• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

ВШЭ и РУТ представили совместную программу бакалавриата «Экономика и инженерия транспорта»

ВШЭ и РУТ представили совместную программу бакалавриата «Экономика и инженерия транспорта»

© Михаил Дмитриев / Высшая школа экономики

Высшая школа экономики и Российский университет транспорта — РУТ (МИИТ) будут совместно готовить специалистов, сочетающих знание фундаментальной экономики и компетенции инженеров транспорта. Презентация новой образовательной программы состоялась 16 ноября на круглом столе, который прошел в рамках российской «Транспортной недели — 2021».

Модератор круглого стола, заместитель министра транспорта РФ Дмитрий Зверев, подчеркнул, что новую транспортную стратегию страны должны реализовать новые квалифицированные кадры, сочетающие инженерные и экономические знания и цифровые навыки, и отметил важность создания новой образовательной программы. 

Дмитрий Зверев
© Михаил Дмитриев / Высшая школа экономики

Научный руководитель факультета городского и регионального развития ВШЭ Михаил Блинкин назвал образцом транспортного образования карьеру министра путей сообщения России в 1895–1905 годах Михаила Хилкова, который владел всеми железнодорожными специальностями, в том числе умел управлять паровозом, руководил движением на ряде дорог, знал тарифное и строительное дело.

Михаил Блинкин
© Михаил Дмитриев / Высшая школа экономики

«Мы понимаем, что не сможем подготовить наших выпускников по образу Хилкова, но хотели бы работать в тесном взаимодействии с коллегами из РУТ для создания управленцев, сочетающих разные компетенции и навыки», — сказал Михаил Блинкин.

«Что вы готовы делать, чтобы подготовить не универсального, а прикладного менеджера?» — поинтересовался Дмитрий Зверев.

Сергей Рощин
© Михаил Дмитриев / Высшая школа экономики

Проректор ВШЭ Сергей Рощин отметил, что университет реализует серию программ двойных дипломов с несколькими вузами, но нынешний бакалавриат будет отличаться от них сочетанием фундаментальных экономических знаний, широких компетенций по анализу больших данных и прикладных навыков. «Совмещение знаний Университета транспорта о работе отрасли с сильными инструментами и теоретической основой, которые привносит ВШЭ, позволит ликвидировать разрыв между фундаментальной подготовкой и отраслевыми навыками», — уверен Сергей Рощин.

Владимир Тимонин
© Михаил Дмитриев / Высшая школа экономики

Первый проректор РУТ Владимир Тимонин отметил, что два университета создали уникальную программу, цели которой выходят за пределы оперативного планирования. «Смысл программы — совместно решить проблемы, которые не получится решить по отдельности. Мы получаем сцепку, где сочетаются мощные фундаментальные знания, продвинутая бизнес-аналитика и конкретные техники транспортного планирования и моделирования пассажиропотоков. Это будет продукт, полезный для общественного блага», — резюмировал Владимир Тимонин.

Андрей Борисов
© Михаил Дмитриев / Высшая школа экономики

Академический руководитель магистерской программы «Транспортное планирование» ВШЭ Андрей Борисов отметил, что программа сотрудничества между двумя университетами разработана так, чтобы на выходе получить хорошо подготовленных по разным специальностям транспортных планировщиков.

Наша задача — не сделать человека, который, как киборг, может все, а подготовить специалиста, обладающего экономическим и стратегическим мышлением, конкретными инженерными знаниями и пониманием, куда эти знания применять, профессионала, работающего в транспортной отрасли

Новая программа будет отличаться большим набором навыков и четкими компетенциями, что даст выпускникам широкий выбор на рынке труда.

Директор академии «Высшая инженерная школа» РУТ Олег Покусаев подчеркнул, что обучение в школе отличается проектным подходом. При разработке проектов студенты решают практические задачи, поступающие из отрасли. Выпускник должен знать особенности функционирования транспорта и одновременно понимать, как транспортный проект будет работать в экономике. «Для подготовки современного специалиста нужны цифровые технологии, хорошая математика, программные продукты, обработка данных и аналитика. Мы поняли, что в двух университетах мы сможем собрать уникальный комплект цифрового, экономического и транспортного образования», — сказал Олег Покусаев.

Олег Покусаев
© Михаил Дмитриев / Высшая школа экономики

Он полагает, что выпускники программы смогут успешно работать в транспортных компаниях, департаментах транспорта регионов, научно-исследовательских организациях, где нужны специалисты, умеющие решать сложные междисциплинарные задачи.

Гендиректор АО «Государственная транспортная лизинговая компания» (ГТЛК) Евгений Дитрих уверен, что компании нужны специалисты, обладающие уникальным объемом знаний и технологий транспортной инженерии и способные оценивать эффект внедрения технических новшеств с экономической точки зрения.

Евгений Дитрих
© Михаил Дмитриев / Высшая школа экономики

«Нам нужен выпускник с гибким взглядом на жизнь и острым умом, который не боится подступиться к сложным задачам и решать их. У нас хорошо платят, но люди, получая высокое вознаграждение, должны реализовать свои проекты так, чтобы компания не прогорела на инвестициях в них. Мы готовы принимать таких студентов на производственную практику, принимать на работу выпускников программы и достойно оплачивать их труд», — подытожил Евгений Дитрих.

Президент Российской палаты судоходства Алексей Клявин отметил, что отрасль нуждается в специалистах, способных понимать тенденции развития транспорта. Транспортные технологии в мире в последние годы сильно изменились. Сейчас на рынке работают огромные танкеры и суда для насыпных грузов грузоподъемностью 150–200 тысяч тонн, что повышает значение выстраивания логистики.

Алексей Клявин
© Михаил Дмитриев / Высшая школа экономики

«90% грузов мировой торговли перевозится морским флотом, правильное планирование перевозок вносит большой вклад в эту работу. Новое направление подготовки позволит оценить ситуацию в отрасли и в стране и понять, нужно ли владельцу идти в ГТЛК за лизингом судна или это направление можно закрыть другим способом», — сказал Алексей Клявин.

Дмитрий Зверев подчеркнул, что в работе транспорта важно обеспечить баланс интересов государства, бизнеса, безопасности перевозок и пассажиров. Для создания этого баланса важно рассчитывать вложения в строительство и содержание инфраструктуры, производство и обслуживание подвижного состава. Специалисты, владеющие этими вопросами и способные предложить оптимальное решение, будут востребованы на рынке труда.

В круглом столе также приняли участие заместитель начальника Департамента управления персоналом ОАО «РЖД» Александр Збарский и первый заместитель руководителя Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Москвы Роман Латыпов.