• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

«Экономика касается всех и каждого, она про то, как мы живем»

Илья Тищенко

Илья Тищенко
Фото из личного архива

Выпускник геофака МГУ, создатель уникального приложения для геофизиков Илья Тищенко живет и работает в Австрии. Илья решил не останавливаться на полученной в онлайн-формате специализации дата-сайентиста и продолжает развиваться в треках дистанционного образования. Сегодня студент первого набора онлайн-магистратуры НИУ ВШЭ «Экономический анализ» изучает инструментальные методы в экономике. Илья рассказал новостной службе портала, как прошел первый семестр в Вышке.

Илья, чем вы занимались до поступления в Высшую школу экономики? 

Последние 18 лет я работаю геофизиком. По роду деятельности занимаюсь статистикой, построением регрессий и прогнозами. Я заинтересовался анализом данных, освоил самостоятельно R, получил специализацию Data Science от Johns Hopkins University на Coursera. Результатом увлечения анализом данных стали несколько выступлений на профильных конференциях и создание онлайн-приложения для оценки рисков геофизических процессов.

В чем уникальность вашего приложения?

Чтобы объяснить, на что оно способно, проще всего провести аналогию c миром экономики. Например, взять венчурных капиталистов, которые оценивают, вкладываться в компанию или нет. У них есть список параметров, в том числе качественных, на которые нельзя ответить цифрой: насколько компания технологичная, много ли у нее конкурентов на рынке, какие планы развития и пр. Проводя такую качественную оценку, инвесторы ранжируют компании. То же самое происходит и тут. Мы нашли геофизическую аномалию, которую надо оценить. Эта оценка не всегда проста и линейна и во многом зависит от опыта специалиста. Приложение помогает произвести такую оценку. Анализируя перспективную ловушку перед тем, как приступить к бурению, мы оцениваем, насколько она будет успешной.

В контексте реалий нефтяного бизнеса моя идея сделать общую базу данных выглядит более чем смело

Коллега Роб Симм, который вдохновил меня на этот проект, предупредил, что такая идея требует известной храбрости и никто в отрасли предоставлять данные не будет. Тем не менее я решил сделать приложение — публичное и открытое. Оно помогает оценить шансы на то, что та или иная амплитудная аномалия будет успешным месторождением. Каждая крупная нефтяная компания делает что-то подобное для себя. У всех разные алгоритмы, я на основе публичных данных и своего опыта работы с этими данными создал свой.

Почему вы решили получить экономическое образование?

Тут два аспекта. Мне нравится геофизика, я чувствую себя там хорошо и уверенно, это моя зона комфорта. Но в какой-то момент стало складываться впечатление, что я уже покрыл все разнообразие проектов в данной сфере внутри своей компании. Переезжать еще раз в другую страну я сейчас не хочу. Стало ясно: нужно что-то менять. Это первая часть. Вторая: пока я делал приложение, понял, насколько мне нравится работать с данными. В компании у меня была возможность поменять специализацию в более экономическую сторону. Экономика, по сравнению с геофизикой, более широкая в применении сфера.

Я не случайно пошел на трек «Инструментальные методы в экономике». Надеюсь не только узнать новое, но и структурировать знания, которые у меня есть. Я много читал и смотрел на эту тему. Хочу также уложить в голове методы, которые используют для разных типов данных. Экономика, помимо прочего, мне нравится как социальная наука, она касается всех и каждого, она про людей, про нас, про то, как мы живем.

Почему вы выбрали экономическую онлайн-магистратуру именно в Вышке?

Я хотел получить образование в вузе: все-таки университеты дают комплексные знания. В России по-прежнему сильное образование в сферах, требующих математической подготовки. Посмотрел на рейтинг Вышки по направлению «Экономика». Оказалось, позиции у вуза в Европе высоки, а в России просто нет конкурентов и похожих программ.

Илья Тищенко
Фото из личного архива

Многие коллеги мой выбор не поняли, спрашивали, зачем мне еще одно техническое образование. Но это вопрос предпочтений, в какую сторону двигаться — в техническую или в менеджмент. В моем возрасте и с моим опытом работы многие выбирают MBA. Но здесь все просто — это либо очень дорого, либо бессмысленно. Предложение магистратуры «Экономический анализ» конкурентно по цене, другие предлагают программы порой в пять раз дороже.

Вы выбрали формат долгой онлайн-магистратуры, а не продолжили обучаться на специализациях. Чем обусловлен ваш выбор?

Я хочу получить диплом о высшем образовании. Это, конечно, формальность, но он поможет в том числе и в карьере. Во время обучения на более короткой, чем магистратура, специализации на Coursera я недооценил силы и время. Думал, все пройду быстро, за полгода, но в итоге учился год. В этот раз мне захотелось установить более жесткие рамки.

Во время учебы в Вышке я понял, что программа не рассчитана на людей, которые работают более 40 часов в неделю, будем честны. Нагрузка и объем знаний здесь высоки, программа требовательная. Первые два месяца было тяжело, пришлось даже взять недельный отпуск, чтобы успевать. Благо у меня гибкий работодатель. Сейчас, когда первый семестр прошел, пришло лучшее понимание предстоящей нагрузки. Хорошо бы посвящать учебе 20–30 часов в неделю.

Я трачу на учебу в среднем 20 часов, по три-четыре часа каждый день. Если бы не поддержка семьи, я бы не справился

Анализируя объем требований, я киваю на наше советское прошлое. У нас любят напрячь до предела. Я не уверен, что так должно быть, но ценю, когда преподаватели пытаются дать нам знания академично и правильно, чтобы мы все поняли. Видно, как они выкладываются. По регламенту семинар у нас длится 1 час 20 минут, однако некоторые преподаватели уделяют и три часа, если чувствуют, что нам это нужно. В итоге мы лучше понимаем предмет и, видя такую отдачу, получаем мотивацию к учебе. Профессиональная этика и терпение преподавателей вызывают у меня большое уважение.

Программа реализуется онлайн. Позволяет ли такой формат полноценно общаться с однокурсниками?

Вполне! В общении, конечно, много чего не хватает, но в целом оно вполне полноценное. Однокурсники все очень разные и интересные люди. Все разного возраста. Кто-то бакалавриат или магистратуру окончил два года назад, кто-то, как я, почти двадцать лет назад.

С преподавателями общение складывается по-разному, это все индивидуально. Когда я учился в МГУ, то есть впервые был студентом, я считал, как и любой студент, что преподаватель всегда прав. Получая второе образование, ты уже более скептичен. Я не всегда согласен с подходами, методами в силу того, что у меня другой жизненный опыт.

Что самое сложное в учебе?

Учиться нелегко, но это и не должно быть легко, в этом и смысл. У многих экономика не ассоциируется с математикой, но у меня не было иллюзий на эту тему. Нельзя на пальцах все объяснить. Мне иногда не хватает математической подготовки. Есть люди, которые говорят на языке математики свободно, а есть сокурсники без математического бэкграунда. Думаю, это один аспект. Но самое сложное, как я уже сказал, — объем знаний.

Сейчас учеба помогает или мешает работе? 

Учеба мне и помогает, и мешает. Во-первых, я чувствую себя увереннее, когда, например, рассказываю коллегам, что такое линейная регрессия. Она активно используется в геофизике, так как данная наука постоянно занимается предсказаниями. Но обычно нас не интересует проверка и тесты различных гипотез. 

Когда я перешел из геофизики в performance management, глава департамента попросил построить простую модель, которая будет предсказывать определенный финансовый показатель в зависимости от других. Я с большим интересом жду развития нашего курса, чтобы понять, что я сделал в этой модели правильно, а что — нет. В следующий раз, если появится такая задача, я ее сделаю лучше. На практике мне может пригодиться эконометрика и все с ней связанное. Микро- и макроэкономика дают знания, необходимые для расширения кругозора, и помогут более профессионально анализировать сектор, в котором я работаю.

Предстоящая проектная работа в магистратуре поможет мне научиться формулировать вопросы, ставить задачу, выбирать методы. Я увижу, как с задачами справляются талантливые однокурсники, как они мыслят. Надеюсь, это у меня останется надолго в голове и сильно поможет в будущем.

Научиться вычленять в задачах главное и второстепенное, работаешь ты в геофизике или где угодно, — очень важно. Обучение в магистратуре придаст мне уверенности. Что будет после получения диплома, я не загадываю. Может, я когда-нибудь и стану экономистом, но я для себя не ставлю такой задачи. Зато понимать экономистов я стану точно лучше.

Текст подготовили: Оксана Будько, факультет экономических наук НИУ ВШЭ, Екатерина Зиньковская, Дирекция по онлайн-обучению НИУ ВШЭ.