• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

«Наша магистерская программа готовит инновационный спецназ»

Игорь Агамирзян

Игорь Агамирзян
© Михаил Дмитриев / Высшая школа экономики

9 апреля состоится день открытых дверей магистерской программы «Управление исследованиями, разработками и инновациями в компании», которую реализует общеуниверситетская кафедра менеджмента инноваций. Об особенностях программы рассказал заведующий кафедрой, вице-президент ВШЭ Игорь Агамирзян.

Игорь Рубенович, магистерская программа «Управление исследованиями, разработками и инновациями в компании» существует в ВШЭ не первый год. Кого она готовит?

Начну с предыстории. Почти пятнадцать лет назад я создавал в Санкт-Петербурге центр разработки программного обеспечения американской корпорации EMC. У меня уже был большой опыт организации работы программистов в малых группах, технического консалтинга, построения корпоративных систем, а здесь нужно было налаживать индустриальные процессы в крупном софтверном бизнесе. И главной проблемой, с которой я столкнулся, оказалась нехватка кадров. Найти инженеров в индустрии программного обеспечения было относительно несложно, а вот руководителей групп – тех, кого в мире «софта» называют «тимлидами», кто отвечает не только за процесс разработки, но и за координацию действий всей команды – практически невозможно. Вузы их не готовили ни в советские, ни в постсоветские годы.

С тех пор и на рынке труда, и в российской высшей школе произошли существенные изменения. Но именно такие руководители, обладающие одновременно инженерным мышлением и особыми управленческими навыками, способные руководить работой небольших, хорошо структурированных групп в крупных компаниях, по-прежнему на вес золота. Это инновационный спецназ, и его готовит наша магистерская программа. В группе даже из 5-8 человек должен быть тот, кто не только занимается инженерной деятельностью, но и координирует работу остальных.

Когда в Вышке появилась эта магистерская программа? Кто стоял у ее истоков?

У ее истоков стоял Иван Михайлович Бортник, в 2000-х годах возглавлявший Фонд содействия развитию малых форм предприятий и ставший первым заведующим кафедрой менеджмента инноваций в Вышке. Первоначально магистерская программа была ориентирована на подготовку менеджеров для стартапов, для венчурного бизнеса, но в последующие годы, когда я возглавил кафедру, ее содержание, цели и задачи постепенно трансформировались. Сегодня она ориентирована прежде всего на подготовку управленцев для технологических компаний.

Не могу сказать, что в программе произошли революционные изменения. Скорее стоит говорить об эволюции в рамках того развития, которое было характерно для технологических бизнесов в нашей стране за прошедшее десятилетие. Все начиналось с немного романтического увлечения стартапами и венчурными инвестициями, а сейчас очень значительная часть технологического бизнеса сосредоточена в крупных компаниях. При этом модель ведения бизнеса там стала более предпринимательской, и если раньше корпоративные проекты планировались наверху, то теперь они запускаются как стартапы – развивается внутреннее предпринимательство. Это мировой тренд, и в российских корпорациях он очень хорошо ощущается.

Кстати, он характерен и для Высшей школы экономики, которую можно считать предпринимательским университетом. Не только в том смысле, что у нас много выпускников, создающих свои бизнесы, но и потому, что многие проекты внутри самой Вышки проходят инвестиционную стадию, реализуются как внутренние стартапы, выходят на самоокупаемость, успешно развиваются или же прекращаются, если выйти на самоокупаемость не удалось.

Какие навыки необходимы выпускникам, которые будут заниматься внутрикорпоративным предпринимательством, да и вообще работать в крупных технологических компаниях?

Понятно, что это ключевые навыки из числа так называемых soft skills – коммуникация, организация проектной работы и так далее. Но есть еще один навык, который нехарактерен для малого бизнеса, – умение вести себя нешаблонно и продвигать проекты внутри компании. Тех, кто этим навыком обладает, американцы называют словом Maverick, в русском языке нет адекватного перевода. По сути это представитель внутрикорпоративного проекта, стартапа, нового бизнеса, создатель новой сущности, но одновременно и переговорщик, способный договариться с руководством компании о том, как этот проект будет встраиваться в общую картину ее работы.

Конечно, наш выпускник должен разбираться и в технологиях, но я на собственном опыте не раз убеждался, что не это главное.

Как ни парадоксально, сама технология не слишком сильно влияет на успешность технологического бизнеса, это самое простое, что в нем есть. Управленческие компетенции играют намного более важную роль

Любому человеку в современном мире необходимы цифровые навыки, а в случае с нашими выпускниками это не просто базовый уровень, а «цифра плюс» – умение прикладывать цифровые технологии к той сфере деятельности, которой они будут заниматься. Достаточно высокий уровень стартовой цифровой грамотности мы ожидаем и от тех, кто к нам поступает.

Поступать в магистратуру можно с любым бакалаврским образованием. С каких направлений подготовки чаще всего приходят на вашу магистерскую программу?

Спектр направлений очень широк. Среди наших студентов много тех, кто имеет хороший инженерный задел. Одна из наших выпускниц, которая сейчас является нашим преподавателем, окончила бакалавриат МГТУ им. Баумана по робототехнике, но курсы, которые она ведет, имеют к робототехнике опосредованное отношение. Есть у нас и выпускники гуманитарных, экономических, психологических программ, причем в отдельных случаях они окончили бакалавриат довольно давно и даже успели защитить кандидатские диссертации.

Что приобретают студенты за время обучения на программе? Как меняются их компетенции, их мировоззрение, понимание особенностей технологического бизнеса?

Для студентов первого года обучения я провожу серию мастер-классов в рамках научно-исследовательского семинара «Современные проблемы инноватики». Встречаемся с ними в начале и в конце года, причем второй цикл встреч – это серия взаимных вопросов и ответов. В числе прочего я пытаюсь выяснить, что они приобрели за этот год.

© Высшая школа экономики

Как правило, изменения достаточно заметны, причем не столько в компетенциях, сколько в мировоззрении. Одна из целей продвинутых управленческих программ – сформировать у студентов адекватную картину мира, потому что, к сожалению или к счастью, понимание того, как работает рынок и как функционирует бизнес, приходит только с опытом. По-хорошему, такая картина мира должна формироваться еще в школе, это обычная практика в странах с развитыми экономиками, но у нас эту функцию зачастую выполняют университеты. И самый важный для нас аспект – сформировать у студентов навык глобального мышления, чтобы локальные процессы укладывались в общую, глобальную картину.

Ключевой элемент обучения на нашей программе – проектная деятельность, и мы планируем включать магистров в реальные инженерные проекты, которые ведут другие подразделения ВШЭ – например, МИЭМ.

Охарактеризуйте профессорско-преподавательский состав магистерской программы. Это преимущественно профессура или люди из бизнеса?

У нас есть и «академики», и практики, причем подавляющее большинство – преподаватели приглашенные, потому что кафедра у нас маленькая, штатные сотрудники – в основном менеджерский состав. Есть те, кто совмещает работу у нас и в других ведущих вузах, где также считают важной тему инноваций, – в Сколтехе, МФТИ. Практикам интересно у нас работать – в ряде случаев магистерская программа помогает им решать свои бизнес-задачи, что мне представляется естественным и приемлемым.

Замечательный пример академического преподавателя – профессор Сергей Титов, он читает курс «Стратегическое управление в инновационно активных организациях». Курс «Венчурный капитал» ведет Алексей Костров – исполнительный директор Фонда содействия развитию венчурных инвестиций в малые предприятия в научно-технической сфере города Москвы. Это самый эффективный из государственных посевных фондов, имеющий хорошую репутацию в профессиональной среде. Алексей пришел к нам преподавать по собственной инициативе – ему интересно и приятно делиться со студентами своим практическим опытом, и это очень сильная мотивация.

Научным руководителем программы является ординарный профессор ВШЭ Александр Чепуренко, известный своими исследованиями в области предпринимательства. Сам он не преподает у нас, но многое делает для развития программы.

Какие карьерные траектории предпочитают ваши выпускники?

Чаще всего они идут в корпорации, становятся руководителями новых компаний, причем уже не стартапов. Когда я возглавлял РВК, среди моих сотрудников были студенты магистерской программы «Управление исследованиями, разработками и инновациями в компании», и потом, уже перейдя в Вышку, я вручал диплом одному из них.

Игорь Агамирзян
© Михаил Дмитриев / Высшая школа экономики

На странице кафедры менеджмента инноваций мы запустили рубрику «Инновационный спецназ», где публикуем интервью с нашими выпускниками, и там можно подробнее узнать о конкретных историях профессионального успеха.

Через три месяца начнется новый набор в магистратуру. Кого вы хотели бы видеть среди студентов вашей программы? Каким неформальным требованиям должен соответствовать абитуриент?

Мне хотелось бы, чтобы наши абитуриенты обладали прежде всего широким кругозором, а не только знаниями в тех или иных узких областях.

Еще одно качество – наличие мотивации: без нее никакая учеба не пойдет на пользу

Работая в РВК, я часто повторял, что под сидячего инноватора инвестиции не потекут. Человек, заинтересованный в развитии инновационного бизнеса, должен быть энергичен. И, конечно, важны личные качества, связанные с коммуникативностью. Хороший инженер, программист может быть интровертом, и это чаще всего его отличительная особенность. А человек, который хочет заниматься инновационным менеджментом, должен обладать всеми преимуществами экстраверта, а именно – быть склонным к общению, выстраиванию отношений с людьми, продвижению своих идей.

Нашим абитуриентам я хотел бы пожелать успешного развития своих навыков, компетенций и выстраивания оригинальной профессиональной траектории вне зависимости от того, пройдут ли они к нам по конкурсу или поступят в другие университеты. В современном мире нужно учиться всю жизнь, умение учиться – тоже очень важный навык, а два года магистратуры – это возможность совершить рывок, а потом продолжать движение, чтобы знания и компетенции не устарели. Раньше передача массива знаний была главной особенностью традиционных образовательных систем, а сейчас знания рассеяны вокруг нас в избытке, и если человек умеет учиться – все у него будет в порядке.

9 апреля в 18:10 кафедра менеджмента инноваций НИУ ВШЭ проводит онлайн день открытых дверей магистерской программы «Управление исследованиями, разработками и инновациями в компании». Получить подробную информацию и зарегистрироваться можно здесь.