• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

В магистратуре ВШЭ будут обучать по новому образовательному стандарту

В магистратуре ВШЭ будут обучать по новому образовательному стандарту

© Высшая школа экономики

Ученый совет университета утвердил образовательный стандарт магистратуры ВШЭ, главная особенность которого – расширение возможностей выбора для студентов. Магистерская программа может состоять из нескольких треков, за каждый из которых будет отвечать академический наставник – новая ключевая фигура в образовательном процессе.

ВШЭ как национальный исследовательский университет имеет право на самостоятельные (оригинальные) образовательные стандарты, требования которых должны быть не ниже ФГОС – федеральных государственных образовательных стандартов. Университет воспользовался этим правом и первые самостоятельные стандарты запустил в 2013\14 учебном году. Ровно год назад Ученый совет одобрил новую версию образовательного стандарта бакалавриата, задающего возможность построения различных вариативных моделей подготовки. Теперь настало время для обновления стандарта магистратуры.

Как рассказал проректор ВШЭ Сергей Рощин, сейчас в университете действуют образовательные стандарты магистратуры по 40 направлениям. Новый стандарт станет единым для всех направлений, фиксируя рамочные позиции магистерской подготовки в университете в целом. Определение профессиональных компетенций и видов профессиональной деятельности, ключевых образовательных результатов, а также набор рекомендуемых студентам дисциплин делегируются на уровень образовательных программ. В соответствии со стандартом в магистратуре будет допустима вариативность мейджора – набора курсов, определяющего ядро профессиональной подготовки, и в этом отличие от бакалавриата, где мейджор остается унифицированным для нескольких образовательных программ, объединенных направлением подготовки.

Сергей Рощин, проректор ВШЭ

Сергей Рощин, проректор ВШЭ

Благодаря новому стандарту предстоит расширить спектр вариативных траекторий обучения, инициируемых как академическими руководителями, так и студентами. Потребность в этом велика, поскольку магистратура по определению является гораздо более вариативным уровнем подготовки, чем бакалавриат, и даже в рамках одного направления или в рамках одной образовательной программы будут возможны самые разные комбинации компетенций. Новый стандарт должен помочь совершить «проектный поворот» – усилить проектную составляющую в магистерских программах ВШЭ, привлечь к работе со студентами коллег, занимающихся исследовательской, экспертной и аналитической деятельностью.

Новая модель обучения студентов содержит несколько ключевых новаций. Прежде всего, в одной магистерской программе может быть несколько треков – общего, прикладного или исследовательского характера. Модульная структура обучения сохраняется, каждый студент обучается по индивидуальному учебному плану, выбирая дисциплины из общеуниверситетского пула – единого не только для всех предметных направлений, но и для всех четырех кампусов ВШЭ. Бурное развитие дистанционных технологий в период пандемии лишний раз подтверждает возможность формирования такого пула, а для обеспечения выбора и поддержки всех участников образовательного процесса разработают специальные цифровые сервисы.

Наряду с академическим руководителем и научными (проектными) руководителями выпускных работ (проектов) студентов, в реализации магистерских программ с различными треками примут участие академические наставники. Каждый наставник руководит развитием одного трека, проводит или курирует «семинар наставника», играет ключевую роль в консультировании студентов по вопросам формирования индивидуального учебного плана, равно как и компетенций, которые студент должен приобрести в рамках данного трека. С учетом появления наставников роль академического руководителя магистерской программы может быть скорректирована.

Как отметила Мария Лытаева, руководитель комиссии Ученого совета по основным образовательным программам, образовательный стандарт – широкая рамка, задающая вектор развития магистратуры ВШЭ, а детали уточнят в процессе его реализации. По мнению Юлии Лежниной, возглавлявшей рабочую группу по доработке проекта стандарта, получившийся документ – это лицо магистратуры Вышки. Он не только расширяет свободу академического сообщества университета при конструировании образовательных программ, но и дает возможность ее представления за пределами ВШЭ.

Полномасштабное внедрение нового образовательного стандарта запланировано на 2022\23 учебный год, а в 2021\22 учебном году предстоит пилотный этап. Список магистерских программ, участвующих в пилотном этапе, определится в середине декабря этого года.

Вам также может быть интересно:

Ученый совет НИУ ВШЭ одобрил обновленное Положение об академических надбавках

Члены Ученого совета, заседание которого состоялось 26 ноября, обсудили итоги весенней кампании по академическим надбавкам. В частности, было отмечено, что совокупное число их получателей выросло по сравнению с 2020 годом. Кроме того, совет утвердил изменения в Положение об академических надбавках и принял Положение о надбавке за публикации, вносящие особый вклад в международную научную репутацию ВШЭ.

«Основным активом университета остается человеческий капитал»

На очередном заседании Ученого совета ВШЭ были рассмотрены результаты участия университета в конкурсных отборах на государственную поддержку в рамках программы «Приоритет-2030» и программы поддержки исследовательских центров в сфере искусственного интеллекта. Также члены Ученого совета обсудили новые образовательные программы бакалавриата и магистратуры в 2022/23 учебном году, перспективы развития МИЭМ им. А.Н. Тихонова до 2025 года и другие актуальные вопросы.

Победители НИРС-2021 будут получать стипендии

Ученый совет НИУ ВШЭ по итогам заседания 29 сентября утвердил Положение о стипендии победителям конкурса студенческих научно-исследовательских работ НИУ ВШЭ — 2021. Теперь победители конкурса НИРС-2021, занявшие 1-е место, смогут получать стипендии в размере 20 тысяч в месяц.

Формирование качественного спроса: методы привлечения иностранных абитуриентов в Вышку дают результаты

На заседании Ученого совета ВШЭ подведены итоги приема 2021/22 учебного года по отдельному конкурсу для иностранных граждан. Несмотря на ограничения, связанные с пандемией, на места с платой за обучение и на места, обеспеченные стипендиями правительства РФ, удалось набрать 2055 студентов из 156 стран.

Ученый совет ВШЭ подвел итоги приемной кампании 2021 года

Завершившаяся приемная кампания оказалась успешной по многим показателям. По качеству бюджетного приема в бакалавриат московский кампус ВШЭ сохранил 3-е место среди российских вузов, санкт-петербургский кампус поднялся с 6-го на 4-е место. Выросло число платных студентов в магистратуре, состоялся прием на все заявленные онлайн-программы.

Ярослав Кузьминов переходит на пост научного руководителя НИУ ВШЭ: обращение к вышкинцам

1 июля Ученый совет НИУ ВШЭ рассмотрел заявление Евгения Григорьевича Ясина о его освобождении от должности научного руководителя НИУ ВШЭ. Члены Ученого совета единогласно избрали Евгения Ясина почетным научным руководителем. Новым научным руководителем университета в ходе тайного голосования членов Ученого совета избран Ярослав Кузьминов. Ярослав Кузьминов объявил о том, что оставляет пост ректора НИУ ВШЭ. Правительство как учредитель Вышки назначит нового ректора.

Глобальная бизнес-школа с российскими корнями: подведены итоги первого года работы Высшей школы бизнеса ВШЭ

На заседании Ученого совета ВШЭ обсудили результаты работы и перспективы развития Высшей школы бизнеса, открытой в университете 1 сентября 2020 года. За этот период был проведен редизайн портфеля образовательных программ, обновлен кадровый состав, появились экспертные и академические советы образовательных программ во главе с лидерами бизнеса, созданы альянсы с ведущими бизнес-школами мира, развернута издательская программа, опубликованы статьи в ведущих мировых журналах. Впервые появились достижения в области фандрайзинга.

«Пересобрать контенты, рынки, а не следовать учебникам, которые нам привычны»

На заседании Ученого совета ВШЭ был сделан вывод, что для роста качества учебно-методической деятельности необходимо повышение квалификации преподавателей по вопросам работы в новой цифровой среде. Были проанализированы итоги и перспективы развития факультета экономических наук, а также секреты финансового успеха факультетов — лидеров по объему внебюджетных доходов.