• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Инноваторы из разных регионов «перепридумали образование»

Инноваторы из разных регионов «перепридумали образование»

© iStock

В НИУ ВШЭ завершился командный марафон по созданию образовательных продуктов «Эдутон-2021» (Education Marathon), организованный в рамках Всероссийского конкурса молодежных идей социальных и образовательных инноваций «Голос инноватора». В нем приняли участие несколько сотен человек из разных регионов России, в том числе студенты московского и региональных кампусов Вышки, изучающие майнор «Образовательные инновации: от идеи к бизнесу».

Эдутон, стартовавший в начале ноября, был предназначен для студентов, школьных учителей, педагогов дополнительного образования, вузовских преподавателей, а также для начинающих предпринимателей, выбравших сферу образования. Были представлены Москва, Санкт-Петербург, Ульяновская и Томская области, Красноярский край и другие регионы. Методологическим партнером эдутона выступила Школа инноваций и креативного мышления ИКРА.

Всероссийский конкурс молодежных идей социальных и образовательных инноваций «Голос инноватора», впервые проведенный в 2021 году, направлен на развитие социальных лифтов для молодежи и поддержку низовых инноваций. Он содействует развитию инновационной среды в образовании, выявлению и поддержке талантливой и инициативной молодежи из всех регионов России. Организатором конкурса является Федеральное агентство по делам молодежи, оператором — Высшая школа экономики.

Участники эдутона освоили онлайн-курс по методологии CRAFT/Ed (так называется способ разработки креативных идей в образовании через создание новых форм отношений, ролей и контекста), посетили открытую онлайн-лекцию руководителя Центра методологии CRAFT, приглашенного преподавателя НИУ ВШЭ Виталия Микрюкова, приняли участие в командном воркшопе — обучающем мероприятии с акцентом на командную практическую работу.

По оценке Виталия Микрюкова, слушатели проявили высокую активность на лекции — выполняли небольшие задания в чате, приводили интересные примеры. Это очень помогло в дальнейшей практической работе, когда в рамках воркшопа нужно было создать образ целевого проекта для школьников или работников системы образования, а затем перепридумать его, используя методологию CRAFT.

Александра Семенова, руководитель майнора «Образовательные инновации: от идеи к бизнесу»

Александра Семенова, руководитель майнора «Образовательные инновации: от идеи к бизнесу»

Один из вызовов для современного образования — обеспечить интерес и вовлеченность тех, кто учится. Решая задачи по методологии CRAFT/Ed, мы задали себе вопрос: в каких контекстах вовлеченность и интерес участников максимальны и можно ли роли из этих контекстов перенести в образование? В качестве аналогии был взят, например, футбол. Мы представили, что команда — это студенты, тренер — это педагог, а фанаты — те, кто поддерживает студентов в обучении. Исходя из этого, мы предложили новые сценарии организации учебного процесса.

По итогам воркшопа команды разработали 12 проектов. Например, для школьников были предложены онлайн-курсы, профориентационные мастерские, образовательные игры. В числе фреймов, использованных в проектах, — игры на бирже, отбор кандидатов в кадровом агентстве, арт-аукцион, выпускной бал и посвящение в студенты, пиратское путешествие за сокровищами, строительство египетской пирамиды и другие. В ближайшем будущем все предложенные идеи будут рассмотрены на предмет превращения в «минимальный жизнеспособный продукт».

Диана Королева, заведующая Лабораторией инноваций в образовании НИУ ВШЭ, директор конкурса «Голос инноватора»

Диана Королева, заведующая Лабораторией инноваций в образовании НИУ ВШЭ, директор конкурса «Голос инноватора»

Изучая креативную методологию на Эдутоне-2021, его участники не только проявили заинтересованность в решении проблем и задач, стоящих перед образованием, но и получили в руки инструмент, с помощью которого создаются проекты. Благодаря CRAFT/Ed можно перепридумать образование, сделать его более актуальным, современным, молодежным. Эта методология способствует появлению социальных и образовательных инноваций, дает простор для творчества их авторам — молодым людям с нестандартным мышлением.

Мария Болотская, куратор Школы инноваций и креативного мышления ИКРА, считает, что, несмотря на сложившееся представление о сфере образования как консервативной и не готовой «выходить за рамки», участники эдутона активно включились в креативный процесс, предлагали нестандартные подходы, системно подходили к решению задач, докручивали и развивали идеи друг друга.

Мария Болотская

Как рассказала Эмма Месропян, студентка магистратуры ИТМО, на эдутоне она познакомилась с инициативными и яркими людьми, а с помощью методологии CRAFT/Ed ее команда за несколько часов разработала концепцию образовательной игры с примерами из кинофильмов и из истории. Присоединиться к команде можно было на любом этапе и быстро войти в курс дела.

Эдутон-2021 стал элементом учебной программы студентов майнора «Образовательные инновации: от идеи к бизнесу» (майнор — это учебный цикл для студентов 2–3-го курсов ВШЭ, предлагающий дополнительную образовательную траекторию сверх подготовки по основному направлению). «Задача нашего майора — вовлекать студентов в актуальную практику образовательных решений, — поясняет Александра Семенова. — Эдутон предоставил такую возможность, и полученный опыт им пригодится при создании стратегий и новых продуктов в высококонкурентном мире образовательных решений».

По мнению Юлии Сониной, студентки 2-го курса образовательной программы «Государственное и муниципальное управление», благодаря эдутону «появилась прекрасная возможность поработать с идеями, все прошло четко и без заминок».

«Для меня это был очень ценный опыт общения с новыми людьми из сферы образования. На твоих глазах благодаря твоим усилиями из идеи рождается продуманная концепция проекта. Время пролетело незаметно, хотелось придумывать еще», — отмечает Мария Равняличева, студентка 2-го курса образовательной программы «Иностранные языки и межкультурная коммуникация».

«Было увлекательно и познавательно. Мы пообщались с кураторами ИКРА, получили ценные советы, смогли с нуля заCRAFTить свою идею для проекта и оценить интересные задумки других команд. Организаторы четко и методично выстроили работу групп, — считает студентка 2-го курса образовательной программы «Социология» Дарья Голева. — У нас появилась мотивация глубже изучить методологию CRAFT/Ed. Большое спасибо за мероприятие!».