• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Учителя на просторах Интернета

29 мая прошел семинар Института развития образования ВШЭ «Актуальные исследования и разработки в области образования». С докладом «Российский учитель в Интернете. Результаты Всероссийской интернет-переписи учителей — 2011» выступили заместитель руководителя Центра социальных рейтингов РИА Новости Наталья Тюрина и заместитель директора Межрегиональной ассоциации мониторинга и статистики образования Ирина Селиверстова.

В 2011 году РИА Новости запустило проект «Социальный навигатор», в рамках которого сформированы 4 раздела, посвященные образованию, здоровью, городской среде и жилью. По словам Натальи Тюриной, наиболее популярным оказался образовательный раздел с его проектами «Вузы России: навигатор абитуриента — 2012», «Рейтинг школ повышенного уровня восьми регионов России», «Стратегии образования, которые выбирают для своих детей родители». Особенность проекта «Российский учитель в Интернете» заключается в том, что он не рассчитан напрямую на потребителей образовательных услуг, а характеризует региональные различия в вопросах использования учителями Интернета.

 

Социальная инициатива

Авторы исследования пытались получить максимально полный срез «маленькой вселенной» «учитель — Интернет» и понять, как учителя относятся к Интернету, используют ли они его в своей профессиональной деятельности, насколько владеют программами и другими техническими средствами. Основным источником информации стали не отчеты органов управления образованием и школ (как обычно бывает в подобных исследованиях), а сами учителя, добровольно высказывавшие свои мнения. При этом сбор сведений осуществлялся на базе электронной формы опроса на сайте РИА Новости — ведь лучше всего о своем отношении к Интернету расскажет учитель, которой сам же в нем и «сидит».

Организаторы обратились с просьбой о содействии к органам управления образованием всех 83 субъектов РФ. «Мы не просили органы управления «построить» всех учителей и обязать их участвовать, — подчеркнула Наталья Тюрина. — Речь шла лишь об информировании. Кроме того, проект получил поддержку многих крупных федеральных образовательных сайтов, на которых были размещены баннеры, чтобы как можно больше учителей могли об этой инициативе узнать».

Наиболее активными участниками стали учителя Приволжского, Центрального и Сибирского федерального округов. Но в получившийся рейтинг учительской активности вошли только 39 регионов, в которых, как на выборах, количество участвующих учителей превысило 5%. Первая пятерка самых активных — это Татарстан, Северная Осетия-Алания, Ярославская, Псковская и Тамбовская области.

 

Не обошлось без жульничества

Ирина Селиверстова — второй докладчик — подчеркнула, что исследование не претендует на характеристику отношения к Интернету всех учителей России. Тем не менее оно позволяет оценить мотивы использования ресурсов Сети учительской аудиторией и возможные барьеры, которые мешают учителям активнее включаться в Интернет-среду. Нужно иметь в виду, что в исследовании возможны смещения, так как в некоторых регионах анкеты заполнили более половины всех учителей, в других же — число участников едва дотянуло до требуемых 5 процентов.

Уже на данном этапе можно разглядеть определенные стратегии регионов относительно тенденций и политики использования Интернета учительским сообществом. Так, в одних регионах анкеты заполнялись стабильно на протяжении всего периода обследования, то есть учителя сами решали, когда и зачем им участвовать. В других регионах — прежде всего, в Татарстане и Северной Осетии — весь сбор анкет прошел чуть ли не за две недели. Министерство образования и науки Республики Татарстан настолько серьезно отнеслось к исследованию, что разместило информацию о нем в электронной базе данных, которую посещают все учителя республики. Разумеется, многие из них тут же заполняли требуемую анкету.

Не обошлось и без жульничества. Кое-где посыл к активному участию в переписи был реализован за счет нескольких ответственных работников — очевидно, институтов повышения квалификации учителей, которые за пару дней заполнили огромное количество анкет. И такие случаи легко отслеживались — было заметно, что в таком-то регионе «учителя» приступают к заполнению анкет ежедневно строго в 9 часов утра.

Еще один интересный факт: чем выше в регионе охват учителей информационно-коммуникационными технологиями, тем хуже они ими владеют. Исследователи объясняют это тем, что учителя, на высоком уровне освоившие Интернет-возможности, так сказать, успокаиваются и массовую активность на просторах Сети не проявляют, хотя есть и такие регионы, где высоки и активность, и уровень владения.

 

Кто есть кто в Интернете?

Как показала перепись, наибольшую активность в Интернете проявляют учителя физики и математики, а также информатики, которым по роду деятельности сам Бог велел быть продвинутыми интернет-пользователями. Возрастная структура — самая разная. С гендерной составляющей — тоже все понятно, учителей-женщин абсолютное большинство, и пользуются они Интернетом весьма активно.

Еще один вопрос: где именно учителя выходят в Интернет? Как выяснилось, на работе и дома. 63 процента респондентов так или иначе имеют возможность пользоваться Интернетом на работе: для себя, для работы с детьми, для участия в конкурсах и прочего. Почти 88 процентов опрошенных учителей имеют доступ к Интернету дома, у 95 процентов дома есть компьютер.

Если говорить о степени владения ИКТ, то с текстом «на среднем, достаточном для постоянного применения уровне» работает 51 процент учителей, порядка 38 процентов умеют работать с таблицами и презентациями, 45 процентов научились активно использовать поисковые сервисы.

Исследователи выявили отрицательную корреляцию между уровнем владения отдельными сервисами и технологиями и тем, как учителя сами свой уровень оценивают. Те, кто и так на высоком уровне умеет пользоваться Интернетом, хотят большего и оценивают себя довольно скромно, а те, кто овладел необходимым минимумом, да еще из регионов «с активной принудительной политикой вовлечения учителей в Интернет», зачастую считают собственный уровень владения ИКТ вполне достаточным.

Если задаться вопросом, для чего же учителям нужен Интернет, 78 процентов ответят, что они ищут «необходимую информацию с помощью поисковых систем». То есть Интернет для большинства наших педагогов — это скорее аналог электронной библиотеки, чем площадка для дискуссий.

В силу ряда причин учителя в данный момент не могут, но очень хотели бы использовать Интернет для знакомства с новыми методическими разработками (88 процентов), освоить сетевые сервисы Web2.0 для уроков и подготовки к ним (порядка 50 процентов), а также применять Интернет в целях дистанционного обучения (52 процента). Почему не могут? Причины самые прозаичные: низкая скорость Интернета и отсутствие времени. «Вы не представляете, насколько эмоциональными были комментарии учителей к вопросам о препятствиях, — рассказала Ирина Селиверстова. — Они писали целые сочинения о том, почему конкретно им нужно сократить бумажный документооборот и оставить только электронный, а также почему именно повышение квалификации было бы хорошо проводить в Интернете… Побольше времени, побыстрее Интернет — и все у нас будет хорошо!»

Также многим учителям хотелось бы пользоваться некоторыми платными образовательными сервисами, такими, например, как «Кирилл и Мефодий», которые в стартовом варианте предоставляются бесплатно, а вот более полная версия стоит денег. И у школы этих денег, естественно, нет.

Еще один важный вопрос — что может подвигнуть учителя взяться за Интернет? Самым главным ответом оказался мотив профессионального роста. Не внешние факторы, а желание развиваться заставляет учителей осваивать новые технологии. Равно как и стремление общаться и не чувствовать себя один на один с профессиональными проблемами. Другие популярные стимулы — это возможности знакомства с опытом лучших педагогов, а также желание учителей сделать обучение более интересным для детей.

 

Повод для гордости и дополнительных размышлений

В завершение своего выступления Ирина Селиверстова упомянула расхожее мнение о том, что наши учителя нового не хотят, консервативны до невозможности и кроме учебников 30-летней давности ничего не знают. По ее мнению, учителя вовсе не так плохи, как о них думают, и результаты исследования помогают этот миф развенчать.

Специфику взаимоотношения учителей с Интернетом прокомментировал директор Центра образования «Технологии обучения» Александр Ездов. По его словам, сегодняшний учитель, действительно, чаще работает с компьютером как с пишущей машинкой, поисковиком и аппаратом по производству презентаций, «но откуда учителя знают электронные таблицы, которыми даже не все бухгалтера умеют пользоваться?» Отрадно и то, что 68 процентов учителей с помощью Интернета хотят сделать уроки интереснее для детей: «Мне кажется, это прекрасный результат, нам есть чем гордиться».

Результаты исследования интересны и с точки зрения образовательной политики. Так, учителя отмечают, что хотели бы использовать платные ресурсы. При этом всем известно, что Минобрнауки вложило огромные средства в создание цифровых образовательных ресурсов (ЦОРов). Получается, что они не пользуются спросом у педагогического сообщества — может быть, государству стоит не новые ресурсы разрабатывать, а оплатить доступ к тому же «Кириллу и Мефодию» для тех, кто хочет?

Вице-президент Российской академии образования Виктор Болотов, также участвовавший в семинаре, согласился с предыдущей репликой и отметил, что представленное исследование ставит целый ряд серьезных вопросов для дополнительного изучения. И прежде всего, это вопрос о цифровых образовательных ресурсах: «Закачаны гигантские деньги в ЦОРы, но они не используются. Это значит, что либо ЦОРы плохие, либо учителя о них не знают…»

А вот использовать результаты исследования для формирования рейтингов на основе количества участников в Интернет-опросе, по мнению Виктора Болотова, никак нельзя — ведь участие в исследовании было сугубо добровольным. Рейтинг можно выстроить лишь на основании проявленной активности, не более того. Если же РИА Новости начнет рейтинговать регионы по степени использования Интернета учителями, то завтра всем учителям будет дана команда построиться и участвовать в переписи, чтоб занять первое место.

Еще одно замечание, которое сделал в завершение семинара Виктор Болотов, — что место Федерации Интернет Образования (созданной Михаилом Ходорковским в 2000 году для обучения учителей компьютерным технологиям и по понятным причинам прекратившей свою работу в 2004 году) в России никто не занял. И это тоже повод для разговора с нашими коллегами из Минобрнауки.

 

Алина Иванова, специально для Новостной службы портала ВШЭ

Вам также может быть интересно:

Ловля на словах

По данным Edelman Trust Barometer, 63% людей, получающих новости в сети, не могут отличить достоверный контент от ложного. О том, почему нарастает поток информационных подделок и как ему противостоят законодатели — в очередном материале IQ.HSE по экспертному докладу ВШЭ о правовом регулировании новых технологий. 

Контрольные паблики

Подписки старшеклассников на те или иные паблики служат предиктором их успеваемости, показал в исследовании Иван Смирнов, заведующий Лабораторией методов науки о данных в исследованиях образования ВШЭ. Анализ участия школьников в группах и сообществах позволяет сразу распознать троечников и сильных учеников.

Ой, всё: в свет вышел «Словарь языка интернета.ru»

Авторский коллектив лингвистов и культурологов под руководством профессора Школы филологии НИУ ВШЭ Максима Кронгауза выпустил «Словарь языка интернета.ru». В него вошли слова и выражения, которые отражают этапы развития русского языка в онлайн-пространстве примерно за десять лет. Авторы уверены, что словарь пригодится даже тем, кто далек от интернет-среды, но кому важно, как меняется современный русский язык.

Интернет снижает общественное доверие в России

На доверие к другим людям влияет множество факторов, в том числе межличностная коммуникация и современный информационный поток, к которому относятся СМИ и интернет. Причем влияние интернета на доверие отличается в разных странах. В Европе частое пользование интернетом повышает общественное доверие, а в России, наоборот, снижает, выяснила сотрудник Лаборатории сравнительных социальных исследований (ЛССИ) НИУ ВШЭ в Санкт-Петербурге Олеся Волченко.

Магистров ВШЭ научат интернет-предпринимательству

Высшая школа экономики стала одним из 22 вузов — участников проекта по обучению студентов интернет-предпринимательству, который реализует Фонд развития интернет-инициатив при поддержке Минобрнауки России. В новом учебном году курс «Интернет-предпринимательство» включен в общеуниверситетский пул дисциплин по выбору, и его смогут изучать студенты любой образовательной программы магистратуры на первом курсе.

87%

вузов имеют беспроводной доступ к интернету. При этом в большинстве из них доступ к wi-fi есть у всех сотрудников и студентов.

20%

компаний в мире уже в ближайшие три года будут использовать в качестве главного инструмента коммуникаций корпоративные социальные сети вместо электронной почты.

Все больше россиян попадают в глобальную сеть

Почти три четверти российских домохозяйств имеют доступ к глобальной сети, причем половина из них пользуются интернетом ежедневно. При этом 43% опрошенных выходят в сеть с мобильных устройств, 74% активно пользуются соцсетями, а каждый пятый загружает на сайты собственный контент, выяснили эксперты Института статистических исследований и экономики знаний (ИСИЭЗ) НИУ ВШЭ в рамках Мониторинга информационного общества.

Исследователи ВШЭ изучили цифровую дифференциацию регионов

К 2014 году в России насчитывалось около 86 млн абонентов мобильного широкополосного доступа — в 3,6 раз больше, чем фиксированного. Регионы заметно различаются по уровню подключения абонентов к Интернету. Данные, это иллюстрирующие, представила директор Центра статистики и мониторинга информационного общества ИСИЭЗ НИУ ВШЭ Гульнара Абдрахманова на региональном семинаре Международного союза электросвязи для стран СНГ.

47%

россиян в возрасте от 16 до 74 лет пользуются социальными сетями.