• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Учеников и учителей научат анализировать фильмы с позиции социологов

Учеников и учителей научат анализировать фильмы с позиции социологов

© iStock

Академия школьников НИУ ВШЭ начинает набор на онлайн-курс «Интеллектуальный киноклуб: смотрим фильмы — говорим об обществе» для учеников 9–11-х классов и на онлайн-курс повышения квалификации «Организация в школе киноклуба в рамках курса “Обществознание”» для учителей. Занятия для школьников пройдут с 20 по 27 марта, для учителей — с 13 марта по 19 апреля, причем часть занятий для учеников и педагогов будут совместными.

Анализ кинофильмов в контексте изучения школьного курса «Обществознание» — одно из новых направлений работы Академии школьников НИУ ВШЭ. Слушатели под руководством преподавателя обсуждают различные фильмы мирового и отечественного кинематографа с позиции социологов и одновременно получают представление о социологии как науке и профессиональной сфере. В частности, в конце января завершился курс, посвященный кино и социологии, для учеников 5–7-х классов.

Ксения Макарова

Автор таких курсов — приглашенный преподаватель факультета социальных наук НИУ ВШЭ Ксения Макарова. Она окончила Московский городской педагогический университет, степень кандидата социологических наук получила в Вышке, имеет опыт работы не только со студентами, но и с учениками Лицея НИУ ВШЭ. Ее педагогическое кредо — «говорить об обществе так, чтобы детям не было скучно». Этим принципом она руководствуется, проводя занятия со школьниками, а на занятиях с коллегами-учителями передает им секреты своего мастерства.

В рамках курса «Интеллектуальный киноклуб: смотрим фильмы — говорим об обществе» школьникам предстоит посмотреть четыре фильма: «Общество мертвых поэтов» (США), «Пигмалион» (Великобритания), «Гараж» и «Республика ШКИД» (СССР). Обсуждая увиденное, они освоят некоторые социологические термины, концепции и понятия, предусмотренные в курсе «Обществознание», узнают о функциях кинематографа в социально-политической истории России.

Вероника Власова, руководитель Академии школьников НИУ ВШЭ

Вероника Власова, руководитель Академии школьников НИУ ВШЭ

Благодаря онлайн-курсу «Интеллектуальный киноклуб: смотрим фильмы — говорим об обществе» старшеклассники получат знания в области социологии, расширят кругозор, и это наверняка пригодится в дальнейшей учебе, на экзаменах и на интеллектуальных состязаниях по общественным наукам. В свою очередь, учителя освоят современные методические инструменты, благодаря которым можно не только повысить результаты своих учеников по обществознанию и связанным с ним элективным курсам, но и сделать занятия более интересными и увлекательными.

На семинарах для учителей будут рассматриваться особенности подготовки и проведения уроков обществознания в формате киноклуба. Слушатели узнают много нового о социологии и кинематографе как двух формах самопознания общества, получат методологические рекомендации. С учетом этих рекомендаций им будет предложено самим разработать авторскую программу работы киноклуба и защитить ее на итоговом занятии.

И для детей, и для взрослых предусмотрены индивидуальные консультации с преподавателем, подборка источников по социологии для самоподготовки, а также доступ к материалам 44-часового учебного курса Ксении Макаровой «Социология повседневности сквозь призму советского кинематографа», который она ведет в рамках факультетского дня для учеников направления «Экономика и социальные науки» Лицея НИУ ВШЭ.

Арина Мих, ученица 6-го класса, город Москва

Арина Мих, ученица 6-го класса, город Москва

Пройдя курс «Кино и социология» от НИУ ВШЭ, я открыла для себя новые термины и их значения в фильмах. Ведь они более точно передают задумку каждого из них, раскрывают эмоции и характер героев. С помощью полученных знаний я познакомилась с большим количеством социологов, таких как Питирим Сорокин, Карл Маркс, Макс Вебер и другие.

Нас научили внимательно анализировать поступки, внешний вид, взаимоотношения героев. При таком просмотре фильмов открывается множество смыслов и неочевидных сигналов, которые посылает нам режиссер. Например, до курса я не замечала в фильме «Гарри Поттер» ролевого напряжения, классификации по группам как по количеству, так и по продолжительности деятельности и прочности контактов главного героя.

Я считаю, что очень важно изучать понятия из социологии, так как они посвящают человека в особый мир кино и дают возможность открыть для себя новое и интересное. Ведь социология — целая наука.

Узнать подробнее об онлайн-курсах и пройти регистрацию можно здесь.