• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Кризис современного преподавания: новая этика, борьба с иерархией и снижение мотивации

Кризис современного преподавания: новая этика, борьба с иерархией и снижение мотивации

© iStock

Завершился очередной курс повышения квалификации для преподавателей от проекта «Teach for HSE / Преподаем в Вышке». Он продлился с января по июнь 2021 года и был адресован сотрудникам университета. Тема курса — «7 ключевых принципов преподавательского мастерства», а его финальным мероприятием стала открытая лекция профессора, первого проректора НИУ ВШЭ Вадима Радаева «Кризис современного преподавания».

Как отметил в начале своего выступления Вадим Радаев, люди преподающие не могут не заметить, что сегодня их деятельность переживает кризис. Его причиной стала не только пандемия и тотальный переход в онлайн-образование. Как и за всяким сложным явлением, за кризисом преподавания стоит не один фактор, а множество связанных между собой процессов. Именно им спикер и посвятил свою лекцию.

© Вадим Радаев
Высшая школа экономики

«В моей лекции речь пойдет о кризисе текстовой культуры, об отказе от культурного багажа, о том, что возникают иные образовательные инициативы того, что мы делаем, и новые требования к упаковке материала, который мы предлагаем. Речь пойдет о том, что да, увы, снижается наш авторитет как преподавателей, и более того, делаются более настойчивые попытки подорвать нашу власть как оценщиков. О распространении новой этики и растущих сложностях с удержанием внимания, разрушении устойчивой мотивации нового поколения студентов и о дополнительных издержках, которые связаны с пандемией, онлайн-образованием и "разговором с экраном"», — обозначил круг тем Вадим Радаев.

Он отметил, что преподаватели привыкли к тому, что все образование базируется на книжной культуре, что их работа, в первую очередь, построена на длинных и сложных текстах. В то время как студенты читают эти тексты все меньше и меньше, так как они постепенно утрачивают навык медленного чтения.

«Формируется иное отношение к тексту, тому, что было для нас святым и главным, как к источнику информации. Отсюда следует следующая проблема — отказ от культурного багажа. Наши студенты ориентированы на быстрый поиск готовой к употреблению информации, они ищут ее значительно быстрее, чем мы, — продолжил профессор. — Если мы работали в терминах или в логике запаса культурного багажа, они работают в терминах информационных потоков: речь идет о быстром и эффективном поиске и потреблении этой информации и оперировании с ней, в чем они уже превосходят нас. Они не лезут вглубь, не осваивают и что-то запоминают: ведь [все это] можно загуглить».

Кроме того, снижается интерес к высшему образованию. Если раньше оно было единственным и совершенно необходимым способом стать профессионалом, то сейчас появились другие множественные альтернативы, возникло множество опций для самообразования. Вкупе с этим происходит и устойчивое снижение авторитета преподавателей, подчеркнул Вадим Радаев: «Студенты не просто борются за оценки, они начинают бороться за свои права, становятся все более подозрительными по отношению к преподавателям. Есть настойчивые попытки поставить под вопрос иерархию "обучающий — обучаемый", устранить зависимость от оценщиков, от наших систем оценивания. Происходит борьба за иную позицию студентов в образовательном процессе, попытки изменить традиционные отношения в университете».

Влияет на взаимодействие преподавателей и студентов и новая этика. По словам Вадима Радаева, выросли ограничения в высказываниях в обсуждении деликатных — политических, этических, гендерных — вопросов, которых становится все больше.

Признак новой этики: повышенная толерантность к ряду вопросов, которая при этом сопровождается растущей агрессией к тем, кто эту толерантность не проявляет. То есть мы толерантны, но агрессивно относимся к тем, кто не толерантен. Такое противоречие эпохи

Еще один признак нового времени, влияющий на преподавание, — снижение устойчивой мотивации. Современные студенты отказываются от линейных траекторий жизни, что снижает лояльность как в учебе, так и в работе. «Сейчас линейная траектория, когда ты выбираешь что-то и едешь по этой колее, — совершенно не модна и даже невозможна. Нормальным являются периодические метания между траекториями и перескакивания из одной колеи в другую. А тут поверх всего этого легла еще и пандемия, которая загоняет нас в разговор с "квадратиками". За год мы поняли, что онлайн удобнее нам всем, но это не значит, что он лучше. Ведь университет — это не только про эффективность знаний, это еще и некоторое сообщество. Возникает ощущение, что происходит снижение увлеченности и мотивации, причем с двух сторон. И усиливается тренд на фоновое образование, которое похоже на фоновую музыку», — признался Вадим Радаев.

После презентации профессор ответил на вопросы слушателей, среди которых были преподаватели и научные сотрудники всех кампусов Высшей школы экономики, а также внешние участники. Часть вопросов была прислана заранее, и Вадим Радаев комментировал их по ходу лекции, часть была задана лично. Вопросы касались самых разных тем: как побудить студентов включать камеры во время онлайн-занятий, как в условиях распространения онлайн-обучения соблюсти грань между образованием и самообразованием, сохранив убежденность студентов в необходимости очного взаимодействия с преподавателем, как бороться с инфляцией оценок и много другое.

Многие слушатели отметили созвучность затронутых в выступлении вопросов их собственной преподавательской практике и в комментариях делились своими наблюдениями и мыслями. Так профессор МИЭМ Константин Арутюнов, выразив свое согласие со всеми тезисами выступления, заметил, как именно меняется роль преподавателей. «В новых условиях информационного бума, роль преподавателя — не столько передача "сакрального знания", а сколько — помощника, который поможет студенту не заблудиться "в трех соснах", которые уже проросли до целых информационных зарослей», — высказался профессор.

Курс «7 ключевых принципов преподавательского мастерства» — ключевой, базовый курс проекта Teach for HSE, который проводится раз в год (в этом учебном году из-за высокого спроса дважды).  Курс длится 4 месяца и знакомит участников с фундаментальными компонентами преподавания, современными педагогическими методиками и подходами, в том числе с использованием цифровых инструментов. Курс позволяет преподавателям ВШЭ освоить или усовершенствовать широкий диапазон навыков: проектирование курсов (как для офлайн-, так и для онлайн-формата), оценивание студентов, психологические аспекты коммуникации со студентами и решение конфликтных ситуаций, навыки публичного выступления и др. Курс формирует у преподавателей рефлексивный подход к собственной деятельности, так как его итогом становится написание развернутого эссе, в котором коллеги переосмысливают свою «философию преподавания».

Запись лекции

Вам также может быть интересно:

В Вышке стартовал проект «Консультанты по преподаванию в цифровой среде»

В мае 2021 года во всех кампусах Высшей школы экономики начали свою работу 25 консультантов. Их задача — помогать коллегам эффективно преподавать в онлайне и активно использовать цифровые технологии в своей работе. Все консультанты прошли отбор Экспертного комитета. Об участниках нового проекта от «Teach for HSE / Преподаем в Вышке» — материал новостной службы портала.

«Как учить новые поколения студентов?»: завершился очередной курс проекта Teach for HSE

Финальную лекцию курса «Teach for HSE: 7 ключевых принципов преподавательского мастерства» прочитал первый проректор НИУ ВШЭ, профессор Вадим Радаев. Выступление, посвященное современным проблемам преподавания, а также их решению, мог послушать любой желающий. Открытая лекция прошла в онлайн-формате сразу на двух платформах: Youtube и Zoom. Всего в ней приняли участие более 400 преподавателей из разных кампусов Вышки, а также представители других университетов.

Teach for HSE поможет использовать 3D-моделирование в преподавании

В декабре проект Teach for HSE организовал для преподавателей НИУ ВШЭ очередной обучающий мастер-класс. Занятие под названием «От фотографии к 3D-модели: технология 3D-моделирования в учебной и проектной деятельности» в онлайн-формате провела преподаватель социально-гуманитарного факультета пермской Вышки Илиана Исмакаева — победительница весеннего конкурса Фонда образовательных инноваций.

Онлайн-игры в учебном процессе: как прошли мастер-классы для преподавателей от Teach for HSE

В начале декабря проект по развитию преподавательского мастерства в НИУ ВШЭ «Teach for HSE / Преподаем в Вышке» провел серию мастер-классов по использованию онлайн-игр в обучении студентов. Его ведущими стали победители весеннего конкурса Фонда образовательных инноваций, а участниками — преподаватели всех кампусов университета.