• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

«Нужно не занижать оценки, а дифференцировать»

«Нужно не занижать оценки, а дифференцировать»

© Михаил Дмитриев / Высшая школа экономики

Проект Teach for HSE в рамках своего традиционного курса повышения квалификации «Teach for HSE / Преподаем в Вышке: 7 ключевых принципов преподавательского мастерства» организовал открытую лекцию первого проректора НИУ ВШЭ Вадима Радаева «Страсти по оценкам: что происходит вокруг оценивания студентов». На лекции Вадим Радаев разъяснил, почему растет давление на преподавателей со стороны студентов по поводу оценок, охарактеризовал перспективы борьбы университета с инфляцией оценок и рассказал о принципах, на которые следует опираться при оценивании.

Только десятки

Лектор напомнил, что желание студентов улучшить свои оценки существовало всегда. Но если раньше речь шла об оспаривании неудовлетворительных оценок просто для того, чтобы остаться на плаву, то последнее время типовыми случаями стали оспаривания восьмерок (по десятибалльной шкале, применяемой в НИУ ВШЭ). Все больше студентов претендуют на получение не просто отличных, но максимальных оценок. И они их получают.

Вадим Радаев
© Михаил Дмитриев / Высшая школа экономики

Кроме того, они начинают требовать от преподавателей более четких алгоритмических решений в части оценок, чтобы понимать, на что можно претендовать в итоге, и разумно дозировать свои усилия. Интересуются, почему система оценивания «такая непрозрачная», предлагают ставить текущие оценки за каждое занятие, вежливо, но настойчиво (иногда — не очень вежливо) просят дать объяснения и скорректировать оценку.

Вадим Радаев привел пример одного из подразделений НИУ ВШЭ, где общее число студенческих комментариев за последние 3 года выросло в 2,5 раза, а общее число критических комментариев на тему оценок — в 6,4 раза.

Студенты используют разные способы воздействия на преподавателей. Если индивидуальное обращение не помогает, возникают коллективные жалобы, привлекаются омбудсмены, родители, звучат требования соблюдать права студентов, появляются и судебные иски. В 2018 году студенты Вышки публично протестовали перед залом Ученого совета против блокирующих оценок, расценивая их как угрозу своей безопасности и нарушение гарантий.

В чем причины?

В чем причины этой возросшей склонности студентов к калькуляции? Есть мнение, что такое отношение к оценкам могло сформироваться еще в школе. Безусловно, оценки для платных студентов — это вопрос материального благополучия: оценки влияют на место в рейтинге и на сохранение скидки при оплате обучения в следующем учебном году.

В то же время, по мнению Вадима Радаева, росту давления на преподавателей способствует и сам университет. В Вышке демократичные порядки (студенты знают, что им ничего за это не будет), к тому же процесс обучения все более формализуется, и все потихоньку привыкают к возможности калькуляции каждого шага. Играет свою роль и желание студентов снизить степень неопределенности, повысить свои гарантии и не выходить из зоны комфорта.

Впрочем, считает лектор, есть и более глубокие причины. Нарастает понимание образования как услуги с попытками превратить университет в своего рода супермаркет и в результате отказаться от иерархических отношений преподавателей и студентов и от традиционного для университетов принципа наставничества. И такой подход характерен не только для возрастающего количества платных студентов, но и для студентов в целом.

В университетах Европы и США такая «коммерциализация» сопровождается запросами на удовлетворение эмоциональных потребностей: потребитель образовательных услуг становится «трепетным и нервным», требует не просто дать ему знания, необходимые на рынке труда, но и создать зону комфорта, домашнюю обстановку, решать его проблемы на эмоциональном уровне. Мы это тоже начинаем ощущать.

Борьба с инфляцией оценок

Другая проблема — уже не на стороне студентов, а на стороне преподавателей. Уже почти год администрация Вышки ведет борьбу с инфляцией оценок, призывая преподавателей их дифференцировать и не ставить девятки и десятки всем подряд. Так что если в третьем модуле прошлого учебного года доля отличных оценок составляла 64%, то в четвертом снизилась до 54,7%, и снижение, мы надеемся, продолжится, рассказал Вадим Радаев.

Известно, что инфляция оценок — явление не сугубо российское и отнюдь не новое, обусловленное не только и не столько давлением студентов. Причина еще и в том, что преподаватели не отрабатывают свои методики и системы оценивания, а кто-то просто экономит усилия. Ведь, проверяя работы, проще поставить всем девятки и десятки, тем самым заодно повысив свою популярность, чем пытаться реально оценивать и дифференцировать, а потом еще и отвечать на письма недовольных студентов.

Лектор подчеркнул, что наличие или отсутствие инфляции оценок в немалой степени зависит от политики подразделения университета. В МИЭФ, например, такой инфляции фактически нет.

Что делать?

Вадим Радаев перечислил несколько принципов, которым должны следовать преподаватели в вопросах оценивания.

Прежде всего необходимо знать и соблюдать принятые правила, включая Положение об организации промежуточной аттестации и текущего контроля успеваемости студентов (тот самый ПОПАТКУС), использовать прозрачные схемы оценивания, где все элементы и формулы расчета просты и понятны. Условия должны быть изначально зафиксированы в программе учебной дисциплины, после чего их нельзя менять. При этом каждое усилие студента не следует «тарифицировать» — это стимулирует их подстраиваться под оценочные системы.

© Михаил Дмитриев / Высшая школа экономики

Дифференциация оценок должна быть правилом. Никто не вводит нормирование и не устанавливает, какой должна быть доля тех или иных оценок, но ставить одни десятки или одни двойки недопустимо. Нужно разъяснять студентам и преподавателям правила оценивания, решать сомнительные вопросы в пользу студентов, но ни в коем случае не вступать с ними в торги. «Слово преподавателя — последнее и окончательное. Мы должны объяснять, но не торговаться», — считает Вадим Радаев.

Если преподаватель не прислушивается к рекомендациям и систематически ставит всем максимальные оценки, это, конечно же, не приведет к его увольнению. Однако, подчеркнул Вадим Радаев, на летнем конкурсе ППС были случаи сокращения таким преподавателям срока трудового контракта. Сейчас эта практика применяется в ходе зимнего конкурса.

Ответы на вопросы

Вадим Радаев ответил на множество вопросов, часть которых была прислана заранее, а часть прозвучала по окончании лекции.

Один из вопросов был посвящен возможной ротации преподавателей, когда курс читает один человек, а результаты студентов оценивает другой. Лектор пояснил, что такая практика возможна и она существует на некоторых курсах, но это не всегда реализуемо, особенно для специфических курсов. К тому же университет строится на доверии к преподавателю, и преподаватель должен оправдывать это доверие — стараться по крайней мере быть объективным.

Несколько вопросов касались студенческой оценки преподавателей. В частности, можно ли доверять ее тем студентам, которые на протяжении двух модулей не посещали занятия. По мнению Вадима Радаева, этот аспект нуждается в обсуждении. В целом же он считает, что студенческую оценку необходимо рассматривать как один из многих параметров, и не видит причин для отказа от нее. «Мы оцениваем студентов, студенты — нас, пусть даже это происходит не всегда объективно и справедливо», — добавил он. Любой инструмент несовершенен, но это не повод от него отказываться.

Отвечая на вопрос, не приведет ли намеренное занижение оценок для выполнения указаний о борьбе с инфляцией к снижению мотивации студентов, Вадим Радаев предложил не занижать оценки, а именно дифференцировать, поскольку в любой группе не бывает одинаковых студентов и усилия ими прилагаются разные. По его мнению, это правило университетской среды и его следует разъяснять не только штатным сотрудникам, но и приглашенным представителям индустрий, даже если они уверены, что все их студенты овладели практическими навыками на десятку. Важно помнить и то, что если кто-то систематически завышает оценки, то он(а) затрудняет работу своих коллег, работающих в параллельных группах.

Отвечая на вопрос, какими должны быть действия преподавателя в случае давления студентов из-за оценок, Вадим Радаев сказал, что нужно «вежливо противостоять». Если же давление выходит за допустимые границы, нужно обращаться к руководителям образовательной программы, университетских подразделений, и мы обязаны преподавателю помогать.

Смотреть запись лекции

Вам также может быть интересно:

«Teachers’ Day 2021 вдохновил на поиск новых решений»

В рамках проекта «Teach for HSE / Преподаем в Вышке» состоялся двухдневный семинар Teachers’ Day 2021 «Преподавание и обучение в эпоху цифровой трансформации: современные подходы и практики». Спикеры и участники мероприятия рассказали об идеях и инсайтах, приобретенных за период дистанционного и гибридного обучения, рассмотрели вопросы цифрового этикета и психологические аспекты онлайн-преподавания, обсудили новые траектории и возможности профессионального развития преподавателей.

Кризис современного преподавания: новая этика, борьба с иерархией и снижение мотивации

Завершился очередной курс повышения квалификации для преподавателей от проекта «Teach for HSE / Преподаем в Вышке». Он продлился с января по июнь 2021 года и был адресован сотрудникам университета. Тема курса — «7 ключевых принципов преподавательского мастерства», а его финальным мероприятием стала открытая лекция профессора, первого проректора НИУ ВШЭ Вадима Радаева «Кризис современного преподавания».

В Вышке стартовал проект «Консультанты по преподаванию в цифровой среде»

В мае 2021 года во всех кампусах Высшей школы экономики начали свою работу 25 консультантов. Их задача — помогать коллегам эффективно преподавать в онлайне и активно использовать цифровые технологии в своей работе. Все консультанты прошли отбор Экспертного комитета. Об участниках нового проекта от «Teach for HSE / Преподаем в Вышке» — материал новостной службы портала.

«Как учить новые поколения студентов?»: завершился очередной курс проекта Teach for HSE

Финальную лекцию курса «Teach for HSE: 7 ключевых принципов преподавательского мастерства» прочитал первый проректор НИУ ВШЭ, профессор Вадим Радаев. Выступление, посвященное современным проблемам преподавания, а также их решению, мог послушать любой желающий. Открытая лекция прошла в онлайн-формате сразу на двух платформах: Youtube и Zoom. Всего в ней приняли участие более 400 преподавателей из разных кампусов Вышки, а также представители других университетов.

Teach for HSE поможет использовать 3D-моделирование в преподавании

В декабре проект Teach for HSE организовал для преподавателей НИУ ВШЭ очередной обучающий мастер-класс. Занятие под названием «От фотографии к 3D-модели: технология 3D-моделирования в учебной и проектной деятельности» в онлайн-формате провела преподаватель социально-гуманитарного факультета пермской Вышки Илиана Исмакаева — победительница весеннего конкурса Фонда образовательных инноваций.

Онлайн-игры в учебном процессе: как прошли мастер-классы для преподавателей от Teach for HSE

В начале декабря проект по развитию преподавательского мастерства в НИУ ВШЭ «Teach for HSE / Преподаем в Вышке» провел серию мастер-классов по использованию онлайн-игр в обучении студентов. Его ведущими стали победители весеннего конкурса Фонда образовательных инноваций, а участниками — преподаватели всех кампусов университета.