• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Руководители российских вузов и эксперты обсудили подготовку и итоги конкурса на участие в программе «Приоритет-2030»

Руководители российских вузов и эксперты обсудили подготовку и итоги конкурса на участие в программе «Приоритет-2030»

© Высшая школа экономики

Как ожидаемые результаты участия в программе «Приоритет-2030» повлияют на работу университетов и качество обучения? Что дал вузам сам процесс подготовки к конкурсу? Об этом рассказал ректор Вышки Никита Анисимов и другие участники сессии «У каждого свои Приоритеты: итоги отбора университетов в программу стратегического академического лидерства», которая прошла в рамках XII Международной российской конференции исследователей высшего образования.

Дискуссия состоялась 16 октября, ее модераторами выступили Исак Фрумин, научный руководитель Института образования НИУ ВШЭ, и Евгений Сжёнов, ведущий эксперт Инобра, научный руководитель экспертно-аналитического центра «Научно-образовательная политика».

Исак Фрумин

Напомним, что правительство реализует федеральную программу стратегического академического лидерства «Приоритет-2030», которая направлена на поддержку программ развития вузов. Недавно Министерство науки и высшего образования РФ завершило отбор университетов для распределения базовой и специальной частей грантов. Высшая школа экономики вошла в первую группу университетов, получивших грант по направлению «Исследовательское лидерство».

Исак Фрумин, открывая заседание, отметил, что конференция проходит меньше чем через месяц после «драматического (в хорошем смысле слова) события в сфере образования, которое могло бы войти в Книгу рекордов Гиннесса». Меньше чем за месяц комиссия Минобрнауки, включая министра Валерия Фалькова, проанализировала презентации — заявки, проекты, идеи высших учебных заведений, участвовавших в конкурсе. Программу «Приоритет-2030» Исак Фрумин назвал беспрецедентной по масштабам поддержки вузов и ее продолжительности. Он попросил ректоров университетов, участвовавших в дискуссии, рассказать, в частности, что дала им сама подготовка к конкурсу.

Ректор Высшей школы экономики Никита Анисимов полагает важным разобраться в «логике того, что сейчас меняется в российской системе высшего образования благодаря запуску «Приоритета-2030».

Программа нацеливает университеты на умение зарабатывать с привлечением различных источников: победителями конкурса стали те, кто сумел презентовать это качество

Он отметил, что в ходе защиты пришлось делать сжатую презентацию, которая должна укладываться в 5–7 минут: «Это общий элемент бизнес-культуры, которую прививает стране руководство правительства».

Ректор подчеркнул, что подготовка к участию в конкурсе заняла много времени и началась еще до того, как он стал ректором университета. В основу заявки легла Программа развития НИУ ВШЭ до 2030 года, принятая Ученым советом университета в январе 2020 года. Ее основной фокус — на человеке и его новом качестве в меняющемся мире. В рамках этого глобального направления ВШЭ ставит своими целями создание качественно нового человеческого капитала в России, создание и распространение передовых знаний и технологий и укрепление позиций России в обострившейся глобальной конкуренции.

Никита Анисимов

Никита Анисимов отметил, что «Высшая школа экономики вышла на конкурс, будучи одним из лидерских университетов страны», и представляла на нем свое видение того, что будет через 10 лет. По словам ректора, участие в конкурсной процедуре стало для него возможностью начать работу с командой университета сразу «с колес в очень плотном формате».

Он также рассказал о том, что Дальневосточный федеральный университет, которым он руководил ранее, провел «первый подход к снаряду» в мае 2019 года, когда были проработаны приоритеты развития на 10 лет, затем шла сборка программы, в январе 2021 года проведена реорганизация с учетом намеченных целей.

Опыт двух университетов демонстрирует, что подготовка к конкурсу, понимание целей и задач развития, видение будущего начали формироваться задолго до защиты, резюмировал Никита Анисимов.

Михаил Балыхин, ректор Московского государственного университета пищевых производств (МГУПП), рассказал о том, что его вузу дала подготовка к конкурсу, несмотря на то что он пока получил только статус кандидата в программу. «Нам пришлось поменяться полностью», — подчеркнул он. По словам Михаила Балыхина, ему не советовали участвовать в программе, поскольку нет никаких шансов на успех, а значит, нет и главной мотивации — гранта. При разработке стратегии важно было «выйти из внутреннего контура» и посмотреть, что происходит в индустрии пищевых производств. Это, в частности, привело к тому, что ректор попросил у министра присвоить вузу название «Российский биотех», поскольку за рубежом нет понятия «пищевое производство». Однако министр дал понять, что аргументов пока недостаточно. Это и стало одной из реперных точек в подготовке к конкурсу, говорит Михаил Балыхин. Самым важным оказалось «замотивировать подчиненных», причем нефинансово, команду пришлось «перетряхнуть». В результате все получилось, «и мы убедились, что движемся в правильном направлении», подчеркнул ректор МГУПП. 

Александр Климов, ректор Российского университета транспорта (РУТ), обратил внимание на то, что его вуз — это кадровый и информационный резерв транспортной отрасли, что во многом определяет его задачи. Университет принимает непосредственное участие в формировании инновационной стратегии транспортной системы страны. Поэтому «мы точно знали с самого начала», в каком направлении действовать, понимали, что «наша программа должна быть основой технологической трансформации транспортной отрасли», объяснил ректор РУТ. В итоге университет подошел хорошо подготовленным к участию в конкурсе.

Одним из открытий конкурса стали медицинские вузы, рассказал Исак Фрумин, предоставляя слово проректору по научной работе Приволжского исследовательского медицинского университета Анне Благонравовой. Она признала, что медвузы долгое время находились в стороне от подобных конкурсов и участие в отборе стало настоящим вызовом.

Даже терминология, которая использовалась в этой программе, была для нас достаточно чужда

Подготовка началась за год, и «она стимулировала нас к осмыслению того, что происходит», помогла сфокусироваться на приоритетных направлениях: если до участия в конкурсе в вузе было 26 приоритетных тем, то затем их число сократилось до четырех.

Денис Ковалевич, член конкурсной комиссии, генеральный директор группы компаний «ТехноСпарк», сказал, что девять суток, которые комиссия потратила на обзор представленных презентаций, «стали условием высокого уровня объективности». Он также акцентировал внимание на том, что в вузах предпринимательской подготовкой занимаются те, кто никогда не имел дела с бизнесом. На его взгляд, это очень серьезный негативный момент: «подобное родится от подобного», а в таких условиях предпринимателя воспитать невозможно.

Еще один член конкурсной комиссии, Марина Липецкая, директор Фонда «Центр стратегических разработок “Северо-Запад”», также обратила внимание на то, что практически все стратегии, представленные на конкурс, ориентированы на участие в нацпроектах, госпрограммах, фронтальных стратегиях. Поэтому неудивительно обилие водородных проектов, идей, связанных с карбоновыми полигонами. Иными словами, они видят одного донора — государство. «Мне не хватило ориентации на открытый рынок», — отметила Марина Липецкая. Она убеждена, что без опыта таких разработок выпускники не смогут конкурировать на международном рынке талантов, «а они, как правило, собираются работать в открытом океане».

В обсуждении также приняли участие Сергей Люлин, заместитель президента РАН, и Олег Лешуков, руководитель проектно-учебной лаборатории «Развитие университетов» НИУ ВШЭ. Подводя итог дискуссии, Исак Фрумин пожелал коллегам успехов и отметил, что исследователи высшего образования будут следить за этим феноменом — программой «Приоритет-2030».