• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

«Высшее образование всегда было и должно являться каналом социального перемешивания»

«Высшее образование всегда было и должно являться каналом социального перемешивания»

© iStock

Формирование образовательной инфраструктуры, перестройка образовательного процесса, дефицит кадров – эти и другие темы обсуждали в ходе Всероссийской онлайн-конференции по формированию национальной системы всестороннего развития детей, проведенной ОНФ. Научный руководитель ВШЭ Ярослав Кузьминов рассказал о вызовах, стоящих перед системой высшего образования, и подчеркнул важность «сетевой кооперации» регионов с ведущими университетами.

«Мы хотим сегодня сосредоточить усилия на том, как будет развиваться образование в ближайшие годы», - такими словами открыла дискуссию Елена Шмелева, сопредседатель центрального штаба Общероссийского народного фронта (ОНФ), руководитель образовательного центра «Сириус». В числе наиболее актуальных вопросов она назвала задачи, связанные с развитием человеческого капитала – от строительства детских садов до развития науки в регионах и создания современной инфраструктуры. Ключевая тема сегодня  – это подготовка кадров в каждом регионе, включая небольшие населенные пункты, отметила Елена Шмелева.

Дмитрий Афанасьев, заместитель министра науки и высшего образования России, напомнил о задачах национального проекта «Наука». Работа ведется по нескольким направлениям: обеспечение присутствия РФ в числе десяти ведущих стран мира по объему научных исследований и разработок; интеграция научного и образовательного процессов и индустрии; развитие исследовательских проектов; развитие кадрового потенциала и инфраструктуры образовательного процесса.

Замминистра сделал акцент на развитии системы образования в регионах. В числе новых задач он назвал изменение нормативной базы образования и науки, новые аккредитационные требования, новые требования к аспирантуре. Говоря о выстраивании образовательного процесса, замминистра рассказал о начале создания инженерных школ, развитии студенческого предпринимательства, формировании платформ под стартапы, мерах по расширению российского влияния за рубежом, в частности, за счет новой грантовой системы для талантливых иностранных студентов.

Научный руководитель Высшей школы экономики Ярослав Кузьминов высоко оценил программу, которой занято Министерство науки и образования. «Это серьезный шаг в реализации задачи по подъему региональных вузов на должный уровень», - сказал он, добавив, что достойное образование нужно всем.

© Ярослав Кузьминов/ Facebook

Ярослав Кузьминов отметил, что доля материально обеспеченных студентов ведущих российских вузов с 2013 года выросла с 7% до 15%, а доля студентов, чьи семьи относятся к «верхним 40% по доходам», - с 49% до 67%. Но, к сожалению, 30% студентов, которые платят за высшее образование, это люди из наиболее бедных семей. «Эта ситуация является для нашей страны вызовом, поскольку высшее образование всегда было и должно являться каналом социального перемешивания и каналом обеспечения единства народа, в том числе через равные шансы для выходцев из разных групп населения по доходам». По словам научного руководителя Вышки, для изменения положения дел российское правительство начало вкладывать «огромные средства в развитие талантливых школьников».

По мнению Ярослава Кузьминова, проблему региональной системы образования способна решить программа «сетевой кооперации» регионов с ведущими университетами, которая сейчас разрабатывается. Он привел в пример Высшую школу экономики, у которой есть программа двойного диплома с тремя университетами -- с Дальневосточным федеральным университетом, Донским государственным техническим университетом, с Псковским государственным университетом. Кроме этого, Вышка имеет 35 соглашений с другими университетами, по которым обеспечивается создание образовательных блоков. Сейчас разрабатывается модель «микростепеней».

Если сетевое сотрудничество есть у многих ведущих российских вузов, то работа с предприятиями, индустриальными партнерами – это проблема

«Мы занялись формированием отдельного карьерного трека преподавателей-практиков – от молодого преподавателя практики до профессора практики», - рассказал научный руководитель Вышки. Министерство науки и высшего образования РФ и РСПП создали рабочую группу по профессиональным степеням.

Еще одна проблема – в определении того, что есть сегодня университет, говорит Ярослав Кузьминов. Появилась тенденция вслед за западными коллегами видеть в университете либо только образовательную функцию, либо только исследовательскую. «Но университет – не школа», каждый российский вуз должен быть исследовательским.

Александр Бугаев, первый заместитель министра просвещения РФ, обратил внимание на то, что в ходе опросов 60% выпускников высказали намерение учиться в системе профессионального образования. В связи с этим необходимо заняться решением проблем этой сферы, в частности подготовкой кадров для учебных заведений, их дефицит велик, в особенности, по общим предметам. В работе конференции также приняли участие представители отделений ОНФ в регионах, руководители региональных университетов, представители органов госвласти.