• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

"Образование" — самый удачный из национальных проектов

28 декабря в агентстве РИА "Новости" прошла онлайн-конференция, в которой приняли участие ректор ГУ-ВШЭ, председатель Комиссии Общественной палаты (ОП) РФ по вопросам интеллектуального потенциала нации Ярослав Кузьминов, член ОП РФ, директор частной школы "Наследник" Любовь Духанина и проректор ГУ-ВШЭ, директор Института развития образования Вышки Борис Рудник.

Ярослав Кузьминов сказал, что российское образование серьезно недофинансировано. Из доклада Общественной палаты видно, что Россия отстает по финансированию средней школы от ведущих стран мира почти в два раза, а по финансированию высшего образования — почти в три раза. Чтобы обеспечить высокий уровень образования, Общественная палата "предлагает поднять финансирование, обеспечить его прирост приблизительно в два раза за ближайшие 7—8 лет. Это означает, что доля ВВП, которая направляется в образование, должна увеличиться с нынешних 5,5 процента до 7,5—8 процентов".

В настоящее время речь должна идти "об обеспечении конкурентоспособности рыночной экономики России, включенной в международное разделение труда, об обеспечении единства России, сохранении, развитии и консолидации нашего народа в условиях свободного, демократического общества". Но все это предполагает "совершенно иной уровень компетенции", ибо современный человек должен уметь выбирать, искать информацию, легко общаться с согражданами, с иностранцами, уметь защищать свои интересы на рынке труда, в суде. "Наконец, и это, наверное, главное, гражданин новой России должен воспитываться как творец, как инноватор. Ведь современное производство обновляет технологии в среднем раз в 5—7 лет, а в ряде отраслей — раз в 2—3 года. Поэтому бессмысленно готовить человека "к заранее установленному рабочему месту, как это было в Советском Союзе".

Ярослав Кузьминов
Ярослав Кузьминов
Поэтому необходимо не только насытить российское образование ресурсами, "но и осуществить его структурную и содержательную перестройку, привести в школы новый корпус учителей, в вузы — новый состав преподавателей, которые, прежде всего, были бы исследователями". Это тем более важно, что самый большой провал российской системы образования состоит в том, что "только 16 процентов преподавателей высшей школы в России занимаются научными исследованиями. Такого положения нет ни в одной стране мира".

При этом, по мнению Ярослава Кузьминова, содержание российского образования соответствует мировому уровню — ведь российские школьники занимают призовые места на олимпиадах, а выпускники вузов поступают в аспирантуры и магистратуры ведущих университетов мира. Однако существует проблема совместимости стандартов — есть "серьезные несовпадения", которые мешают россиянам продолжать образование в других странах и предлагать свои услуги на других рынках труда. Во-первых, это касается средней школы. В подавляющем большинстве стран обучение в средней школе занимает 12—13 лет, а в России — 11 лет. Значительная часть компетенций, которые российские граждане осваивают в вузах и техникумах, за рубежом дают в старших классах школ. Во-вторых, у нас иная структура высшего образования. "В России недавно принят закон, предусматривающий введение уровневой системы образования, соответствующей международной, которая включает бакалавриат и магистратуру, — сказал ректор ГУ-ВШЭ. — Надеюсь, что в течение пяти лет эти структурные препятствия для российских граждан будут ликвидированы".

Борис Рудник
Борис Рудник
Борис Рудник отметил, что важным моментом в совершенствовании системы высшего образования в России должно стать "существенное увеличение финансирования научных исследований". Ведь все крупнейшие зарубежные вузы, занимающие первые места в международных рейтингах, являются не только образовательными, но и научными центрами. "Поэтому существенное увеличение — в разы — финансирования вузов и направление при этом значительных ресурсов на научную работу, безусловно, необходимо для того, чтобы обеспечить конкурентоспособность высшего образования в России", — подчеркнул проректор ГУ-ВШЭ. Переход к двухуровневому образованию, по мнению Бориса Рудника, поможет "уменьшить количество ошибок при выборе молодыми людьми будущей специальности. Ведь введение бакалавриата даст более широкую общую подготовку, то есть уменьшит количество ошибок при выборе профессии".

Отвечая на вопрос о возможном преподавании в школах основ православия, Ярослав Кузьминов напомнил, что Президент РФ Владимир Путин "совершенно определенно заявил, что в России светское общество и светская школа и таковой она и останется". В докладе Общественной палаты отмечено, что религиозная культура, религиозное сознание являются мощнейшим фактором социализации человека, воспитания в человеке сострадания, нравственности. Но Россия является многонациональной и многоконфессиональной страной. "И введение уроков определенных религий в качестве обязательных или практически обязательных предметов в общеобразовательной школе создаст опасные предпосылки раскола в нашем обществе, ибо во многих классах число детей из христианских и мусульманских семей сопоставимо". Поэтому Общественная плата предлагает, чтобы религиозное обучение осуществлялось в рамках внешкольных занятий, в кружках при храмах. Элементы религиозной культуры могут вводиться в учебные программы общеобразовательных школ. Речь идет именно о культуре, потому что религия как система догматов должна остаться вне системы светского образования.

Участники говорили и о новом учебнике истории под редакцией Александра Филиппова, Александра Данилова и профессора ГУ-ВШЭ Анатолия Уткина, относительно которого в российском обществе развернулись серьезные дискуссии. Высказывая свою точку зрения по данному вопросу, Ярослав Кузьминов отметил, что в стране существуют различные взгляды на отечественную историю, что, по его словам, "является свойством нормального демократического общества". Новый учебник, действительно, неоднозначен. Ректор Вышки счел справедливой критику учебника за то, что в нем просматривается попытка позитивной трактовки практически всех периодов отечественной истории, что на деле означает оправдание массовых репрессий и подавления прав человека в ленинский и сталинский периоды. Но эта критика "несколько преувеличивает то, что реально имеют в виду авторы учебника". Коллектив авторов ставил задачу восстановить в сознании школьника понятие государственного, общенародного интереса, который выходит за рамки интересов отдельных людей. Такие интересы существуют в каждой стране, они реально консолидируют каждое государство — и Францию, и США, и Китай, и, разумеется, Россию. "Эта позиция мне близка и понятна, — сказал Ярослав Кузьминов. — Другое дело, что в данном учебнике она реализована не совсем удачно".

Любовь Духанина
Любовь Духанина
Конечно же, участникам интернет-конференции задали и вопрос о ЕГЭ. Отвечая на него, Любовь Духанина сказала, что одной из задач, которую должен решать ЕГЭ, является "возможность независимого оценивания знаний ребенка". И поэтому, когда разрабатывалась система организации ЕГЭ, подразумевалось, что экзамен в формате ЕГЭ ребенок сдает вне своей школы в присутствии независимых наблюдателей и при отсутствии своих педагогов. Это и вызывало протесты со стороны педагогов в адрес ЕГЭ. Но, по мнению Любови Духаниной, "практика проведения ЕГЭ в регионах показала, что дети достаточно спокойно его сдают при отсутствии дополнительной помощи".

Был задан вопрос, как помочь детям из российской глубинки, из маленьких сельских школ, в которых нет хорошего оборудования, куда не едут хорошие учителя. Отсутствие таких учителей, пояснил Ярослав Кузьминов, "должно компенсироваться онлайн-доступом к хорошим учебным материалам. Это тот минимум, который обязано обеспечить государство. В результате реализации первого этапа национального проекта "Образование" каждая российская школа получает хороший доступ к Интернету. А следующим шагом должно стать "создание адекватного массива образовательных материалов".

В заключение конференции был задан вопрос: "Как вы оцениваете работу правительства в рамках национального проекта "Образование" в уходящем году?" "Я оцениваю ее хорошо, — ответил ректор Вышки. — "Образование" — самый удачный из четырех национальных проектов. Он воссоздал в нашем образовании механизмы профессионального отбора и поощрения лучших. Эти механизмы в 1990-е годы оказались практически вытеснены соперничеством за кусок хлеба. Очень важно их восстановить".

Николай Вуколов

Фотографии Ивана Морякова

 

Вам также может быть интересно:

Разнообразие студентов требует разнообразия подходов к обучению

В Вышке впервые прошла генеральная ассамблея Международной академии образования. Ее участники рассказали о вызовах, с которыми сталкиваются системы образования в разных странах, и о решениях, помогающих справиться с ними.

Влияние исследований качества образования на политику не стоит переоценивать

На семинаре, прошедшем в НИУ ВШЭ в рамках Дней Международной академии образования в Москве, профессор Университета штата Аризона Густаво Э. Фишман сравнил международные сравнительные исследования качества образования с лошадиными скачками и заявил, что они не столь значительно влияют на образовательную политику, как принято считать.

Университетские пустыни. Где в России трудно получить высшее образование

Вузы распределены в России неравномерно. Около половины ее территории — «университетские пустыни», регионы, в которых вузов мало или нет совсем, выяснил научный сотрудник Института образования НИУ ВШЭ Нияз Габдрахманов.

«Как хорошо быть медицинской сестрой, но не врачом, как ты мечтаешь себе...»

В рамках Дней Международной академии образования в Москве состоялась презентация книги «(Не)обычные школы: разнообразие и неравенство», один из редакторов которой — профессор Стенфордского университета, научный руководитель Международной лаборатории анализа образовательной политики НИУ ВШЭ Мартин Карной.

Лучшие мировые эксперты в сфере образования собрались в Москве

20 мая в Высшей школе экономики открылись Дни Международной академии образования. Специалисты из разных стран, определяющие мировые тренды образовательной политики, проведут цикл встреч, мастер-классов, семинаров, открытых лекций. Три дня они будут делиться опытом с российскими исследователями, педагогами и управленцами в сфере образования.

Начинается цикл семинаров в рамках национального проекта «Образование»

Экспертная группа по нацпроекту «Образование», возглавляемая ректором НИУ ВШЭ Ярославом Кузьминовым и ректором РАНХиГС Владимиром Мау, начинает серию семинаров, посвященных реализации проекта. Первый из них состоится 25 апреля в Минобрнауки. Семинары также будут проходить на площадках вузов.

«Достижение национальных целей требует участия в нацпроектах широкого круга университетов»

Роль региональных и отраслевых вузов в достижении целей национального развития должна возрасти, и ведущие вузы им помогут. К такому выводу пришли участники пленарного заседания, посвященного проблемам российского высшего образования, состоявшегося в рамках ХХ Международной Апрельской конференции НИУ ВШЭ.

Шансы на успех. Как участие в студенческих клубах помогает хорошо трудоустроиться

Чем больше учащийся пользуется разными опциями университетской среды, тем выше его шансы на успех. Значима не только учеба как таковая, но и научные проекты, и общественная жизнь в вузе, показали исследователи ВШЭ. Участие в студенческих организациях и мероприятиях позволяет развить критическое мышление — навык, необходимый для успеха в работе и жизни.

Сотрудники НИУ ВШЭ вошли в новый состав Общественной палаты Москвы

Мэр Москвы и Мосгордума утвердили списки членов нового созыва московской Общественной палаты. По их квоте в состав палаты вошли несколько сотрудников Высшей школы экономики.

Цена знаний

На стоимость занятий у репетиторов влияют не только опыт преподавания, наличие ученой степени и отзывы учеников, но и пол педагога. К такому выводу пришли Аина Нурмагомбетова и Кирилл Маслинский из Питерской Вышки.  Социологи проанализировали более 14 тысяч анкет репетиторов и измерили, как профессиональные и социально-демографические характеристики преподавателей влияют на рынок теневых образовательных услуг. Исследование стало лучшей научно-исследовательской работой по социологии на открытом конкурсе НИРС 2018 года.