• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

В Вышке стартовал проект «Консультанты по преподаванию в цифровой среде»

В Вышке стартовал проект «Консультанты по преподаванию в цифровой среде»

© Высшая школа экономики

В мае 2021 года во всех кампусах Высшей школы экономики начали свою работу 25 консультантов. Их задача — помогать коллегам эффективно преподавать в онлайне и активно использовать цифровые технологии в своей работе. Все консультанты прошли отбор Экспертного комитета. Об участниках нового проекта от «Teach for HSE / Преподаем в Вышке» — материал новостной службы портала.

25 консультантов на четыре кампуса НИУ ВШЭ в Москве, Санкт-Петербурге, Перми и Нижнем Новгороде: так выглядит набор цифрового «десанта» университета. Его задача — помочь коллегам в освоении и использовании диджитал-инструментов в офлайне и онлайне, а также в адаптации традиционных методик преподавания к дистанту. К своей работе консультанты приступили в начале мая. Но перед этим все прошли отбор. Члены Экспертного комитета оценивали, какие технологии дистанционного обучения используют кандидаты, каким образом они предлагают выстраивать консультационную работу, а также насколько эффективна их деятельность в цифре.

Подать заявку на участие в проекте можно было двумя способами: самостоятельно либо через выдвижение кандидатуры от подразделения, которое нуждается в постоянной поддержке консультантов.

Старший преподаватель кафедры конституционного и административного права НИУ ВШЭ — Нижний Новгород Наталья Шитова признается, что в ее случае сработали оба варианта: «Как только я увидела письмо от организаторов о проекте, мне стало интересно. Предложение было очень созвучно моей деятельности, опыту и желанию быть в сообществе коллег, заинтересованных в развитии навыков преподавания в цифровой среде. Мое решение участвовать в проекте совпало с рекомендацией родного факультета права Нижегородского кампуса, что давно и с вниманием интересуюсь методиками преподавания и информационными инструментами».

Наталья Шитова

Наталья Шитова рассказывает, что цифровые инструменты сопровождают ее с самого первого дня работы в Вышке в 2010 году, и их арсенал постоянно обновляется. Сначала преподаватель использовала LMS eFront для хранения данных, проведения тестов, сбора письменных работ, затем стала активно применять опросные формы (Google Формы, Microsoft Forms) и электронные таблицы (Microsoft Excel (Online), Google Таблицы).

«Помимо этого, формировался багаж знаний об иных имеющихся инструментах. Различные семинары, курсы повышения квалификации, в том числе в ВШЭ, давали представление о том, что мир информационных инструментов для преподавания огромен. Но собственная практика применения была ограничена», — говорит Наталья Шитова.

Благодаря переходу в онлайн в 2020 году Наталья начала активно преобразовывать пассивные знания в практические компетенции, потому что «дистанционный формат требовал иного подхода к выстраиванию коммуникации "преподаватель — студент"».

Моими инструментами стали Zoom, Microsoft Teams, Mentimeter. Именно они дали возможность поддержать коммуникацию со студентами в условиях тотального онлайна, проводить групповую работу на онлайн-занятиях и добавить в них еще больше интерактива

Наталья отмечает, что время для старта проекта — очень удачное. Ведь спустя год после тотального перехода в онлайн у преподавателей наконец появилось время на осмысление происходящего: «Возникают мысли и идеи о том, как можно сделать лучше преподавание в дистанционном или смешанном формате. Также многие в Сети отмечали, что переход в онлайн подстегнул формирование преподавательских сообществ. Думаю, что проект "Консультанты по преподаванию в цифровой среде" — проявление этого тренда. Проекту только дан старт, но уже могу сказать, что теперь я в ряду лучших — тех, кто хочет и может делиться своим опытом».

Мария Лытаева, член Ученого совета НИУ ВШЭ, член Экспертного комитета проекта

Мария Лытаева, член Ученого совета НИУ ВШЭ, член Экспертного комитета проекта

Последний учебный год поставил перед всеми преподавателями задачу научиться проводить занятия онлайн. Первые месяцы мы полагали, что это ненадолго, что вскоре мы вернемся в аудитории, но наши надежды не только не оправдались, мы до сих пор не понимаем, как долго продлится эта ситуация неопределенности. Но любые, даже самые непростые, нетривиальные и необычные педагогические условия, таят в себе не только риски, но и возможности. Помочь найти плюсы в онлайн-преподавании, справиться с трудностями, повысить эффективность дистанционных занятий призваны консультанты по преподаванию в цифровой среде, программу по поддержке которых запустил проект «Teach for HSE / Преподаем в Вышке». Эта программа сейчас чрезвычайно важна, нам нужна поддержка и совет для решения мелких и крупных проблем. Мы получили множество заявок от коллег, и главное впечатление — все готовы делиться своим опытом, по разным вопросам и в самых разных аудиториях. Практически в каждом подразделении появятся специалисты, которые помогут освоить цифровые инструменты, подскажут, как организовать групповую работу онлайн и даже как спроектировать целостный онлайн-курс. В перспективе это не только повысит качество преподавания, но и улучшит атмосферу в профессиональном сообществе.

Задолго до пандемии с целью разнообразить пары и сделать их более запоминающимися и интересными начала использовать цифровые инструменты и старший преподаватель кафедры менеджмента инноваций НИУ ВШЭ — Москва Анна Солодихина. Специализированные сервисы и программы для проведения интерактивных квизов и викторин (Kahoot), опросов и тестирований (Socrative и OnlineTestPad), сбора обратной связи (Menti и Google Forms) — неполный список из диджитал-арсенала преподавательницы. Однако 2020 год показал, что не все из этого можно использовать в дистанционном обучении.

«Так как практика на моих курсах имеет основополагающее значение, поиск способов переноса учебных игр и других нестандартных методов обучения в онлайн оказался самой животрепещущей проблемой, — делится Анна Солодихина. — Поэтому пришлось досконально изучать представленное на рынке ПО и искать способы адаптации занятий под возможности существующих сервисов. Так вышло, что за время апробации и экспериментов в преподавании также родились идеи новых форматов, которые удалось опробовать в экспериментальном режиме и скорректировать. Например, „экспертное ток-шоу“». Также из-за дефицита визуального контакта преподавательница решила использовать led-доску, которая позволяет имитировать традиционную работу на доске в аудитории, и при этом не поворачиваться спиной к слушателям.

Анна Солодихина
© Высшая школа экономики

Спустя время опросы студентов показали, что им понравились методы и приемы работы преподавателя, а уровень знаний относительно офлайн-занятий по некоторым темам даже стал выше.

Еще студенты отметили, что не все преподаватели используют технические возможности для разнообразия занятий. На курсах повышения квалификации некоторые коллеги сообщали, что при дистанционном преподавании они ограничиваются чтением лекций «в экран», поскольку не знают о других способах донести информацию до студентов

Поэтому Анна решила поделиться с коллегами своими находками. Ее поддержала и кафедра менеджмента инноваций. Первые впечатления от проекта крайне положительные, признается преподаватель, и добавляет, что и сама надеется перенять опыт опытных коллег.

Оксана Черненко, директор по образовательным инновациям НИУ ВШЭ

Оксана Черненко, директор по образовательным инновациям НИУ ВШЭ

Сейчас мы выходим из тотального дистанта с новым и очень внушительным багажом знаний, переосмыслив многие аспекты традиционного преподавания.

Создание проекта «Консультанты по преподаванию в цифровой среде» суммировало опыт, который получили преподаватели в период пандемии. У всех нас уже было достаточно времени, чтобы проанализировать и обобщить этот опыт, увидеть первые результаты, зоны риска и роста. Но по-прежнему актуальна потребность развивать навыки эффективного использования цифровых инструментов, умение правильно встраивать их в структуру курса, адаптировать материал и подбирать наиболее подходящую стратегию взаимодействия со студентами в онлайн-среде или в смешанном формате. Помогать развивать эти навыки и умения всем преподавателям НИУ ВШЭ будут консультанты по преподаванию в цифровой среде — коллеги, которые обладают внушительным опытом преподавания «в цифре» и серьезно продвинулись в методиках организации и проведения онлайн-занятий.

Расписание консультантов по преподаванию в цифровой среде

Вам также может быть интересно:

В Вышке прошли обучение преподаватели из девяти регионов России

В НИУ ВШЭ завершилась очная часть программы повышения квалификации «Дизайн образовательного курса 3.0», слушателями которой стали преподаватели вузов и других образовательных организаций из разных регионов России — от Дальнего Востока до Калининграда. Сейчас они, вернувшись домой, продолжают учиться дистанционно, а в конце недели состоится итоговая аттестация: слушатели представят обновленные версии своих учебных курсов. Рассказываем, чему их учили и как они будут применять полученные знания на практике.

Проект Teach4HSE впервые поделится опытом с внешними слушателями

Продолжается набор на новую двухнедельную программу повышения квалификации «Дизайн образовательного курса 3.0» для преподавателей российских вузов, которая стартует 29 января. В ее основе лежит семилетний опыт внутриуниверситетского проекта «Teach for HSE / Преподаем в Вышке» (Teach4HSE). Рассказываем об итогах его реализации в уходящем 2023 году и о его роли в повышении качества преподавания в НИУ ВШЭ.

НИУ ВШЭ поможет коллегам из российских вузов повысить качество преподавательской работы

29 января в Высшей школе экономики стартует новая программа повышения квалификации «Дизайн образовательного курса 3.0» в формате мастерской. Ее слушателями могут стать вузовские преподаватели, заинтересованные в повышении качества своей профессиональной деятельности. Программа разработана с учетом семилетнего опыта реализации проекта «Teach for HSE / Преподаем в Вышке», рассчитана на две недели и состоит из двух частей — очной и дистанционной.

«Говорить просто о сложном»: Вадим Радаев рассказал, как удерживать внимание аудитории

В рамках проекта «Teach for HSE / Преподаем в Вышке» первый проректор НИУ ВШЭ Вадим Радаев поделился с преподавателями университета педагогическими находками. Основываясь на своем опыте, опыте своих учителей и беседах с коллегами, он ответил на вопросы о различных аспектах удержания внимания студенческой аудитории и привел примеры эффективных приемов и техник.

«Нужно не занижать оценки, а дифференцировать»

Проект Teach for HSE в рамках своего традиционного курса повышения квалификации «Teach for HSE / Преподаем в Вышке: 7 ключевых принципов преподавательского мастерства» организовал открытую лекцию первого проректора НИУ ВШЭ Вадима Радаева «Страсти по оценкам: что происходит вокруг оценивания студентов». На лекции Вадим Радаев разъяснил, почему растет давление на преподавателей со стороны студентов по поводу оценок, охарактеризовал перспективы борьбы университета с инфляцией оценок и рассказал о принципах, на которые следует опираться при оценивании.

«Teachers’ Day 2021 вдохновил на поиск новых решений»

В рамках проекта «Teach for HSE / Преподаем в Вышке» состоялся двухдневный семинар Teachers’ Day 2021 «Преподавание и обучение в эпоху цифровой трансформации: современные подходы и практики». Спикеры и участники мероприятия рассказали об идеях и инсайтах, приобретенных за период дистанционного и гибридного обучения, рассмотрели вопросы цифрового этикета и психологические аспекты онлайн-преподавания, обсудили новые траектории и возможности профессионального развития преподавателей.

Кризис современного преподавания: новая этика, борьба с иерархией и снижение мотивации

Завершился очередной курс повышения квалификации для преподавателей от проекта «Teach for HSE / Преподаем в Вышке». Он продлился с января по июнь 2021 года и был адресован сотрудникам университета. Тема курса — «7 ключевых принципов преподавательского мастерства», а его финальным мероприятием стала открытая лекция профессора, первого проректора НИУ ВШЭ Вадима Радаева «Кризис современного преподавания».

«Как учить новые поколения студентов?»: завершился очередной курс проекта Teach for HSE

Финальную лекцию курса «Teach for HSE: 7 ключевых принципов преподавательского мастерства» прочитал первый проректор НИУ ВШЭ, профессор Вадим Радаев. Выступление, посвященное современным проблемам преподавания, а также их решению, мог послушать любой желающий. Открытая лекция прошла в онлайн-формате сразу на двух платформах: Youtube и Zoom. Всего в ней приняли участие более 400 преподавателей из разных кампусов Вышки, а также представители других университетов.

Teach for HSE поможет использовать 3D-моделирование в преподавании

В декабре проект Teach for HSE организовал для преподавателей НИУ ВШЭ очередной обучающий мастер-класс. Занятие под названием «От фотографии к 3D-модели: технология 3D-моделирования в учебной и проектной деятельности» в онлайн-формате провела преподаватель социально-гуманитарного факультета пермской Вышки Илиана Исмакаева — победительница весеннего конкурса Фонда образовательных инноваций.

Онлайн-игры в учебном процессе: как прошли мастер-классы для преподавателей от Teach for HSE

В начале декабря проект по развитию преподавательского мастерства в НИУ ВШЭ «Teach for HSE / Преподаем в Вышке» провел серию мастер-классов по использованию онлайн-игр в обучении студентов. Его ведущими стали победители весеннего конкурса Фонда образовательных инноваций, а участниками — преподаватели всех кампусов университета.