• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Эксклюзивные лекции и скоростные трамваи

C 10 по 15 декабря в Варшавском университете проходила сессия Международной школы по гуманитаристике для участников из стран Восточной и Центральной Европы. Эту Школу организует Центр изучения античной традиции в Польше и Восточной и Центральной Европе (OBTA) при Варшавском университете.

По приглашению директора ОВТА профессора Ежи Аксера зимнюю сессию по теме "Классика и классики в социальных и гуманитарных науках и искусстве" провели сотрудники Института гуманитарных историко-теоретических исследований ГУ-ВШЭ. Лекции читали директор ИГИТИ, ординарный профессор ГУ-ВШЭ Ирина Савельева, профессор Андрей Полетаев, профессор Александр Каменский, ведущий научный сотрудник ИГИТИ Михаил Андреев, старшие научные сотрудники ИГИТИ Юлия Иванова, Виктор Вахштайн, Борис Степанов, Наталья Самутина.

Людмила Мезенцева
Людмила Мезенцева
На сессию приехали около 30 студентов, аспирантов и преподавателей из Белоруссии, Украины, Польши, России, в том числе и из Вышки. Мы встретились c побывавшими на Школе координатором программ ИГИТИ Людмилой Мезенцевой, выпускником Вышки, магистрантом Московской школы социальных и экономических наук Наилем Фархатдиновым, студентками 3 курса факультета социологии Вышки Наталией Комаровой и Дарьей Хлевнюк.

Ребята, как вы попали на сессию?

Наиль: — О том, что будет проводиться сессия, мы знали еще весной. Отправили заявки с описаниями своих исследовательских проектов, а руководство Центра отобрало тех студентов, чьи темы наиболее близки к данной сессии. Например, я разрабатываю проект, связанный с социологией и живописью. Лекция Михаила Андреева о ренессансе и лекция Юлии Ивановой, посвященная стратегиям работы итальянских гуманистов с античными текстами, непосредственно связаны с одним из аспектов предмета моего исследования.

Наталия: — Мы с Дашей в данный момент проводим совместное исследование в перспективе социологии вещей. В нем мы обращаемся, в основном, к современным теориям, поэтому тема классики и классиков нас интересовала с методической точки зрения. Это возможность разобраться с тем, как работать с идеями классиков науки, часто находящимися в основе современных концепций.

Людмила: — Я специально разработала тему для участия в сессии - "Античные образы в советском кинематографе 1930-х годов". В итоге получился серьезный проект. Кстати, все лекции читались в первый раз, можно сказать, они эксклюзивные.

Лекции были какие-то особенные?

Наиль: — В совокупности все лекции составили полноценный курс по классике. Хотя тематика лекций сильно различалась, все они обращались к набору ключевых вопросов, связанных с понятием классики и способам обращения к ней. Например, лекция Виктора Вахштайна была посвящена "неудобным" классикам, таким как социолог Ирвинг Гофман. В лекции речь шла о том, как можно трактовать классику социологии с точки зрения самой социологии. Такой подход является самостоятельным методом исследования классики в науке.

Людмила: — Очень интересно было послушать Наталью Самутину. Она рассказывала о понятиях классики и культа в кино. Культовое кино возникает стихийно - у фильма появляются страстные поклонники, которые постоянно смотрят его, "вживаются", "играют" в кино, покупают футболки, саундтреки, шьют костюмы, организуют фестивали. Мы говорили о фильме "Касабланка". Фильм давно разобран на цитаты и музыкальные фрагменты. В этом, по словам Натальи Владимировны, и заключается культовость. Кстати, в Варшаве есть кафе "Касабланка".

Сходили?

Людмила: — Да. На вывеске написано "Rick's Cafe", внутри висят постеры, а каждая страница меню проиллюстрирована разными кадрами из фильма. Впечатляет.

А что еще видели в городе?

Людмила: — У нас не было специальной культурной программы. Что-то в городе нам показала Анна Борисенкова - выпускница МВШСЭН, а сейчас аспирантка ГУ-ВШЭ, которая в это же время стажировалась в Варшавском университете по программе "Межфакультетское индивидуальное гуманитарное образование". Мы сходили на выставку. А еще координатор Школы - Анна Павловская - пригласила нас на концерт в Варшавском Центре современного искусства.

Что это был за концерт?

Наиль: — Концерт современной академической музыки. Это было нечто большее, чем концерт, ближе к перформансу, когда играет роль не только музыка, но и театральная составляющая. Звуки извлекались из классических музыкальных инструментов, но необычным способом. Например, из тромбона раздавались звуки летящего вертолета или автоматной очереди.

А на какую выставку ходили?

Наталия: — Мы ходили в музей в Варшавском Королевском замке на выставку, которая была посвящена развитию немецкого искусства со времен Мартина Лютера и до Баухауза. С юга Германии привезли не только картины, но и музыкальные инструменты, технику того времени, некоторые предметы быта. Довольно большая коллекция.

Где вы жили? Далеко ли от того места, где проходили занятия?

Наиль: — Мы жили в гостинице в 20 минутах ходьбы от университетской библиотеки, где проходили занятия. Рядом собор, недалеко река Висла.

Вы ходили пешком?

Даша: — Старались, во всяком случае. Старую часть Варшавы можно обойти пешком где-то за полтора часа. В Варшаве есть метро, но только одна ветка. В основном, как нам показалось, люди пользуются трамваями.

Людмила: — Они там меньше московских по размеру, но очень скоростные. Такое ощущение, что водители немного выпили и лихачат.

Что необычного есть в Варшавском университете?

Людмила: — Очень необычная библиотека. Вернее, целый комплекс: библиотека занимает верхние этажи. На минус первом и нулевом этажах есть кафе, рестораны, боулинг, книжные магазины, на крыше - зимний сад, оранжерея. Можно и позаниматься, и развлечься. Вообще возникает такое ощущение, что дороги от всех корпусов университета ведут к этому комплексу. Кстати, университетский кампус - это несколько кварталов, находящихся рядом со Старым городом, почти в самом центре Варшавы.

В самой библиотеке были?

Людмила: — Да. Там огромный библиотечный фонд, в котором много современной литературы по социальным и гуманитарным дисциплинам не только на польском языке, но и на английском и на русском.

Еще раз хотите поехать?

Наталия: — Да, конечно. Кроме регулярных сессий Школы в Варшавском университете есть разные программы стажировок для студентов и аспирантов, есть интенсивные курсы польского языка. Такие поездки не только очень интересны, но и очень полезны для учебы и научной работы.

Анфиса Кудрявцева, Новостная служба портала ГУ-ВШЭ

Вам также может быть интересно:

Отдых с умом: летние школы НИУ ВШЭ начинают набор старшеклассников

Традиционные летние школы НИУ ВШЭ — это питательная интеллектуальная среда плюс отдых в компании единомышленников. В новом сезоне ребят ждут 13 школ по разным направлениям: от химии до разработки мобильных приложений. Одарённые школьники, продемонстрировавшие выдающиеся результаты, победители известных олимпиад и конкурсов прошедшего учебного года получают скидки при оплате.

Летняя школа на Соловках — 2018

Студенты и преподаватели московского и петербургского кампусов НИУ ВШЭ представили в рамках Летней школы на Соловках проектные идеи по комплексному развитию архипелага. К ноябрю исследовательские команды готовят финальные презентации результатов своих исследований.

Первокурсников-математиков подготовили к учебе в Вышке

С 22 по 30 августа на факультете математики ВШЭ прошла летняя школа для студентов первого курса, поступивших на бакалаврские программы «Математика» и «Совместный бакалавриат ВШЭ и ЦПМ». На занятиях они разобрали темы, которым в школах не всегда уделяют внимание, но без которых изучение математики в университете затруднено.

«Проекты, построенные на сотрудничестве вузов и бизнеса, очень важны»

В Вышке проходит Всероссийская летняя школа Мастерчейн. В ее рамках студенты впервые получают опыт работы с этой платформой за пределами банков и создают проекты для решения реальных бизнес-задач в сфере финтеха.

«Эти дети понимают нас с полуслова»

24 мая в Образовательном центре «Сириус» в Сочи завершилась программа по математике и информатике, реализованная при научно-методическом и кадровом сопровождении Высшей школы экономики. Она длилась 24 дня, в ней приняли участие почти 100 десятиклассников, увлеченных математикой и информатикой, из 34 регионов.

11 летних школ ВШЭ для одаренных детей, на которые еще можно подать заявки

Летние школы и выездные лагеря, которые организует Вышка, — это сочетание занятий с отдыхом. Их проводят для школьников преподаватели и студенты университета. В программе — лекции и семинары, интеллектуальные и деловые игры, дискуссии, театральные постановки, конкурсы и, конечно, неформальное общение.

Как я провел лето: студентка МИЭМ НИУ ВШЭ прошла стажировку в ЦЕРН

Елена Орлова, студентка 4-го курса образовательной программы «Прикладная математика» МИЭМ НИУ ВШЭ, приняла участие в работе летней студенческой школы в ЦЕРН. В составе команды разработчиков программного комплекса GeantV она занималась моделированием прохождения элементарных частиц через вещество с использованием методов машинного обучения.

Сетевой анализ: методы для решения актуальных задач

С 24 по 28 июля в Москве состоялась восьмая международная летняя школа «Теория и методы сетевого анализа», организованная Международной лабораторией прикладного сетевого анализа НИУ ВШЭ для студентов и исследователей. В ее работе принял участие научный руководитель лаборатории Стэнли Вассерман из Университета Индианы.

По проекту студентов первой летней школы GS Group и НИУ ВШЭ в Гусеве создадут культурное пространство

В Калининграде прошла первая летняя школа «Город и бизнес: согласованное управление в эпоху технологий» — совместный стратегический образовательный проект холдинга GS Group и Института региональных исследований и городского планирования НИУ ВШЭ при участии БФУ им. И. Канта.

Юристы в цифровую эпоху: вытеснит ли искусственный интеллект юридическую профессию?

В Москве закончилась VI Международная летняя школа по киберправу, организованная Международной лабораторией по праву информационных технологий и интеллектуальной собственности. Школа традиционно проводится на английском языке. Молодые ученые из России, Австрии, Германии, Великобритании, Испании, Польши, Белоруссии, Украины, Монголии, Индии приняли участие в ежегодном событии, где представили свои научные работы.