• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Программа «Приоритет 2030» обеспечит сбалансированное развитие науки и высшей школы во всех регионах России

На общем собрании Ассоциации «Глобальные университеты» в Высшей школе экономики подвели итоги проекта повышения глобальной конкурентоспособности российских университетов (проекта 5-100) и обсудили перспективы новой программы, которая стартует в этом году, – «Приоритет 2030».

5-100 стал одним из самых успешных проектов, которые Россия реализовала в 2010-е годы, констатировал ректор ВШЭ Ярослав Кузьминов, открывая общее собрание Ассоциации. Его целевым ориентиром, обозначенным в майском указе президента РФ 2012 года, было вхождение не менее пяти российских университетов в топ-100 мировых рейтингов. Этот показатель перевыполнен. Сегодня 17 российских вузов занимают 60 позиций в топ-100 мировых рейтингов, из них 10 вузов, занимающие 29 позиций, – участники проекта 5-100.

Ярослав Кузьминов, ректор ВШЭ

© Михаил Дмитриев / Высшая школа экономики

Вузы проекта 5-100 сегодня лидируют на российском образовательном рынке. Они занимают ведущие позиции по качеству приема, а это важнейший показатель репутации, в них поступает половина победителей олимпиад. Доля иностранных студентов в расчете на один вуз увеличилась в 2,6 раза, доля аспирантов – в 2,4 раза. Вузы проекта 5-100 выступили инициаторами развития цифрового образования в России – учредили Национальную платформу открытого образования, активно размещают курсы на глобальных платформах онлайн-образования. Проект 5-100 обеспечил рост публикаций в международных научных журналах более чем в 4 раза, количество цитирований, свидетельствующее о качестве публикаций, – в 6,4 раза.

На заседании Ассоциации «Глобальные университеты» были представлены лучшие практики проекта 5-100 – ректоры рассказали о наиболее важных достижениях. По мнению ректора Дальневосточного федерального университета Никиты Анисимова, благодаря проекту удалось удержать в вузе научные группы, и за время его реализации они стали узнаваемы в крупных корпорациях, в кампусе создаются инжиниринговые компании. Ректор МИФИ Михаил Стриханов акцентировал внимание на развитии филиалов своего вуза в малых индустриально развитых городах – проект 5-100 позволил их подтянуть к уровню головного вуза. Ректор Сеченовского университета Виталий Глыбочко рассказал, что вуз стал развивать науки о жизни и из монопрофильного превратился в междисциплинарный.

Как отметил научный руководитель Московской школы управления «Сколково» Андрей Волков, благодаря проекту 5-100 удалось достичь высоких результатов при относительно небольших инвестициях – другие страны тратили на аналогичные проекты намного больше, и члены международного совета проекта солидарны с этой позицией. По данным Счетной палаты РФ, доля расходов на проект 5-100 в общем финансировании высшего образования в нашей стране составляла от 4,5% в 2013 году до 2,9% в 2020 году.

Светлана Меркушина, директор Департамента аудита образования, науки и инноваций Счетной палаты РФ

© Михаил Дмитриев / Высшая школа экономики

Реализация проекта 5-100 привела к существенным позитивным изменениям в сфере высшего образования и науки. Произошел в большей степени качественный, а не количественный сдвиг. Проект существенно усилил университетскую науку, без которой продвижение в рейтингах было бы невозможно. Программы академического лидерства – это общепризнанный инструмент развития научных и образовательных систем во всем мире, и объем финансирования аналогичных программ в других странах несопоставим с объемом финансирования в России. Одним из главных результатов стало формирование в стране группы университетов-лидеров, которые задают тренды для всей системы высшего образования и науки.

С тем, что проект 5-100 завершен успешно, согласился и вице-президент РАН Алексей Хохлов. По его мнению, в начале 2010-х, когда проект стартовал, «необходима была определенная встряска», оценка наших вузов на международном уровне.

В этом году на смену проекту 5-100 приходит программа «Приоритет 2030». Несмотря на некоторые противоречия при обсуждении в профессиональном сообществе, она получила всестороннюю поддержку, была представлена президенту страны, и уже готов проект постановления правительства о ее реализации.

Главная цель программы – содействие увеличению вклада российских университетов в достижение национальных целей развития страны. Предполагается, что ее участниками станут не менее 100 вузов из всех федеральных округов и не менее половины субъектов Федерации. Благодаря новой программе необходимо обеспечить сбалансированное развитие науки и высшего образования во всех российских регионах, усилить роль университетов в социально-экономическом и научно-технологическом развитии регионов и всей страны. Повышенное внимание будет уделяться сотрудничеству вузов, причем сильные вузы должны помогать тем, которые пока не добились высоких результатов.

По мнению Андрея Волкова, в рамках программы «Приоритет 2030» вузам предстоит создавать новые структурные и проектные консорциумы, не бояться экспериментов, повышать качество исследований и разработок (в том числе благодаря развитию магистратуры и аспирантуры), развивать цифровую среду, новые возможности которой стали очевидны в период пандемии. Важным механизмом регулирования, контроля и надзора станет взаимное признание результатов, когда вузы оценивают результаты друг друга и тем самым гарантируют стране высокое качество своей работы.

Как отметил Ярослав Кузьминов, ведущие университеты прекрасно понимают и разделяют логику программы «Приоритет 2030» – ведь от них ждут отдачу, усиление вклада в развитие экономических систем российских регионов, других вузов и всех российских студентов.

Вам также может быть интересно:

НИУ ВШЭ — в лидерах рейтинга вузов цифровой экономики

Высшая школа экономики заняла 2-е место в новом рейтинге вузов цифровой экономики по Москве и Санкт-Петербургу за 2023 год, уступив лишь МГТУ им. Баумана. НИУ ВШЭ обошел профильные ИТ-университеты — МФТИ (3-е место) и ИТМО (5-е место), — а также МГУ (4-е место).

«Наш любимый университет продолжает уверенно идти вперед»

Ректор НИУ ВШЭ Никита Анисимов поздравил студентов, преподавателей и других сотрудников университета с наступающим Новым годом. «Я желаю вам, чтобы у каждого эти праздничные дни прошли как можно теплее и сердечнее, чтобы вы набрались сил, пообщались с близкими, и пусть наступающий 2024 год наполнится для каждого из вас позитивными событиями в жизни, учебе и карьере», — сказал он.

Высшая школа бизнеса НИУ ВШЭ провела хакатон GSB VK AI Hack

Хакатон по решению задач на основе искусственного интеллекта прошел на площадке ВШБ при поддержке Центра искусственного интеллекта НИУ ВШЭ и VK Education. В соревнованиях приняли участие студенты 18 российских университетов.

НИУ ВШЭ открыл англоязычный сайт по стратегическому развитию университета

Инициативы и возможности в рамках стратегического развития Вышки теперь доступны для иностранных коллег: Дирекция программы развития запустила англоязычный сайт о реализации интегрированной программы развития НИУ ВШЭ. Новый сайт представляет собой точку входа для иностранных партнеров и студентов и содержит актуальную информацию о приоритетах, целях и задачах стратегического развития НИУ ВШЭ, а также удобную навигацию по каждому из ключевых направлений развития Вышки.

Вопреки санкциям: почему растет оборот российской ИТ-отрасли

Оборот ИТ-компаний в России вырос в 2022 году относительно 2021 года на 22%, хотя в течение года и наблюдалось некоторое замедление динамики. Объем инвестиций крупных и средних организаций в ПО (включая покупку лицензий, заказную разработку ИТ-систем), характеризующий спрос бизнеса и госсектора, также увеличился более чем на треть за 2022 год. Об этом свидетельствуют данные исследования, проведенного ИСИЭЗ НИУ ВШЭ.

Speed dating, мотивация и поиски оптимизма: как в Вышке провели День психолога

22 ноября в НИУ ВШЭ на Покровском бульваре отметили День психолога. Все желающие могли познакомиться ближе с этой областью науки и узнать, чем психологи отличаются от других специалистов, занимающихся ментальным здоровьем и душевным благополучием человека. Организатором праздника выступил Центр психологического консультирования ВШЭ.

ВШЭ — в лидерах рейтинга вузов по качеству подготовки специалистов в области ИИ

Альянс в сфере искусственного интеллекта опубликовал рейтинг вузов России, где готовят лучших специалистов по ИИ. Лидерами стали НИУ ВШЭ, МФТИ и ИТМО. В рейтинг вошли 180 университетов из 64 регионов — в 2023 году на программы в области искусственного интеллекта этих вузов были приняты более 5 тыс. студентов.

«Проектная школа»: в Вышке стартовал новый образовательный проект для учителей

Школа коммуникаций ВШЭ и Центр взаимодействия с регионами ВШЭ запустили образовательный курс для учителей «Проектная школа». Его цель — знакомство педагогов с особенностями творческих конкурсов и подготовка старшеклассников к участию в них. Первый трехдневный интенсив для педагогов партнерских школ прошел в учебном центре Вышки «Вороново».

«Для НИУ ВШЭ важно укреплять позиции российского образования и науки»

Делегации Нанкинского университета и Китайского народного университета впервые посетили НИУ ВШЭ для обсуждения потенциальных направлений сотрудничества. Вузы КНР проявили заинтересованность в реализации совместных научно-исследовательских проектов, образовательных программ и программ академической мобильности.

Вышка запустила зеркальную лабораторию с ведущим технологическим вузом Малайзии

НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург и Технологический университет Малайзии (UTM) запустили зеркальную лабораторию в сфере социального предпринимательства. Договор об этом подписан 9 ноября в ходе заседания Совместной Российско-Малайзийской комиссии по экономическому, научно-техническому и культурному сотрудничеству в г. Куала-Лумпур. Подписи под документом поставили директор НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург Анна Тышецкая и проректор UTM по науке и инновациям Росли Ильяс.