• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Инклюзия и равенство: завершилась работа «Лаборатории разнообразия» Вышки и музея «Гараж»

Инклюзия и равенство: завершилась работа «Лаборатории разнообразия» Вышки и музея «Гараж»

© iStock

2 июня завершился совместный проект Международной лаборатории исследований социальной интеграции НИУ ВШЭ и музея современного искусства «Гараж». Он был посвящен исследованию разнообразия (diversity) в обществе. Интеркультурализм, жизнь в многонациональном государстве, эйджизм, бедность и дискриминация людей с инвалидностью — эти темы поднимались в рамках лаборатории. На финальной онлайн-встрече проекта его участники говорили об универсальном дизайне — дизайне окружающей среды, способном сделать ее доступной для всех людей вне зависимости от диагноза, возраста и других факторов.

Diversity и универсальный дизайн

Diversity во всех проявлениях — возраст, гендер, сексуальная ориентация, физические и ментальные особенности, этническая принадлежность — стала объектом исследования участников лаборатории. Финальное занятие лаборатории было посвящено понятию «Универсальный дизайн». Лектор — Елена Ярская-Смирнова, заведующая Международной лаборатории исследований социальной интеграции, ординарный профессор НИУ ВШЭ, рассказала о предыстории концепции, о возникновении движения людей с инвалидностью за свои права в 70-е, которое начиналось из инклюзивных движений 60-х годов (за права расовых меньшинств, женщин, за десегрегацию школ в США и т.д.).

«В социальных движениях стало расти понимание того, что инвалидность — это не просто (и не только) медицинское понятие. Был дан старт так называемой социальной модели. Социальная модель инвалидности бывает разной, в частности, отличают европейскую и американские трактовки, — рассказала Елена Ярская-Смирнова. — В Великобритании, например, было понимание того, что слабая способность выполнять какие-либо социальные роли зависит не только от того, какой у человека диагноз, но и от того, как устроено общество».

По словам ординарного профессора, огромную роль в движении общества к инклюзии в 70-х сыграли сами люди с инвалидностью, которые становились учеными, участвовали в демонстрациях, писали книги, защищали диссертации.

Они делали акцент на том, что окружающая среда — антропогенная, техническая, социальные отношения — инвалидизирует

Позже появились первые законы, которые гарантировали создание доступной среды, а следом за ними и терминология со словом «дизайн». «Считается, что основателем концепции "Универсальный дизайн" является Рон Мейс, архитектор и основатель центра универсального дизайна в Северной Каролине, который сам использовал коляску для передвижения. В универсальном дизайне речь идет о любой созданной человеком среде — физической, социальной, виртуальной. Принципы универсального дизайна по Мэйсу: равенство, гибкость, простота в использовании, допустимость ошибки», — объяснила Елена Ярская-Смирнова.

Участники финальной онлайн-встрече проекта
© Высшая школа экономики

Кроме лекций, на каждой онлайн-встрече участники лаборатории работали в семинарских группах: обсуждали с коллегами различные исследовательские и прикладные проекты. Старший научный сотрудник Научного центра социально-экономического мониторинга из Саранска Алиса Мухаметзянова на последнем семинаре представила кейс про СНИПы, которые не всегда означают доступность и не всегда «говорят» об универсальности среды и инклюзии. На семинаре участники обсудили, почему выполнение правил доступности не то же самое, что и универсальный дизайн.

«Курс оказался исключительно интересным и разнообразным, ведь он о разнообразии, — поделилась впечатлениями о лаборатории Алиса Мухаметзянова. — Разный состав участников обеспечил широкий спектр мнений при обсуждении кейсов, а отличный состав лекторов сделал все лекции насыщенными и доступными благодаря форме изложения! Я была очень рада быть включенной в состав участников второго потока, хотя мечтала об этом, начиная с первого потока. Надеюсь, курс будет постоянным и развивающимся и когда-нибудь я снова поучаствую!».

Никита Большаков, старший преподаватель департамента социологии, младший научный сотрудник МЛ ИСИ НИУ ВШЭ

Никита Большаков, старший преподаватель департамента социологии, младший научный сотрудник МЛ ИСИ НИУ ВШЭ

В ходе занятий часто мы возвращались к мысли, что все участники и организаторы находятся «внутри одного пузыря» — все мы активно интересуемся вопросами разнообразия и инклюзии, нам близка эта тема. Кстати, из-за этого порой нам было непросто обсуждать отдельные кейсы, потому что приходилось взглянуть на разные ситуации с обратной стороны, пытаться понять логику тех, кто пока не готов к инклюзии. А почему они не готовы? А какие у них аргументы? А что, если эти аргументы вполне рациональны? Очень хочется, чтобы этот инклюзивный «пузырь» раздувался, пока наконец в нем не оказалось бы все наше общество. Уже сейчас мы видим, что нас становится все больше (кстати, во многом благодаря Вышке, «Гаражу» и подобным им институциям): среди участников были люди из самых разных уголков России, Казахстана, Кыргызстана, Германии. Отдельно хотелось бы поблагодарить коллег из «Гаража» за огромный труд по организации всех занятий и участие в обсуждениях, сказать спасибо всему музею за то, что выступили нашим партнером.

Всего в «Лаборатории разнообразия» было два набора, в каждом из них занятия длились два месяца. За это время ее участники обсудили бедность, эйджизм, гендерные исследования, интеркультурализм. На одном из занятий ведущий научный сотрудник Центра социокультурных исследований НИУ ВШЭ Мария Ефремова представила кейс об атрибутах бедности.

«В мою задачу входило изложить данную тему доступно и без наукообразия. Вместе с тем, живое обсуждение с участниками, их личный опыт и наблюдения позволили обнаружить разные ракурсы на проблему, обменяться опытом, поднять новые и актуальные для российского общества и науки в целом вопросы», — отметила Мария Ефремова.

Мария подчеркнула пользу лекций и семинаров для своей исследовательской деятельности: «Участие в лаборатории оказалось важным и полезным для меня, как исследователя и психолога. В определенной степени для меня это стало вызовом. Было необходимо задуматься, как правильно представить широкой и заинтересованной аудитории изучаемую мной проблему помощи людям с низким социально-экономическим статусом, а также особенностей представления людей с высоким достатком о данной категории населения».

Всего участниками лаборатории стали около 80 человек. Среди них студенты и молодые исследователи из Высшей школы экономики, их коллеги из других вузов, а также специалисты инклюзивных практик в области образования и культуры.

Мария Щекочихина, менеджер отдела инклюзивных программ музея современного искусства «Гараж»

Мария Щекочихина, менеджер отдела инклюзивных программ музея современного искусства «Гараж»

Важной составляющей лаборатории является попытка объединить теоретическую и практическую части работы в области разнообразия и инклюзии, которые на данном этапе все еще рассинхронизированы. Лаборатория позволила объединить исследователей и практиков из разных областей вокруг темы разнообразия и инклюзии. Во время первого запуска среди участников было достаточно много студентов, которые смогли почерпнуть знания по теме от практикующих специалистов. Дискуссии в группах обеспечили возможность разобрать множество кейсов и разработать реальные решения для них. На наш взгляд, сотрудничество Музея современного искусства «Гараж» и Международной лаборатории исследований социальной интеграции НИУ ВШЭ — это еще один шаг в сторону системного развития инклюзии в России.

Вам также может быть интересно:

Инклюзивность российских школ: что думают о ней родители и учителя

28 июня научно-учебная группа «Инклюзивное общество: сравнительный анализ структурных условий и мнений инсайдеров в России и странах ближнего зарубежья» провела очередной семинар. Он был посвящен обсуждению предварительных результатов исследования инклюзивного образования в нашей стране. Кто должен заниматься процессом реального включения детей с инвалидностью в жизнь социума, какую роль в нем играют школы и государство — эти и другие вопросы исследователи задали родителям и педагогам со всех федеральных округов России.