• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

В ГУ-ВШЭ прошло очередное заседание Российского совета по развитию образования

Заседание Российского совета по развитию образования (РОСРО) было посвящено, согласно заявленной теме, "задачам и ресурсам системы образования". Заседание носило скорее информационный характер и обошлось без бурных дискуссий и эмоций. Министерство образования и науки в лице заместителя министра Андрея Свинаренко представило собравшимся основные положения разработанной Минобрнауки федеральной целевой программы развития образования на 2006-2010 годы. Со своей стороны РОСРО обнародовал собственную экспертную оценку ряда аспектов программы.

Как подчеркнул, открывая заседание ректор ГУ-ВШЭ Ярослав Кузьминов, ключевыми вопросами модернизации системы образования являются преодоление так называемого "псевдообразования" и обеспечение ресурсного наполнения образования. На настоящем этапе, отметил он, необходимо перейти от экспериментальной отработки мероприятий, проводимых в рамках модернизации, к их практическому повсеместному внедрению. Для этого государству предлагается увеличить долю расходов на образование, доведя ее с нынешних 3,5% до 5% ВВП (федерального бюджета с 0,5% до 1% ВВП), то есть до уровня развитых стран, при одновременном повышении эффективности использования средств.

Ресурсное обеспечение, отметил Я.Кузьминов, необходимо для того, чтобы "образование было образованием", чтобы педагоги были педагогами, а не почасовиками, работающими на трех работах. По его прогнозу, если система образования к 2010 году выйдет на уровень финансирования в 5% ВВП и все планируемые преобразования будут проведены, в системе в результате притока новых кадров системе начнется процесс самоочищения.

С основным докладом по теме выступил заместитель министра образования и науки РФ Андрей Свинаренко. Он привел основные положения, разработанной Минобрнауки федеральной целевой программы развития образования на 2006-2010 годы. Основными ее задачами являются совершенствование содержания и технологий образования, развитие системы обеспечения качества образовательных услуг (в том числе завершение эксперимента по ЕГЭ), повышение эффективности управления в системе образования, а также совершенствование экономических механизмов в сфере образования (в том числе создание новой модели бюджетного финансирования). Объем финансирования ФЦПРО, по расчетам, должен составить 100 млрд. руб. Причем, как подчеркнул А.Свинаренко, механизм реализации программы отличается от прежних. При сокращении финансирования из программы полностью исключаются отдельные мероприятия, перераспределения средств в рамках программы, как это практиковалось в прежние годы, не будет. Еще одним новым элементом программы стали разделы, посвященные кадровому обеспечению системы образования. Замминистра вновь указал, что простое увеличение финансирования не влияет на положение дел в сфере образования. В рамках программы государству предлагается параллельно в увеличением бюджетных средств осуществлять на конкурсной основе образовательные программы и программы развития отдельных учебных заведений. Все мероприятия программы предусматривают гарантии победителей конкурсов по выполнению взятых на себя обязательств. Планируется переход от сметного на нормативно-подушевое финансирование образовательных программ в части покрытия текущих затрат учебных заведений. Согласно приведенным директором Центра экономики непрерывного образования Академии народного хозяйства при Правительстве РФ Татьяной Клячко, финансирование одного студента должно составить 25,6 тысяч руб., школьника - 18,6 тысяч руб., учащегося системы НПО - 22,2 тысячи руб., системы СПО - 18,8 тысяч руб. По расчетам экспертов РОСРО, в целом финансирование в рамках программы по этому направлению должно составить 0,8 млрд руб. за весь период.

Эксперты РОСРО представили также свою примерную оценку стоимости основных мероприятий ФЦПРО. Наиболее значительные направления прироста расходов - увеличение финансового наполнения государственных обязательств по текущему финансированию образовательных программ (прирост федерального бюджета в 2010 году около 0,6% ВВП, от 04% до 0,9% ВВП - прирост территориальных бюджетов), а среди программных мероприятий - финансирование развития ведущих вузов и исследовательских университетов (до 60 млрд руб.) и программа информатизации образования (до 30 млрд руб.)

Как отметил ректор ГУ-ВШЭ, составители федеральной программы постарались учесть все возможные риски и последствия предлагаемых мероприятий. В этой связи, сказал Я.Кузьминов, РОСРО хотело бы обратить внимание на необходимость финансирования компенсационных мероприятий в рамках реформы образования. наиболее важным здесь, по его словам, является бюджетное финансирование покрытия стоимости платных школьных факультативов для малодоходных семей (до 60 млрд руб. из территориальных бюджетов в 2010 году, или 0,25% ВВП). Отсутствие этого элемента приведет к отсечению бедных слоев населения от полноценного школьного образования, накоплению социальной напряженности и ускорению социального расслоения общества. Необходимо развязывать школе руки, сказал он, но учитывать при этом все риски и компенсировать их.

По итогам заседания РОСРО обратился с предложением к Правительству РФ с предложением предусмотреть бюджетное финансирование ФЦПРО в объеме не ниже 100 млрд. руб. на период 2006-2010 годы, а также предусматривать комплексную реализацию задач программы, в том числе решение вопросов кадрового и материально-технического обеспечения соответствующих мероприятий. Федеральному Собранию РФ предлагается предусматривать в федеральном бюджете опережающий рост расходов на образование; внести в бюджетное и налоговое законодательство РФ изменения, которые способствовали бы успешной реализации задач программы, в частности, освободить от налогообложения часть прибыли образовательных учреждений и ввести льготы по налогу на прибыль для организаций, осуществляющих вложения средств в сферу образования, в том числе в форме благотворительных пожертвований.

Члены совета предлагают при доработке ФЦПРО в качестве первоочередных мер рассматривать формирование новой системы оплаты труда работников сферы образования, внедрение новых государственных образовательных стандартов на основе компетентностного подхода, внедрение новой модели финансирования образования, введение профильного обучения в старшей школе, создание общенациональной системы оценки качества образования, развитие инфраструктуры единого информационного образовательного пространства, внедрение моделей государственно-общественного управления в образовательных учреждениях.

Содержание выступлений и сама атмосфера заседания полностью соответствовали важности темы и стремлению разработать, по образному выражению первого проректора ГУ-ВШЭ Льва Якобсона, "глубоко эшелонированную", до мелочей продуманную, учитывающую все риски практической реализации программу, подкрепленную ресурсным обеспечением по каждому пункту.

Вам также может быть интересно:

«Возможность стать ведущим должна быть у каждого вуза»

31 мая в Высшей школе экономики состоялось общее собрание членов Ассоциации «Глобальные университеты». Ректоры вузов обсудили перспективы развития Проекта 5-100, возможности законодательного закрепления понятия «ведущий вуз» и предложили создать прозрачную национальную систему экспертизы результатов научных исследований.

Эксперты Вышки помогают региональным вузам внедрять цифровые технологии

Институт образования НИУ ВШЭ провел в регионах пилотный цикл обучающих семинаров, посвященных формированию единого цифрового пространства вуза. В них приняли участие сотрудники Орловского государственного университета, Тольяттинского государственного университета и Воронежского государственного технического университета.

Влияние исследований качества образования на политику не стоит переоценивать

На семинаре, прошедшем в НИУ ВШЭ в рамках Дней Международной академии образования в Москве, профессор Университета штата Аризона Густаво Э. Фишман сравнил международные сравнительные исследования качества образования с лошадиными скачками и заявил, что они не столь значительно влияют на образовательную политику, как принято считать.

Новые проекты школьных стандартов — шаг вперед, но они нуждаются в доработке

На традиционном семинаре Института образования НИУ ВШЭ «Актуальные исследования и разработки в области образования» обсудили проекты обновленных стандартов начального и основного общего образования, представленных Министерством просвещения РФ.

Российская школа меняется быстрыми темпами, но не все изменения идут ей на пользу

Согласно данным доклада ОЭСР «Инновации в образовании: что изменилось в классе за последнее десятилетие», Россия вошла в топ-3 стран по темпам изменений в школе. Исследователи Института образования НИУ ВШЭ выяснили, какие из этих изменений действительно важны для повышения качества, а какие свидетельствуют лишь о количественных приращениях.

«Готовить человека для работы в среде, которая скоро исчезнет — не совсем разумно для государства»

Профессии охранника, продавца и водителя начнут вытесняться в ближайшие десять лет. Им на смену придут специальности, связанные с адаптацией цифровых сервисов, поиском и освоением информации. Именно такой эффект цифровой революции мы увидим к 2030 году, рассказал ректор ВШЭ Ярослав Кузьминов, выступая 5 марта с докладом на заседании межфракционной группы «Единой России» в Государственной думе.

Международный совет 5-100 в пятый раз подтвердил лидерство ВШЭ в проекте повышения конкурентоспособности

6 ноября были подведены итоги Совета по повышению конкурентоспособности ведущих российских университетов среди ведущих мировых научно-образовательных центров, заседание которого прошло 26-27 октября в Калининграде. Университеты-участники проекта по повышению глобальной конкурентоспособности представили итоги своей работы и планы на следующий период реализации дорожных карт.

В НИУ ВШЭ обсудили тренды развития высшей школы в России и в мире

24-25 октября в НИУ ВШЭ состоялась IX Международная конференция исследователей высшего образования «Университеты в поиске баланса между новыми и старыми целями». Ее участники обсудили вопросы образовательной политики, в том числе проблемы интернационализации образования, преодоления разрывов между школой, вузом и рынком труда, изменений в академической профессии.

Роль ведущих университетов в решении задач, поставленных в майском указе Президента, будет расти

9 октября в Высшей школе экономики состоялось общее собрание членов Ассоциации «Глобальные университеты», в которую входит 21 вуз – участник Проекта 5-100. По итогам собрания Правительству России представят перечень мер, которые будут способствовать выполнению положений майского указа Президента России. Кроме того, были сформулированы предложения по созданию новой модели аккредитации в высшей школе.

Онлайн-курсы повысят вовлеченность студентов в лекции

В Москве открылась образовательная конференция #EdCrunch, генеральным партнером которой впервые стала ВШЭ. Одна из самых интересных дискуссий развернулась вокруг того, как новые технологии и большие данные могут улучшить качество образования и изменить университеты.