• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Труд как рынок и призвание

Первый семинар, который положил начало проведению совместных российско-немецких студенческих социологических проектов по рынку труда, состоялся около года назад. Проект продолжается, и очередной семинар состоится в апреле 2009-го в Вышке.

Проект был инициирован руководством факультета социологии и кафедры экономической социологии ГУ-ВШЭ. На конкурсной основе были отобраны 14 студентов факультета социологии ГУ-ВШЭ, которые вместе с двумя преподавателями кафедры экономической социологии, Яной Рощиной и Татьяной Карабчук, приняли участие в недельном семинаре в университете Мартина Лютера (город Галле, Германия). В группу входили студенты 3-го и 4-го курсов социологии, магистры и аспиранты кафедры экономической социологии.

Цель участия в научном семинаре в Галле заключалась в запуске совместных студенческих немецко-российских исследований по рынку труда двух стран. Выбор неслучаен: немцы славятся своим умением работать, а сам Мартин Лютер считал, что труд — главное призвание человека на Земле.

За неделю, пока длилась поездка, руководителями проекта с обеих сторон было проведено несколько методологических семинаров по работе с данными и написанию исследований. Студенты Вышки и университета Мартина Лютера сначала сделали презентации по своим предварительным заявкам, затем организовали мини-группы по близким темам и провели объемную работу над проектами совместных исследований, которые были представлены в последний день недельного визита.

В течение следующих трех месяцев им предстоят совместные исследования на основе российских и немецких панельных микроданных. Темы многих проектов актуальны и мало исследованы, а значит, они обещают быть чрезвычайно интересными и полезными. Результаты этих совместных студенческих исследований будут представлены на недельном семинаре, который пройдет с участием немецких преподавателей и студентов в стенах Вышки в Москве в середине апреля 2009 года. Итоговым результатом этого полугодового российско-немецкого проекта станет публикация сборника статей по результатам работы, который планируется издать осенью 2009 года.

Все участники проекта считают, что поездка в Германию удалась, обе стороны остались очень довольны опытом сотрудничества.

Своими впечатлениями от поездки поделились студенты факультета социологии.

Елена Колотова, 4-й курс факультета социологии:

— В ходе поездки мы получили уникальный опыт общения с такими же студентами, как и мы, занимающимися социологией, имеющими свои взгляды на жизнь и свои учебники по социологии. Мы были приятно удивлены оказанным нам вниманием, теплотой приема, организованностью наших друзей из Галле, начиная с того момента, как выгрузили чемоданы на платформу, и до момента, как загрузили их через неделю обратно в поезд. Неделя пролетела незаметно: мы представляли свои проекты на английском языке, общались с немецкими студентами и кураторами, профессорами, формально и неформально, узнавали особенности изучения немецкими студентами социологии, их интересы в науке, в жизни, взгляды на мир. Днем мы обсуждали наши проекты, а вечером в кафе и ресторанчиках говорили на различные внеучебные темы, которые были нам интересны. Нам было любопытно узнать о жизни наших друзей-немцев, об их образовательной системе, взглядах на семью, карьеру (что непосредственно касалось нашей темы — изучения рынка труда), а также о том, какое пиво они предпочитают.

Эллина Даянова, 4-й курс факультета социологии:

— Как участнику российско-германского проекта мне хотелось бы, во-первых, поблагодарить всех, кто приложил усилия, чтобы он стал реальностью. Такие проекты, как мне кажется, особенно важны не только для факультета социологии, но и для вуза в целом, ведь они способствуют поддержанию и укреплению высоких образовательных стандартов. Возможность не понаслышке узнать, как проходит обучение в Германии, и, более того, принять в этом процессе активное участие особенно важна для молодых исследователей. В рамках проекта группа студентов Вышки познакомилась с новыми базами данных, с новыми подходами к анализу ситуации на рынке труда.

Реализация исследовательских проектов в партнерстве с немецкими коллегами открывает не только широкие возможности для сравнительного анализа рынка труда на примере России и Германии, но и способствует накоплению уникального опыта работы на межкультурном уровне.

Екатерина Учаева, 3-й курс факультета социологии:

— Мы ездили с девушками, которые учатся на старших курсах факультета социологии. Это давало стимул для качественной работы, ведь для того, чтобы соответствовать уровню старшекурсниц и аспиранток, необходимо было взвешивать каждое слово! Они, со своей стороны, охотно давали нам советы и опекали нас.

Сам проект — это отличная возможность посмотреть, как реализуется на практике настоящее социологическое исследование. Очень здорово и то, что мы могли выступать публично, высказывать свои мысли, предположения, это очень хороший опыт для меня в профессиональном плане, и, кроме того, мы получили возможность развить свои языковые навыки, ведь на протяжении недели мы должны были общаться с немецкими коллегами на английском языке. Теперь же нам предстоит серьезная работа, на успех которой я очень надеюсь!

Екатерина Храмова, 3-й курс факультета социологии:

— Я счастлива, что участвую в этом проекте. Несмотря на то, что основной целью поездки была учеба, участие в ней было очень интересным и подарило нам много новых впечатлений. Помимо того, что мы работали над проектом, мы еще и улучшили свой английский язык, познакомились с культурой и обычаями Германии, узнали много интересного. Отмечу и то, что сразу по приезде обратно в Москву мы продолжили общение с нашими немецкими товарищами. В целом поездка была потрясающей и очень интересной!

Анастасия Бобышева, 3-й курс факультета социологии:

— На самом деле дать комментарий, который будет в корне отличаться от отзывов других участников поездки, — весьма сложная задача. Я даже не отвечаю за новизну первой фразы. Тем не менее, надо отметить, что все пребывают в окрыленном настроении и страдают ностальгией, поступило предложение даже открыть кружок по интересам. Никто не мог подумать, что причиной этому станет Галле — небольшой городок на востоке Германии, где мы пробыли почти неделю. Нас приняли очень хорошо. Уже в первый день немецкие коллеги пришли нам на помощь — прибыли две машины, в которых с комфортом разместились наши… чемоданы. И в первый же вечер за неформальным ужином мы начали знакомиться и понимать, что нам здесь нравится. Основная цель поездки — joint research между Россией и Германией, нашей Вышкой и их Мартин Лютер Юниверсити. Первые дни были очень напряженными, но все держались стойко. Потом все объединились в мини-группы, и началось самое интересное — поиск общих интересов. Очень увлекла игра в футбол, причем так, что наши преподаватели тоже решили присоединиться. Время заканчивалось, но никто не хотел уходить. А еще запомнилась goodbye party. Было весело, все друг с другом фотографировались, обменивались е-мейлами. Даже в Берлине все думали о Халле — некогда богатом городе, чье благосостояние основывалось на сегодня уже закончившейся соли (спасибо нашему русскоговорящему экскурсоводу за эти факты). Вспоминали знакомые улочки и кафе, библиотеку, которая работает до часу ночи и предоставляет бесплатный выход в Интернет, несчастного Дон Жуана (героя оперы), атмосферу студенчества и отсутствие потребности в транспорте, а главное — своих новых друзей, работу, разговоры с ними, их шутки и немецкие поверья. В общем, эта поездка была для всех нас незабываемым опытом. Никто ни о чем не жалеет (разве что о том, что время пролетело слишком быстро). Теперь мы ждем наших коллег в Москве и думаем, чем бы их удивить. Но они точно будут удивлены! Чего стоит один наш час пик в метро!

Ангелина Григорьева, 3-й курс факультета социологии:

— Одна из наиболее привлекательных сторон проекта — это возможность общения и совместной работы с немецкими студентами-социологами. Что первым бросилось в глаза — большинство участников проекта с немецкой стороны старше нашей группы. Однако это нисколько не мешало общению — ребята проводили с нами почти все свободное время, показывая Галле. Что касается подготовки немецких студентов, то, как мне показалось, немцы более продвинуты в теоретической социологии, в то время как мы — в эмпирической. В основном это было видно из презентаций проектов, а также из опыта совместной работы над проектом.

Марина Иванова, Новостная служба портала ГУ-ВШЭ

Презентации совместных студенческих проектов:

A class of it‘s own.ppt

Further Educ. Final project.ppt

Grigorieva.ppt

Position on the labour market of elderly people_new.ppt

Secondary Employment.ppt

Thomas,Masha,Katya.ppt

Youth unemployment and residential location.ppt

Вам также может быть интересно:

Профессии в тренде: как Вышка отвечает на вызовы будущего

Рынок труда постоянно меняется. На кого учиться, чтобы выйти из вуза со знаниями и навыками, востребованными не только в современных реалиях, но и как минимум через четыре-шесть лет? Как определить, насколько та или иная профессия будет востребована в будущем? Что может послужить базой для создания списка профессий, которые продолжат быть востребованными и в России и в мире? В нашем спецпроекте эксперты ИСИЭЗ ВШЭ отвечают на эти вопросы через анализ глобальных трендов.

Правила успешного фриланса. Как побеждать в конкурсах на бирже удаленной работы

Шансы фрилансера получить конкурсный контракт могут снижаться до 0,1% и взлетать до 40%. Социологи ВШЭ изучили от чего это зависит. IQ.HSE переложил выводы ученых в инструкцию: как существовать на бирже, чтобы оказываться в выигрыше.

Тест: работа мечты существует? Какие трудовые условия соблазняют миллениалов

HR-специалисты охотятся за молодыми творческими работниками. А те меняют фирмы как денди — перчатки. Почему так происходит? Ольга Котомина из ВШЭ по итогам опроса креативщиков в возрасте 19–35 лет выделила пять характеристик идеального рабочего места. На их основе редакция IQ.HSE составила быстрый тест.

Ярослав Кузьминов — о развитии высшего образования в условиях цифровизации

В течение ближайших 10 — 15 лет рынок труда полностью изменится под воздействием цифровой революции. Чему и как нужно учиться в условиях быстрого обновления профессий и технологий на рынке квалификаций? Как выжить вузам в условиях распада традиционных методик преподавания? Когда ждать появления массовой индивидуализации образовательных траекторий? Ответы на эти и другие вопросы — в лекции ректора НИУ ВШЭ.

Личность на работе. Как трудовые успехи связаны с психологическими качествами

Манера думать, чувствовать и вести себя в определенных обстоятельствах влияет на возможность занятости и величину зарплаты. Эффект от характеристик личности на рынке труда впервые в России измерила Ксения Рожкова.

Безысходность или желание. Межстрановые и гендерные различия мотивации на рынке труда

Экономические показатели стран и присущая им культура влияют на то, какие цели преследуют мужчины и женщины в сфере занятости. Исследователи ВШЭ проанализировали трудовые ориентации людей, проживающих в разных странах мира, и выявили, какие факторы сказываются на их мотивации работать и в какой степени она реализовывается на рынке труда.

НИУ ВШЭ и Рурский университет в Бохуме подписали соглашение о сотрудничестве

Программа предусматривает студенческие и академические обмены и возможность разработки совместных образовательных и исследовательских проектов. Соглашение подписано 8 апреля при участии представителей правительства земли Северный Рейн-Вестфалия.

«Готовить человека для работы в среде, которая скоро исчезнет — не совсем разумно для государства»

Профессии охранника, продавца и водителя начнут вытесняться в ближайшие десять лет. Им на смену придут специальности, связанные с адаптацией цифровых сервисов, поиском и освоением информации. Именно такой эффект цифровой революции мы увидим к 2030 году, рассказал ректор ВШЭ Ярослав Кузьминов, выступая 5 марта с докладом на заседании межфракционной группы «Единой России» в Государственной думе.

В серой зоне

В России, Франции и Греции внешние неквалифицированные трудовые мигранты невольно поддерживают политику работодателей, сразу помещающих их в серое правовое поле. Исследование в трех странах показало, что иностранные рабочие изначально готовы трудиться полулегально, лишь бы заработать на жизнь. Между тем, их доходы не компенсируют ситуацию социальной уязвимости, в которой они оказались. Статья об этом опубликована в Журнале исследований социальной политики НИУ ВШЭ. 

Какие профессии будут нужны через 10 лет

Какой вуз гарантирует, что завтра ты не останешься без работы? Зачем повару университетский диплом? Кто такие «кентавры»? Чему научит цифровая школа? На вопросы «Российской газеты» ответил ректор ВШЭ Ярослав Кузьминов.