• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Летняя школа исследователей гражданского общества

В этом году прошла первая Летняя школа исследователей гражданского общества, организованная Центром исследований гражданского общества и некоммерческого сектора ВШЭ. О работе школы рассказывает директор Центра Ирина Мерсиянова.

— Ирина Владимировна, Центр исследований гражданского общества и некоммерческого сектора ВШЭ проводил Летнюю школу впервые. Почему она стала необходима, какой была главная цель школы?

— Действительно, мы провели в этом году первую Летнюю школу, но уже давно готовились к этому событию. С 2008 года в нашем Центре реализуется программа содействия формированию профессионального сообщества исследователей гражданского общества. И Летняя школа, на наш взгляд, — вполне логичное продолжение этой работы. Мы постепенно стали своеобразным центром притяжения для региональных исследователей, которые занимаются вопросами гражданского общества в нашей стране. И, конечно, давно хотели провести такую школу для обмена опытом и обучения региональных исследователей.

Гражданское общество, как известно, является объектом изучения многих наук, и мы стремились первую школу провести в междисциплинарном ключе, важно было собрать вместе социологов, психологов, юристов, политологов, экономистов, историков и так далее, чтобы эффективнее учиться видению гражданского общества с разных научных перспектив.

— Кто участвовал в работе школы в качестве слушателей и лекторов?

— Участников школы мы отбирали по конкурсу на основе присланных описаний исследовательских проектов и мотивационных писем. Поступило более 70 заявок. Причем мы позиционировали Летнюю школу как мероприятие для молодых исследователей гражданского общества. А в результате мы получили заявки как от студентов, так и от докторантов. Впрочем, «скидок» при отборе не было ни для кого. Появились очень сильные студенческие работы. Из числа полученных заявок было отобрано 35 из 16 регионов России, а также из ближнего зарубежья: Украины, Молдовы, Грузии, Южной Осетии.

Многие занятия проводились сотрудниками нашего Центра. Кроме того, к проведению занятий привлекались преподаватели Высшей школы экономики, а также российские и международные эксперты в области исследований гражданского общества. Спикерами стали ведущие научные сотрудники нашего Центра и известные эксперты федерального уровня по различным аспектам гражданского общества и некоммерческого сектора. Скажем, Элла Александровна Памфилова, научный сотрудник нашего Центра, бывший председатель Совета по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека на своей лекции «Гражданское общество и политические процессы» рассказала о проблемах становления и развития российского гражданского общества. А в развернувшейся после лекции дискуссии принял участие научный руководитель нашего Центра Лев Ильич Якобсон.

Свои сессии провели ведущие научные сотрудники Центра Алла Борисовна Купрейченко и Анастасия Сергеевна Туманова — это были, соответственно, «Психологические факторы альтруистического и просоциального поведения» и «Гражданское общество в России: исторический и теоретический аспекты проблемы». Из названий сессий следует, что на них эксперты уделили внимание психологическим и историко-теоретическим аспектам исследований гражданского общества.

Также у нас провели свои занятия ординарный профессор ВШЭ Елена Сергеевна Шомина, которая является одним из самых известных экспертов по местному самоуправлению России. По вопросам взаимодействия церкви и общества экспертом выступил доцент кафедры истории философии ВШЭ Борис Кириллович Кнорре. Из внешних экспертов мы приглашали Ирину Ганжу, которая осветила практические вопросы роли информационных технологий в процессе самоорганизации населения. Был и зарубежный эксперт — Чарльз Бакстон, который с участниками школы обсуждал приоритетные направления исследований гражданского общества, а такие частные вопросы, как, например, причины и последствия «цветных революций».

— Как вы оцениваете результаты работы школы? Что получилось, а что, возможно, не вполне?

— Краткосрочные результаты работы школы оцениваю позитивно. Нам удалось организовать работу участников в разных форматах. В учебном плане Летней школы были лекции, круглые столы, практические занятия, семинары и групповая проектная работа участников, которая часто завершалась глубокой ночью. Но мы ставили несколько задач, причем таких, которые за короткое время не решишь. Это, в первую очередь, задача способствовать формированию исследовательского поля гражданского общества в разнообразии его аспектов; создавать условия для осмысления и разработки актуальных методологических концепций в сфере исследований гражданского общества широким кругом молодых исследователей; формировать научно-исследовательскую культуру молодых участников. Также мы хотели способствовать позиционированию и продвижению НИУ ВШЭ как лидера в подготовке и становлении молодых исследователей гражданского общества и некоммерческого сектора. Старались привлечь внимание молодых, инициативных и перспективных кандидатов к специализациям по тематике некоммерческого сектора в рамках будущей магистерской программы Центра исследований гражданского общества и некоммерческого сектора. Так что еще предстоит много работать, чтобы добиться всего намеченного в полной мере.

— Планируется ли проведение Летней школы в дальнейшем?

— Да, мы планируем проводить их и впредь. Возможно, не только летом, но и зимой, не только в Москве, но и в регионах. Мы уже сейчас начали готовиться к Зимней школе, которую хотели бы провести в одном из сибирских городов.

— Как результаты работы школы будут воплощены материально: в виде публикаций, сотрудничества с регионами и организациями?

— Во-первых, все материалы о работе школы — презентации участников и лекторов, репортажи о лекциях и круглых столах — уже опубликованы на сайте школы. Во-вторых, на сайте Центра исследований гражданского общества и некоммерческого сектора НИУ ВШЭ всегда можно найти актуальные публикации по данной тематике. Мы ожидаем также, что участники первой Летней школы продолжат общение между собой при помощи сети. Что же касается конкретных проектов, связанных с сотрудничеством с региональными вузами, о них пока мы не говорим — всему свое время.

 

Андрей Щербаков, Новостная служба портала ВШЭ

Вам также может быть интересно:

Отдых с умом: летние школы НИУ ВШЭ начинают набор старшеклассников

Традиционные летние школы НИУ ВШЭ — это питательная интеллектуальная среда плюс отдых в компании единомышленников. В новом сезоне ребят ждут 13 школ по разным направлениям: от химии до разработки мобильных приложений. Одарённые школьники, продемонстрировавшие выдающиеся результаты, победители известных олимпиад и конкурсов прошедшего учебного года получают скидки при оплате.

Летняя школа на Соловках — 2018

Студенты и преподаватели московского и петербургского кампусов НИУ ВШЭ представили в рамках Летней школы на Соловках проектные идеи по комплексному развитию архипелага. К ноябрю исследовательские команды готовят финальные презентации результатов своих исследований.

Первокурсников-математиков подготовили к учебе в Вышке

С 22 по 30 августа на факультете математики ВШЭ прошла летняя школа для студентов первого курса, поступивших на бакалаврские программы «Математика» и «Совместный бакалавриат ВШЭ и ЦПМ». На занятиях они разобрали темы, которым в школах не всегда уделяют внимание, но без которых изучение математики в университете затруднено.

«Проекты, построенные на сотрудничестве вузов и бизнеса, очень важны»

В Вышке проходит Всероссийская летняя школа Мастерчейн. В ее рамках студенты впервые получают опыт работы с этой платформой за пределами банков и создают проекты для решения реальных бизнес-задач в сфере финтеха.

«Эти дети понимают нас с полуслова»

24 мая в Образовательном центре «Сириус» в Сочи завершилась программа по математике и информатике, реализованная при научно-методическом и кадровом сопровождении Высшей школы экономики. Она длилась 24 дня, в ней приняли участие почти 100 десятиклассников, увлеченных математикой и информатикой, из 34 регионов.

11 летних школ ВШЭ для одаренных детей, на которые еще можно подать заявки

Летние школы и выездные лагеря, которые организует Вышка, — это сочетание занятий с отдыхом. Их проводят для школьников преподаватели и студенты университета. В программе — лекции и семинары, интеллектуальные и деловые игры, дискуссии, театральные постановки, конкурсы и, конечно, неформальное общение.

Как я провел лето: студентка МИЭМ НИУ ВШЭ прошла стажировку в ЦЕРН

Елена Орлова, студентка 4-го курса образовательной программы «Прикладная математика» МИЭМ НИУ ВШЭ, приняла участие в работе летней студенческой школы в ЦЕРН. В составе команды разработчиков программного комплекса GeantV она занималась моделированием прохождения элементарных частиц через вещество с использованием методов машинного обучения.

Сетевой анализ: методы для решения актуальных задач

С 24 по 28 июля в Москве состоялась восьмая международная летняя школа «Теория и методы сетевого анализа», организованная Международной лабораторией прикладного сетевого анализа НИУ ВШЭ для студентов и исследователей. В ее работе принял участие научный руководитель лаборатории Стэнли Вассерман из Университета Индианы.

По проекту студентов первой летней школы GS Group и НИУ ВШЭ в Гусеве создадут культурное пространство

В Калининграде прошла первая летняя школа «Город и бизнес: согласованное управление в эпоху технологий» — совместный стратегический образовательный проект холдинга GS Group и Института региональных исследований и городского планирования НИУ ВШЭ при участии БФУ им. И. Канта.

Юристы в цифровую эпоху: вытеснит ли искусственный интеллект юридическую профессию?

В Москве закончилась VI Международная летняя школа по киберправу, организованная Международной лабораторией по праву информационных технологий и интеллектуальной собственности. Школа традиционно проводится на английском языке. Молодые ученые из России, Австрии, Германии, Великобритании, Испании, Польши, Белоруссии, Украины, Монголии, Индии приняли участие в ежегодном событии, где представили свои научные работы.