• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

«Когда вы поступаете в университет, в школу, вы доверяете организации, в которую пришли»

«Когда вы поступаете в университет, в школу, вы доверяете организации, в которую пришли»

© Григоров Гавриил / ТАСС

У традиционных вузов и технологических образовательных платформ нет поля для конкуренции, но много оснований для партнерства. К такому выводу пришли участники дискуссии «Все, что вы хотели знать об образовании, но боялись спросить» в рамках Гайдаровского форума. В обсуждении приняли участие Дмитрий Крутов, основатель и гендиректор Skillbox, Ярослав Кузьминов, ректор НИУ ВШЭ, Владимир Мау, ректор РАНХиГС, Максим Спиридонов, сооснователь, глава образовательного холдинга «Нетология-групп».

Могут ли государственные вузы и образовательные платформы существовать вместе? Какие новые решения позволяют создавать новые возможности для каждого в образовании? Могут ли образовательные платформы перетащить на себя «одеяло» высшего образования? Эти и другие вопросы стали темами для обсуждения.

Модератором дискуссии выступил Максим Спиридонов. С одной стороны российское образование сегодня представлено его классическими формами, с другой, появились «образовательные выскочки, работающие в коммерческом сегменте, в тех направлениях, которых раньше не было», отметил он и задал вопрос ректорам, как они относятся к новым участникам образовательного рынка.

Максим Спиридонов
© Григоров Гавриил / ТАСС

Ярослав Кузьминов напомнил, что ни что не вечно под луной и рассказал, что на один из юбилеев Вышки «приятели из МГУ подарили мне картину с изображением М.В. Ломоносова, на плече которого сидела маленькая мерзкая ворона – а это символ Вышки, и неизвестно, что она собиралась там сделать… так что понятно, как к нам тогда относились», а «теперь мы представляем традиционное, консервативное крыло образования».

«Не боитесь, что мы, молодая шпана, сотрем вас с лица земли?», – продолжил Максим Спиридонов словами из песни, которая была написана примерно сорок лет назад. «Не боюсь, потому что вы еще далеко от исследовательских университетов, пока вы дойдете до того, чтобы спихнуть нас с Мау с нашего насеста, мы, глядишь, и помрем», – ответил Ярослав Кузьминов, «…или придумаем что-нибудь более забавное, как Бог даст», добавил Владимир Мау.

Ярослав Кузьминов
© Григоров Гавриил / ТАСС

Главной заслугой Ярослава Кузьминова Владимир Мау считает как раз то, что Вышка стала восприниматься как консервативный институт, а значит есть шансы сделать гринфилды, «которые станут следующим поколением консервативных монстров». По словам ректора РАНХиГС, проблема не в возрасте, а в том, чтобы постоянно обновляться. Пока нет ощущения, что образовательные платформы оттягивают аудиторию у вузов. Скорее, стоит говорить о межотраслевой конкуренции, например, конкуренции технологических платформ с банками, «которые по всей вероятности вас купят», считает он.  

В свою очередь, Дмитрий Крутов уверен, что нельзя допускать противопоставления консервативного и нового образования. «Когда мы сидим за одним столом, мы понимаем, что мы разные, и наши аудитории разные», но важно, что платформенное образование может обогатить традиционное новыми технологиями, в первую очередь, маркетинговыми. В колаборации вузов и образовательных платформ, считает глава Skillbox, «можно двигать идею осознанного платного образования», совместно развивать технологические образовательные платформы. Важно также создать правовое поле – легитимизировать взаимодействие вузов и платформ.

Дмитрий Крутов
© Григоров Гавриил / ТАСС

Ярослав Кузьминов полагает, что технологические образовательные платформы могут заняться сервисами измерения качества образования – полученных знаний, компетенций. По его словам, сегодня таких инструментов нет совсем. Есть и другие сервисы, которые могут взять на себя платформы. Вышка, например, передала обучение английскому языку фактически на аутсорсинг, отметил он, можно прийти в университет с соответствующим сертификатом, но если есть желание, Вышка этот сервис предоставит.

Разница между нами не в том, что это старое или новое. А в том, что мы с вами предоставляем совершенно разные сервисы. Вы предоставляете конечные сервисы, то, что можно назвать образовательной услугой

Эта услуга действительно продается, ее покупают как колесо от «Мерседеса». Тот, кто приобретает эту услугу, не доверяет, а выбирает из того, что ему предлагают. Это принцип рынка. Но на рынке есть длинные отношения, длинные услуги. «Когда вы поступаете в университет, в школу, вы доверяете организации, в которую вы пришли», – подчеркнул Ярослав Кузьминов. Для работодателя важно то, что вы – физтех, что вы – человек, получивший диплом президентской академии или Вышки. Вузы дают не просто диплом, а чувство сопричастности, поэтому «я не вижу поля для конкуренции», добавил ректор Высшей школы экономики.

«Я скорее вижу в вас партнеров, чем конкурентов», – поддержал его мысль Владимир Мау. По его словам, «вуз – это не про образование, а про науку, где есть студенты, про фундаментальные знания, про среду».

Владимир Мау
© Григоров Гавриил / ТАСС

Образование – «страшно консервативная штука», генный код образования – это передача накопленных знаний, задача в том, чтобы внести туда новые технологии, полагает Ярослав Кузьминов. В какой-то мере за время пандемии это удалось сделать. Многие преподаватели освоили формат онлайн-конференций, онлайн-курсов.

«Насколько адекватно действует государство, каким должно быть его помощь в изменении формата образования?», – на такой вопрос отвечали также участники дискуссии. По мнению ректора Вышки, роль российского государства можно назвать конструктивной, хотя государство и близоруко и много не видит, «но при этом его нынешние приоритеты правильные». Например, правительство решает задачу довести до каждой школы высокоскоростной интернет. «Если этого не будет сделано, наши разговоры ничем не закончатся», – добавил Ярослав Кузьминов.

Вам также может быть интересно:

«Вопрос о росте зарплаты нельзя обсуждать в отрыве от производительности труда»

Чем объяснить низкую безработицу в России, кому не хватило господдержки во время пандемии, каковы перспективы дальнейшей поляризации зарплат? Эксперты НИУ ВШЭ, РАНХиГС и правительства приняли участие в дискуссии о влиянии пандемии на российский рынок труда, которая состоялась в рамках Гайдаровского форума.

Эффект ковида: среднего класса стало меньше, а мужчины вспомнили о роли «добытчика»

Ученые Центра междисциплинарных исследований человеческого потенциала в ходе дискуссии на Гайдаровском форуме рассказали о влиянии пандемии коронавируса на социальную сферу, государство, поведение и настроения населения.

Консорциум с участием НИУ ВШЭ займется исследованиями человеческого потенциала

14 января в рамках Гайдаровского форума 2021 на площадке РАНХиГС состоялось подписание Меморандума о создании научного Центра междисциплинарных исследований человеческого потенциала (НЦМУ). В подписании приняли участие ректор НИУ ВШЭ Ярослав Кузьминов, ректор РАНХиГС Владимир Мау, ректор МГИМО Анатолий Торкунов, директор Института этнологии и антропологии имени Н.Н. Миклухо-Маклая РАН Дмитрий Функ. Научные исследования центра охватят ключевые направления, представленные в глобальной повестке.

«Основной тренд в образовании — это цифровая революция»

В рамках Гайдаровского форума, организованного РАНХиГС, состоялся открытый диалог, участники которого обсудили главные тренды образования. О том, каким будет российское образование через 5-7 лет, как искусственный интеллект изменит школу и какие реформы необходимы уже сейчас, рассказал ректор ВШЭ Ярослав Кузьминов.

Как университетам и бизнесу найти друг друга

Российским вузам и компаниям необходимо более тесное взаимодействие, которое бы способствовало технологическому прорыву российской экономики в целом. О перспективах и препятствиях на пути такого сотрудничества говорил ректор ВШЭ Ярослав Кузьминов на экспертной дискуссии в рамках Гайдаровского форума, проходящего в РАНХиГС.

Дифференциация вузов усилится, онлайн-образование захватит мир

Развитие университетов во всем мире будет определяться изменением технологий, ростом платежеспособного спроса на образование, созданием альтернативных систем подтверждения квалификации и другими факторами. Об этом сказал ректор ВШЭ Ярослав Кузьминов в ходе дискуссии «Университеты 3.0: будущее рядом?» на Гайдаровском форуме 14 января.

Кризисное развитие экономики не должно привести к кризисному развитию вузов

16 января ректор ВШЭ Ярослав Кузьминов принял участие в панельной дискуссии «Высшее образование: между доступностью и качеством», состоявшейся в рамках Гайдаровского форума-2015 в Российской академии народного хозяйства и государственной службы.

Общество срослось с политической системой

В начале 2014 года российское общество демонстрирует склонность к стабильности и в целом не желает особых перемен. В рамках завершившегося Гайдаровского форума эксперты, в том числе из ВШЭ, обсудили итоги исследований на эту тему во время дискуссии «Политические тенденции, оценки, анализ, прогноз».

Ученые обсудят рецепты эффективного управления экономикой

Исследователи Высшей школы экономики примут участие в обсуждении важнейших экономических проблем на стартовавшем 15 января Гайдаровском форуме «Россия и мир: устойчивое развитие».

Инновации: социальная составляющая

В рамках Гайдаровского форума-2011 «Россия и мир: в поисках инновационной стратегии», проходившего в Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, 17 марта состоялась пленарная дискуссия по теме «Социальное измерение инноваций».