талантливых авторов, хотя бы просто кивать им, когда у них получилось. В этом году у нас снова собралась замечательная компания, филологов и писателей из разных стран, конференция пройдет 18-19 сентября.

О изучении темы «Литературный процесс в Сети»

Мы будем изучать, как строится литературный процесс в интернете во всех его аспектах: от платформ для начинающих авторов и работы с аудиторией до мобильных приложений для писателей и написания фанфиков.

Фанфик — это тот же этюд, упражнение. На семинарах мы даем похожие: опишите весенний дождь под Набокова, а теперь под Хэмингуэя... Такие рисунки на полях великих. Тот же фанфик. Это помогает развить мускулатуру, расширить собственный диапазон. Но после этого надо двигаться дальше, к своему неповторимому замыслу и миру

Я думаю, что интернет-ресурсы помогают учиться писать не больше и не меньше, чем при изучении любого другого ремесла. Помогает ли Сеть выучить английский? Отчасти да.  Но делать это без обратной связи, тем более в таком тонком и деликатном деле как наше, почти невозможно. В целом, интернет и его разнообразный контент — это вызов для писателя. И стимул продемонстрировать, чем отличается настоящее писательское мастерство от умения хорошо складывать слова. Ну, как можно сравнивать написанный за полчаса блог с созданием хорошего художественного романа, который пишется годы? Чтобы написать роман, надо столько уметь, понимать, знать — и про архитектуру текста, и про персонажей, и про язык, и про жизнь, и про человека. Нужно быть профессиональным писателем. Чтобы вести популярный блог, это совершенно не обязательно.