• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Новая образовательная революция: на eSTARS 2021 обсудили тренды развития онлайн-обучения в России и в мире

Новая образовательная революция: на eSTARS 2021 обсудили тренды развития онлайн-обучения в России и в мире

© iStock

Международная онлайн-конференция eSTARS 2021, организованная НИУ ВШЭ в партнерстве с глобальной образовательной платформой Coursera, состоялась в четвертый раз. В ней приняли участие более 1,3 тыс. человек из порядка 50 стран мира, в том числе организаторы образования, академические лидеры, представители ведущих EdTech-компаний. Было представлено около 100 исследовательских докладов.

Первый день конференции начался с пленарной сессии «Цифровая трансформация: глобальные вызовы системе образования», и ее участников поприветствовал ректор НИУ ВШЭ Никита Анисимов.

Без привязки к кампусу

Он подчеркнул, что представители профессионального сообщества встречаются на этой конференции не только для обмена лучшими практиками дистанционного обучения, но прежде всего для междисциплинарного обсуждения онлайн-образования как социокультурного, философского, экономического феномена. «В период пандемии, в эпоху интенсивной цифровизации онлайн-образование стало одним из самых актуальных и социально ориентированных трендов нашего времени. Оно положило конец географическим барьерам, временным и ресурсным ограничениям», — отметил ректор НИУ ВШЭ.

Никита Анисимов

Стремясь сделать качественное академическое образование по-настоящему доступным, Высшая школа экономики с 2013 года включает онлайн-курсы в образовательный процесс, является соучредителем Национальной платформы открытого образования, рассказал Никита Анисимов. Студенты из разных стран мира более 6 млн раз выбрали курсы НИУ ВШЭ. Стратегия ее развития связана с переходом к цифровым технологиям и инструментам в образовании, науке и управлении с сохранением традиционных преимуществ классического университета.

Ректор добавил, что НИУ ВШЭ активно сотрудничает с Coursera. «Мы реализуем на платформе уже пять магистерских программ в области наук о данных, бизнес-аналитики, прикладной и сетевой аналитики, компьютерного зрения, финансов. Учиться и получить диплом о высшем образовании НИУ ВШЭ стало возможным из любой точки планеты, без привязки к кампусу университета. Сегодня наши онлайн-программы объединяют студентов из множества стран, лучших преподавателей, ведущих ученых, отраслевых экспертов», — сообщил Никита Анисимов.

Бетти Ванденбош

Главный контент-директор Coursera Бетти Ванденбош обратила внимание аудитории на новые требования, которые предъявляют к соискателям работодатели. Быстрая цифровизация меняет ландшафт рынка труда, 40% навыков, которыми обладают работники сегодня, не будут актуальны завтра. Новый подход к производству будет основан на интеграции информационных технологий в промышленность, автоматизации бизнес-процессов и массовом распространении искусственного интеллекта. Для преодоления технологических рубежей человечеству необходимы актуальные знания. В данном контексте двигателями прогресса выступают именно вузы, задача которых — подготовить специалистов нового типа.

По мнению президента Ассоциации университетов европейских столиц (UNICA) Лучано Сасо, образовательный процесс в европейских университетах с тысячелетней историей быстрыми темпами движется в сторону цифровизации: даже самые консервативные институты вынуждены адаптироваться к новым требованиям глобального рынка. Так что, считает докладчик, академическое сообщество должно пересмотреть взгляды на оценку знаний студентов, перейти от механического освоения материала к комплексному, вовлекающему, основанному на диалоге подходу. Студенты должны получать междисциплинарное образование, обладать компетенциями в разных областях и широким кругозором.

«Все качественное стало видно, все некачественное спряталось»

Одна из панельных дискуссий eSTARS 2021 была посвящена влиянию онлайна на репутацию вуза. Свои точки зрения на эту проблему высказали представители ведущих российских университетов. По мнению директора Института онлайн-образования Финансового университета при Правительстве РФ Галины Можаевой, на популярность вуза оказывают влияние его открытые образовательные ресурсы, в том числе онлайн-курсы. Актуальное содержание, современный эргономичный дизайн, харизматичные авторы, да и сам факт наличия курса на высокорейтинговых платформах делают его инструментом рекрутинга и в целом повышения рейтинга университета.

Галина Можаева

Хорошие онлайн-курсы способствуют не только популяризации, брендированию университета, но и коммерциализации его продуктов, подчеркнула Галина Можаева. Сославшись на опыт Томского государственного университета, она рассказала, что ряд иностранных студентов поступили туда после того, как освоили его курсы на Coursera, — именно благодаря этим курсам они узнали, что в Сибири существует такой университет. Если же вуз размещает в интернете ресурсы, не обладающие должным качеством, это может привести к обратному эффекту.

Впрочем, по мнению первого проректора Университета ИТМО Дарьи Козловой, некачественные ресурсы заметны в Сети не будут. «Все качественное стало видно, все некачественное спряталось», — пояснила она. Интенсивный и повсеместный онлайн сделал все процессы прозрачными: к лекции преподавателей ИТМО в Twitch подключаются студенты со всей России, и мобильность, которую вузы старались развивать до пандемии, благодаря новым технологиям стала более доступной.

Дарья Козлова

Дарья Козлова подчеркнула, что ИТМО развивает онлайн-формат не только на основных образовательных программах, но и на дополнительных. На сайте Codeforces для программистов ежегодно решают задачи 0,5 млн человек, проводится совместная олимпиада с «ВКонтакте» и так далее. Все это важно для формирования сообщества — возможности быть со своими единомышленниками в одном пространстве, и это тоже важная часть онлайн-обучения.

Спектр программ больше, сроки обучения дольше

Другая панельная дискуссия в первый день конференции была посвящена трендам развития рынка онлайн-образования, модератором дискуссии выступила директор по онлайн-обучению НИУ ВШЭ Евгения Кулик. Последние 3–5 лет мы видим стремительное развитие не столько технологий доставки контента, сколько рынков — бизнес-моделей, форматов продуктов, моделей монетизации и так далее. Рост спроса на образование на развивающихся рынках связан с увеличением численности населения, на развитых — с совершенствованием технологий.

Евгения Кулик

Согласно прогнозам аналитических агентств, рынок онлайн-образования к 2025 году удвоится (сейчас его доля составляет несколько процентов), а рынок микростепеней, совокупный объем которого сейчас составляет 20 млрд долларов, за этот период вырастет почти в 6 раз.

О своем опыте развития онлайн-обучения рассказали представители ведущих российских EdTech-компаний. Дмитрий Крутов, основатель и генеральный директор Skillbox, отметил, что по темпам роста сейчас лидируют программы обучения дизайнеров интерьеров, поваров-кондитеров, флористов и так далее и все больше профессий и направлений обучения цифровизируется. Многие люди хотят учиться ИТ-разработке, так как считают, что именно в сфере ИТ можно заработать много денег, но потом узнают, что есть другие, более близкие им профессии, выбирают их и достигают успеха. Бывает и так, что слушатели идут на курсы не ради карьеры и зарплаты, а чтобы научиться что-то делать в рамках своего хобби.

Дмитрий Крутов

Марианна Снигирева, исполнительный директор «Нетологии», считает одним из трендов EdTech рост спроса на длительные программы. Когда-то курс «Нетологии» по интернет-маркетингу был рассчитан на два месяца, потом срок вырос до шести месяцев, а сейчас норма — год или полтора года: люди готовы учиться долго и понимают, что получить профессию действительно сложно. При этом чем длиннее программа, тем меньше людей доходит до финала, отмечает эксперт: чтобы успешно завершить учебу, нужно иметь высокую мотивацию. И в этом смысле новые образовательные платформы сегодня близки к вузам.

 

Марианна Снигирева

Еще одним трендом онлайн-образования Марианна Снигирева назвала изменение форматов. «Нетология» начинала с вебинаров, когда офлайн-методики просто перемещались в онлайн: лектор выступал перед аудиторией, задавал домашнее задание и так далее. Поначалу это было нормально, а теперь уже недостаточно. Онлайн дает много других инструментов и возможностей, в том числе тренажеры, квизы, симуляторы, и при обучении взрослых это особенно важно: у них нет привычки учиться, их быт к учебе не приспособлен, и нужно искать форматы, которые облегчат им образовательный процесс.

Александр Ларьяновский

Управляющий партнер, директор по бизнес-развитию Skyeng Александр Ларьяновский наблюдает два макротренда, которые относятся не только к миру онлайн-образования: «Первый связан с запросом общества на индивидуализацию: в эту сторону идут с разной скоростью все отрасли. Благодаря алгоритмам стриминговых сервисов мы перестали мыслить альбомами, а слушаем только любимые песни. Расшифровка ДНК в медицине позволяет ставить диагнозы с учетом особенностей конкретного больного. То же самое в образовании. Мы должны понимать, что учим не людей, а человека. Второй макротренд — запрос на самореализацию. В эру изобилия каждый начинает думать, как ему максимизировать собственное счастье. С моей точки зрения, успех EdTech в том, что он удовлетворяет потребность людей хотят тратить время на себя — немного, но с пользой». Александр отметил, что вся система образования умеет работать только с мотивированными пользователями, при этом совсем не может найти подход к массовой аудитории, у которой желание учиться пропало еще в школе. По его мнению, игроки EdTech превосходят других поставщиков контента в лице вузов в маркетинге и клиентоориентированности.

Онлайн как необходимый минимум

Второй день конференции начался с панельной дискуссии «Глобальная трансформация и изменяющийся характер образования в условиях цифровизации», в роли модератора выступил Уильям Кускин — заместитель декана по цифровому образованию Университета Колорадо в Боулдере. Участников дискуссии — генерального директора Coursera Джеффа Маджионкальду, научного руководителя НИУ ВШЭ Ярослава Кузьминова и ректора РАНХиГС Владимира Мау — он назвал визионерами и предложил им поразмышлять о будущем университетов с учетом использования онлайн-технологий.

Джефф Маджионкальда

Джефф Маджионкальда отметил, что, хотя онлайн-технологии в образовании развивались и раньше и опыт Coursera это подтверждает, именно в период пандемии люди стали быстрее адаптироваться к технологическим изменениям. Новые возможности стали использовать, с одной стороны, преподаватели университетов и колледжей, с другой — бизнес для обучения своих сотрудников. По мнению эксперта, опыт последних полутора лет — это не просто эксперименты в университетах, а новый формат занятий, который теперь будет с нами навсегда. Он будет совершенствоваться благодаря сотрудничеству между университетами и технологическими компаниями.

«Мы вступаем в период новой нормальности в образовании, когда онлайн становится не инновацией и не новой технологией, которая добавляется к старой или ломает старую, — заявил Ярослав Кузьминов. — Онлайн становится необходимым минимумом, к которому будут добавляться продвинутые элементы, связанные с онлайн-общением. Новая образовательная революция затронет не только университеты, но и школу, просто в школьном образовании онлайн-составляющая будет гораздо меньше. Но тренажеры, сервисы, искусственный интеллект, системы, построенные на обеспечении обязательной обратной связи с каждым учеником, в первую очередь будут применяться в школе, а не в университете».

Ярослав Кузьминов

По мнению научного руководителя НИУ ВШЭ, суть новой образовательной революции заключается в том, что уровень развития технологий, объединение с прогностическими возможностями больших данных позволяет делать онлайн-обучение персонализированным. Ведь ключевая проблема образования со времен создателя классно-урочной системы Яна Амоса Коменского — обеспечение обратной связи в массовом потоке, особенно важной для тех, кто с трудом осваивает образовательную программу. Цифровые технологии позволят сделать эту связь гораздо более гарантированной и уверенной, но это вопрос будущего. Пока мы находимся в самом начале изменений и всего лишь воспроизводим в удаленном формате многие классические формы образования.

Владимир Мау

Владимир Мау отметил, что фундаментальный сдвиг в образовании, о котором можно говорить по сравнению с XIX–XX веками, — переход от продуктоцентричности к человекоцентричности. Традиционно человекоцентричность сводилась к возможности выбора индивидуальных траекторий в обучении, вузы гордились большим количеством курсов по выбору. Теперь же формирование индивидуальных траекторий будет возможно с рекомендациями, идущими в значительной мере от искусственного интеллекта, при этом ответственность студента за сделанный выбор растет.

По мнению Владимира Мау, онлайн-образование нельзя анализировать исключительно в терминах технологий — это проблема социальной адаптации, готовности к восприятию этих технологий, способности их использовать во благо, а не во вред. «Видя возможности дистанционного образования, мы должны понимать, что только от нас, от тех, кто организует образование, и от тех, кто учится, зависит, приведет оно к резкому улучшению или, напротив, к деградации. Никто не гарантирует нам всеобщего счастья», — заключил ректор РАНХиГС.

Вам также может быть интересно:

«Мы стали свидетелями образовательной революции, которая выходит за рамки университетов»

В динамично меняющемся мире на высококонкурентных рынках труда высшее образование обладает особой ценностью. При этом работодателям важен не просто диплом, а качество и актуальность полученных знаний. Онлайн сегодня стал «новой нормальностью» в образовании, необходимым минимумом. Об этом говорили эксперты в ходе дискуссии в рамках международной научной конференции eSTARS 2021 , организованной НИУ ВШЭ в партнерстве с Coursera.

На конференции eSTARS 2021 обсудили тренды развития рынка онлайн-образования

Лидеры российских и глобальных EdTech-компаний обсудили эволюцию индустрии, объяснили, почему на платформах все большим спросом пользуются нецифровые профессии, а также рассказали, как построить онлайн с человеческим лицом. Панельная дискуссия «Тренды развития рынка онлайн-образования» прошла в рамках международной конференции eSTARS 2021, организованной НИУ ВШЭ и Coursera.

До старта международной научной конференции eSTARS 2021 осталось семь дней

1–2 декабря 2021 года состоится международная онлайн-конференция eLearning Stakeholders and Researchers Summit (eSTARS 2021), организованная НИУ ВШЭ в партнерстве с глобальной образовательной платформой Coursera. На площадке eSTARS будут затронуты актуальные вопросы, которые сегодня стоят перед университетами в связи с ростом взаимного влияния цифровых технологий, экономики и образования.

До 15 ноября принимаются заявки спикеров на участие в конференции eSTARS 2021

1 и 2 декабря Высшая школа экономики и Coursera собирают ведущих мировых исследователей и практиков, руководителей образования, лидеров технологий и представителей бизнес-сообщества на IVМеждународной научной конференции eLearning Stakeholders and Researchers Summit 2021. Заглавная тема eSTARS 2021— «Цифровая трансформация: глобальные вызовы системе образования».