• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

«Границы между странами стираются благодаря онлайн-коммуникации»

«Границы между странами стираются благодаря онлайн-коммуникации»

© iStock

В числе международных преподавателей, приглашенных для дистанционной работы со студентами ВШЭ в этом учебном году, – профессор Олег Мельников. Он живет в Калифорнии, заведует отделением DataScience в одной из компаний в Пало-Альто, преподает в Стэнфорде и других американских университетах. В Вышке он ведет курс «Машинное обучение» для студентов факультета компьютерных наук и МИЭФ, а также общеуниверситетский факультатив «Машинное обучение в Питоне». О своей работе он рассказал в интервью новостной службе портала.

Олег Борисович, где вы получили образование? Чем сейчас занимаетесь? Каков круг Ваших исследовательских интересов?

Высшее образование в сфере математики, финансов и компьютерных наук я получил в Лос-Анджелесе, на PhD по статистике учился в Техасе. Сейчас живу в Калифорнии – в Кремниевой долине.

Олег Мельников

На основной работе заведую отделением Data Science в компании ShareThis Inc, расположенной в Пало-Альто. Мы строим модели машинного обучения для классификации пользователей Интернета, в которых заинтересована рекламная индустрия. Это в основном работа с сотнями терабайтов данных на естественном языке.

Уже десять лет в свободное от основной работы время я разрабатываю и преподаю курсы по машинному обучению, статистике, нейронным сетям, Data Science, NLP, Питону в Стэнфорде, Беркли, Корнелле, UChicago, UWashington, Johns Hopkins и других американских университетах. Для меня это не только хобби, но и саморазвитие, возможность поделиться знаниями и опытом со студентами и ассистентами.

В этом году я начал преподавать в одном из лучших российских университетов – НИУ ВШЭ. Здесь я также знакомлюсь с новой для меня системой образования. Считаю, что мне очень повезло.

С чего началось ваше сотрудничество с НИУ ВШЭ?

Возможность преподавать в России я рассматривал и ранее, общаясь с коллегами из российских вузов. Теперь же реализовать эту идею стало гораздо проще благодаря развитию онлайн-образования во время пандемии COVID-19.

Я обратился на факультет компьютерных наук НИУ ВШЭ, и на мое предложение сразу откликнулись Владимир Подольский, Евгений Соколов и Тамара Вознесенская. Мы организовали несколько видео-встреч, где они интересовались моей мотивацией, квалификацией и возможностями, и обсудили возможные варианты сотрудничества. Этот этап удалось пройти удивительно быстро. Сейчас я работаю по договору ГПХ – его оформление оказалось несложным.

Евгений Соколов, заместитель руководителя Департамента больших данных и информационного поиска факультета компьютерных наук ВШЭ

Евгений Соколов, заместитель руководителя Департамента больших данных и информационного поиска факультета компьютерных наук ВШЭ

Профессор Олег Мельников обратился к нам примерно год назад, поинтересовавшись, нет ли у нас потребности в зарубежных преподавателях. У него уже был большой опыт преподавания в университетах США, а теперь хотелось посмотреть «изнутри», как устроено образование в России. Конечно, нас это заинтересовало, и мы даже обсуждали возможность приезда Олега на семестр в Москву. Но потом, уже во время пандемии, решили организовать преподавание удаленно.

Безусловно, это интересный опыт для нас. Например, Олег выстраивает свой курс в blended-формате, использует онлайн-материалы, готовит большую базу вопросов для автоматического тестирования студентов. У него хорошо продуманы процессы по взаимодействию со студентами. Семинаристами на курсах Олега выступают наши преподаватели, и, думаю, они многому у него научились.

Какие занятия вы ведете в Вышке? В чем, на ваш взгляд, уникальность и необходимость ваших курсов для студентов?

Сейчас я как раз заканчиваю англоязычный курс первого семестра по машинному обучению для студентов программы двух дипломов «Прикладной анализ данных» на факультете компьютерных наук и программы двух дипломов по экономике в МИЭФ.

Этот курс я в прошлом году вел в Стэнфорде. Он основан на очень известных учебниках Introduction to Statistical Learning (ISLR) и Elements of Statistical Learning (ESL) от Robert Tibshirani и Trevor Hastie из Стэнфорда, с которыми мне посчастливилось сотрудничать. Студенты знакомятся не только с новым материалом, но и с системами LMS, которые я использую в своей работе как преподаватель в США, – Canvas LMS, PIazza LMS, Google Colab и другие.

Еще один курс, который я веду, – общеуниверситетский факультатив. Он посвящен машинному обучению в Питоне и преподается на русском языке.

Насколько необычными показались студентам НИУ ВШЭ ваши подходы к организации занятий?

Конечно же, многим студентам были в новинку некоторые методы, которые часто используются в образовательной системе США. Это grading on the curve (необычный для России метод оценивания), еженедельные, индивидуальные и автоматизированные тесты через систему Canvas, ну и, конечно же, сами системы Canvas и Piazza, которые я использую уже много лет. Меня радует, что я не только делюсь знаниями со студентами, но также знакомлю их с другими подходами к организации обучения.

Многие мои российские ассистенты тоже осваивают новые системы и методы обучения, которые в будущем помогут им создавать собственные курсы. Кстати, мы еженедельно встречаемся с моей чудесной командой семинаристов и учебных ассистентов через Zoom, где обсуждаем текущую работу и планируем задачи на предстоящие недели и месяцы. Как говорится, одна голова – хорошо, а четырнадцать – еще лучше. Они все – замечательные ребята, и с ними приятно работать.

Также очень вдохновляет поддержка со стороны администрации НИУ ВШЭ и коллег, которые отвечают за организацию моей работы. У меня есть возможность взаимодействовать с выдающимися российскими преподавателями. Кажется, ни в одном университете я не работал с таким огромным количеством людей одновременно. Абсолютно все очень доброжелательны и всегда готовы помочь советом и делом.

Какие ваши планы дальнейшего сотрудничества с НИУ ВШЭ?

Мы наблюдаем удивительные изменения в сфере образования, когда границы между странами стираются благодаря онлайн-коммуникации студентов и преподавателей. Так что в процессе работы появляется очень много разных идей сотрудничества, и, надеюсь, оно будет только крепнуть с каждым годом.

Например, на основе созданного материала с автоматизированными и индивидуальными формами оценки знаний мы сможем значительно увеличить масштаб моего курса, не увеличивая количество ассистентов. Также можно привлечь студентов к интересным проектам в машинном обучении с компаниями в США, где они получат дополнительный опыт, в том числе исследовательский, попрактикуются в английском языке. Еще мы планируем приглашать выдающихся исследователей из США на конференции и презентации в НИУ ВШЭ.

Тамара Вознесенская, первый заместитель декана факультета компьютерных наук ВШЭ

Тамара Вознесенская, первый заместитель декана факультета компьютерных наук ВШЭ

Перед профессором Олегом Мельниковым стояла трудная задача – объединить в одном курсе по машинному обучению материал одноименной дисциплины Лондонской школы экономики и тот, который традиционно дается на факультете компьютерных наук. Нам повезло, что он не только хорошо знает лондонский курс, но и работал с авторами учебника, чувствует то, что написано между строк. Также мы рады возможности изучить в действии преподавательские традиции Стэнфорда и взглянуть на Вышку, на факультет со стороны. Мы многому учимся друг у друга. Во втором семестре Олег продолжает преподавать свой англоязычный курс. Надеюсь, в будущем учебном году наше сотрудничество будет только укрепляться и расширяться.