• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

«Комплаенс – профессия будущего, и ценность таких специалистов только растет»

Сабир Мамедгасанов

Сабир Мамедгасанов
Фото из личного архива

Сабир Мамедгасанов окончил программу профессиональной переподготовки Master of Management in Compliance «Руководитель службы внутреннего контроля (Chief Compliance Officer)» в 2019 году. Благодаря учебе в НИУ ВШЭ он сменил профессиональный трек и сейчас трудится в инвестиционной компании. Своим мнением об особенностях обучения в Вышке, приобретенных на программе навыках, а также о востребованных сферах комплаенса Сабир поделился с новостной службой портала.

Об учебе до Вышки и опыте работы

Первое образование я получил на юридическом факультете в Российской академии правосудия, специалитет «Судебная экспертиза». Для академии эта программа стала экспериментальной, поэтому нас учили быть юристами и криминалистами вкупе.

На втором курсе академии я начал интересоваться сферой бизнеса и финансов, поэтому дополнительно начал обучаться на соответствующих курсах. На третьем курсе я окончил курс по трейдингу и инвестициям в Финансовом университете при Правительстве РФ.

При этом до работы в комплаенсе мой профессиональный опыт в основном был связан с судебной сферой. Я работал юристом в Московском окружном военном суде, практиковался в следственных и судебно-экспертных центрах. Кстати, этот опыт пригодился для работы в комплаенс, так как мы проводили расследования, юридическую и финансовую экспертизу данных. Со временем я начал все больше интересоваться финансовой сферой и решил получить дополнительное образование в данной области.

О поступлении в Вышку и особенностях программы

Выбирая программу обучения, связанную с финансами, мне хотелось найти что-то не слишком далекое от юриспруденции. Так я узнал о комплаенс и начал искать вузы, где могли дать качественное образование в этой сфере. Программу «Руководитель службы внутреннего контроля» я выбрал, во-первых, потому что доверяю высокому рейтингу университета. Во-вторых, меня привлекло, что большинство преподавателей — директора управлений комплаенс в крупных компаниях, которые имеют богатый опыт работы в данной сфере. В-третьих, мне понравилось совмещение практических и теоретических аспектов в учебном плане.

Главная уникальность программы — это ее преподаватели-профессионалы. Для меня было важно понять, что мне нужно узнать, как необходимо мыслить, чтобы начать работать в комплаенсе

Программа дала мне это понимание, и теперь я работаю в департаменте комплаенс-контроля авторитетной инвестиционной компании.

Master of Management in Compliance «Руководитель службы внутреннего контроля (Chief Сompliance Officer)» — онлайн-программа профессиональной переподготовки. Ее реализует Институт комплаенса и этики Высшей школы юриспруденции и администрирования НИУ ВШЭ. За время обучения слушатели учатся обеспечивать эффективное управление системой комплаенс, разрабатывать и внедрять современную комплаенс-систему, кодекс деловой этики, осуществлять контроль за соблюдением законодательства, в том числе в области противодействия коррупции, легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и т.д.

О карьерном треке после завершения учебы

Как я уже отметил, я сменил место работы после получения диплома Высшей школы экономики. Сейчас я занимаюсь регуляторным комплаенсом, где необходимо довольно быстро ориентироваться в динамично меняющихся нормативных документах, принимать только правильные решения и отлично знать бизнес-процессы компании. И здесь мне помогли знания и навыки решения практических кейсов, полученные на программе. Изменилось также и мое профессиональное окружение, в нем появились люди, обладающие уникальным опытом в сфере комплаенс, вместе с которыми очень приятно развиваться.

Отмечу, что самый главный навык, который я получил в университете, — это способность и желание решать комплаенс-задачи вне зависимости от их сложности. В рамках обучения на программе мы выстраивали полную систему комплаенса в компании и решали часто возникающие проблемы в данной сфере на уровне руководителя и подчиненного.

О самых востребованных сферах комплаенса

Уже сам по себе комплаенс является профессией будущего и ценность специалистов в этой сфере с каждым годом будет только возрастать. Среди особо востребованных направлений хочу выделить регуляторный, санкционный комплаенс и комплаенс в области защиты персональных данных (Data protection policy).

Вне зависимости от того, является компания международной или нет, важную роль для нее играет регуляторный комплаенс. Законодательство не стоит на месте, и если одни требования регулятора становятся неактуальными, то другие часто дополняются или появляются вовсе новые. В этих условиях и находясь в постоянной конкуренции, бизнес компании должен развиваться. Именно поэтому большую ценность и востребованность представляют комплаенс-специалисты, которые могут не только гибко ориентироваться среди регуляторных требований, но и оперативно принимать верные для компании решения.

Если говорить о санкционном комплаенсе, то для России санкции всегда были актуальной темой и сейчас сложно себе представить успешную компанию, не связанную с международным рынком. В то же время российские и международные санкционные требования нередко противоречат друг другу (как в случае с Крымом). В связи с этим важную роль играет качественно продуманная система санкционного комплаенса в компании.

Еще одна востребованная сфера — комплаенс в области защиты персональных данных. Только за прошедший год мы слышали об утечке персональных данных огромного количества клиентов финансовых компаний, что говорит о востребованности комплаенс-специалистов в области защиты персональных данных.

Комплаенс — это про амбиции и перспективы

В комплаенс-среде ты учишься управлять конфликтами, эффективно вести переговоры, работать с возражениями и доводить дела до конца вне зависимости от их сложности. И с такими навыками, на мой взгляд, довольно сложно не достичь выдающихся результатов в любой профессии.