• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Спринт, а не марафон: почему проектная работа популярна у поколения Z

Спринт, а не марафон: почему проектная работа популярна у поколения Z

© Tellingstories.ru

Стартовала программа ежемесячных событий международного фестиваля Telling Stories, организатором которого является факультет коммуникаций, медиа и дизайна ВШЭ. Первым стало событие «Поколение Z: Проект успеха», состоявшее из дискуссии об особенностях проектного метода в образовании, блиц-интервью студентов ВШЭ с экспертами Яндекс и Nike о совместных проектах, видео-документации перфоманса и премьеры видео-флешмоба.

Открывая дискуссию об особенностях проектного метода, ее модератор, известный журналист и издатель Игорь Шулинский отметил, что в европейском образовании он применяется давно и лишь недавно появился в России. Каждый участник дискуссии изложил свое видение – что же представляет собой проектный метод.

Международный фестиваль Telling Stories посвящен тенденциям, инновациям и последним достижениям в области медиа, искусства, дизайна и креативных индустрий в целом. С 2018 года он стал платформой, где лидеры и эксперты искусства, дизайна, коммуникаций, новых медиа и моды делятся своим видением текущих и глобальных трендов современного мира. В этом году фестиваль пройдет в конце мая, его программа будет построена вокруг четырех стратегических тем – «Поколения», «Новые границы», «Открытый космос», «Лучший мир».

Директор Лицея ВШЭ Дмитрий Фишбейн сообщил, что в школьном образовании проектами стали называть любую индивидуальную или групповую работу. Однако, по его мнению, таковыми стоит считать те действия, чаще всего совместные, у которых есть заказчик, которые совершаются не ради отметок в журнале. Александра Хейфец, руководитель проектной школы для старшеклассников «Каскад. Проект как метод» и замдиректора Музея Москвы, предложила считать проектом поиск и реализацию идеи, подчеркнув, что взрослым необходимо создать среду, где ребята могут этим заниматься, обсуждая то, что для них важно.

Лидия Лобанова, еще один руководитель школы «Каскад. Проект как метод» и директор по разработке проекта Музея криптографии, рассказала, что ребята в возрасте 14-16 лет, приходя в эту школу, спрашивают, что они должны делать, и не получают готового ответа. Им создают условия жесткой, неограниченной неопределенности, предлагают отбросить шаблоны, ожидания от внешнего мира и самостоятельно определить свой интерес. Такой подход стимулирует создавать новые рынки и новые продукты, перестраивать инфраструктуры нашей жизни.

В 2021 году Telling Stories переходит в новое качество: теперь это не только фестиваль, проходящий раз в год, но и серия инициатив и событий, направленных на обсуждение актуальной повестки в области медиа, дизайна, искусства, кино, фотографии, моды. Фестиваль становится постоянно действующей платформой для представителей креативных индустрий. Сообщество фестиваля — люди самых разных поколений, от бэби-бумеров до Z, которых объединяет интерес к будущему и к тому, что влияет на будущее уже сегодня.

Заместитель декана факультета коммуникаций, медиа и дизайна ВШЭ, исполнительный продюсер фестиваля Telling Stories Татьяна Ривчун подтвердила, что слово «проект» становится модным и в то же время избитым, некоторые люди даже своих детей называют проектами. В то же время она считает проекты достаточно интересной системой измерения – ведь можно сказать, что жизнь состоит из какого-то количества проектов. И, конечно, проекты характерны для креативных индустрий. Одним из принципов подготовки дизайнеров в Вышке изначально была проектная работа: человек четыре года учится в бакалавриате, каждый год состоит из четырех модулей, и в каждом модуле предусмотрен один проект, так что итогом обучения каждого студента становятся 16 проектов.

Игорь Шулинский предположил, что современных молодых людей в проектном методе привлекает фрагментарность, когда сегодня можно получить конкретный результат в одной практической плоскости, завтра перейти в другую плоскость и получить там другой результат. С ним согласилась Дарья Фокина, консультант по работе с поколением Z, автор и ведущая подкаста «Поколение Ф» на AdIndex.ru. «Зумеры больше любят спринты, чем марафоны», – отметила она.

События «Поколение Z: Проект успеха» на канале Медиацентра ВШЭ

 круглый стол об особенностях проектного метода;

 блиц-интервью студентов Вышки с экспертами Яндекс и Nike о проектах, которые они сделали вместе;

 видео-документация перформанса «Кокон»;

 премьера видео-флешмоба, в рамках которого студенты отвечают на вопрос, в чем главное отличие поколения Z от предыдущих.

Проекты реализуются в рамках совместного творчества людей разных возрастов. По мнению Дарьи Фокиной, в такой ситуации учитель всякий раз должен завоевывать и подтверждать свой авторитет. Дружеская атмосфера при реализации проектов способствует тому, что самоутверждение людей зависит не от их статуса, а от конкретных достижений, от той ценности, которую они могут передать другим. Еще одна особенность проектной деятельности – ясность цели: каждому участнику проекта должно быть понятно, зачем он что-то учит или создает. В этом отличие от изучения истории и литературы с четвертого класса, когда детям непонятно, зачем им это нужно.

Как отметил Дмитрий Фишбейн, проектная деятельность значима для молодого поколения. Это подтверждают его беседы с выпускниками лицея, вспоминающими не уроки математики, а проекты, которые они сами реализовали в годы учебы.