• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Студенты из стран СНГ и Балтии: проект ВШЭ

В 2009 году в Высшей школе экономики было создано управление по сотрудничеству со странами СНГ и Балтии. Об основных итогах работы и перспективах развития подразделения рассказывает его руководитель Татьяна Четвернина.

— Татьяна Яковлевна, с чего начиналась деятельность управления? Чего удалось добиться за три года, с какими трудностями вы столкнулись в процессе работы?

— Управления было создано в конце 2009 года, а его деятельность началась с проекта «Олимпиады НИУ ВШЭ», поиска и агитации школьников из стран СНГ к участию в наших олимпиадах. Этот проект является одним из ключевых в работе управления. И по сей день удивляюсь, как нам удалось набрать более 500 человек участников в странах, где мы никого не знали и нас никто не знал.

Затем появились и другие проекты: летние профориентационные лагери для школьников «Мы вместе» (уже прошли четыре лагеря для школьников Армении, Украины и Молдовы); курсы повышения квалификации для школьных учителей из стран СНГ и Балтии (в них приняло участие более 70 учителей из стран СНГ и Балтии); международная студенческая научная конференция и предшествующий ей конкурс студенческих научных работ и многие другие мероприятия.

Чего мы добились? Прежде всего, повышения узнаваемости нашего университета. Ведь еще в 2010 году для школьников и школьных учителей, родителей мы были большой загадкой, чаще к нам относились с недоверием, как к еще одному «зазывалу» в неизвестный российский вуз. Для ряда школ это был большой риск, почти авантюра, вовлечь своих учеников в этот проект. Но самые смелые рискнули, и думаю, не пожалели об этом.

Сейчас ситуация существенно изменилась — нас знают! Знают школы, знают учителя, знают школьники и студенты. Конечно, резерв узнаваемости еще велик и нам есть с кем работать. Однако теперь работа ведется вполне осмысленно, и с обоюдным энтузиазмом. Если в самом начале пути образовательная среда в странах СНГ и была для нас «чистым полем», про которое мало что было известно, то за три года мы многое проверили на себе. В частности, стало очевидно, что к каждой стране нужно подходить, учитывая местную специфику, уметь различать проблемные зоны и оценивать потенциальные риски.

— Учитывая уникальность стран, с которыми сотрудничает Высшая школа экономики, какова сейчас ситуация в каждой из них? Кто является вашими основными контрагентами — школы, университеты, администрация, студенты, школьники?

— На сегодняшний день наиболее успешным и плодотворным является сотрудничество НИУ ВШЭ со школами Армении, Украины, Молдовы, Латвии и Кыргызстана, набирает обороты взаимодействие нашего университета со школами Узбекистана, Эстонии. Знают о нашей деятельности и стремятся к сотрудничеству с нами университеты Украины, Казахстана, Беларуси, Армении и Приднестровской Молдовы.

Если говорить о контрагентах, то здесь наблюдаются как общие тенденции, так и различные спецификации. Например, в Казахстане и Беларуси, где у нас есть постоянные партнеры в лице местных вузов, все же основным источником информации о вышкинских проектах для студентов (прежде всего, это студенческие олимпиады и зимние школы) являются социальные сети. В Армении, Молдове, Украине (Одесса) социальные сети значительно менее значимы, а основным каналом распространения информации о нас стали школы и учительское сообщество. Сплотить учительское сообщество на постсоветском пространстве нам позволил проект «повышение квалификации учителей», реализуемый Дирекцией по профессиональной ориентации и работе с одаренными учащимися. Именно этот проект позволили нам целенаправленно выстраивать долгосрочное деловое сотрудничество со школами стран СНГ, проводить на их базе профориентационные тренинги, приглашать победителей наших олимпиад  в летние профориентационные лагеря.

— Учитывая демографические проблемы последних лет, сегодня одним из самых актуальных для университетов является вопрос набора студентов? Каковы позиции ВШЭ в конкуренции за студента на постсоветском пространстве?

— Конкуренция за студента — это важный фактор, с которым мы не можем не считаться. В этом году из 49 победителей студенческой олимпиады пришли к нам (принесли документы) только 25 человек. Остальные сделали выбор в пользу европейских университетов, в том числе стран Центральной и Восточной Европы, которые предоставляют школьникам и студентам из Молдовы, Украины и Беларуси большие возможности для обучения — грантовую поддержку на весь период обучения, стипендии и достойную среду обитания. Так что конкурируем мы не только и не столько с национальными университетами стран СНГ, сколько с европейскими университетами (если речь идет о странах Балтии, Украины, Молдовы и Беларуси) и университетами Китая, Кореи и Японии (если речь идет об Узбекистане и Казахстане).

— Какие возможности предоставляет Высшая школа экономики абитуриентам из стран СНГ и Балтии для поступления в университет?

— Прежде всего, это олимпиады, которые важны не только с точки зрения набора талантливых ребят, но и с точки зрения продвижения нашего университета в других странах. У нас сформирована база сильных школ, в основном это специализированные школы с физико-математическим уклоном. На мой взгляд, это позитивная тенденция. Сейчас нам хотелось бы привлечь внимание потенциальных абитуриентов на гуманитарные факультеты нашего университета. В этом году для талантливых гуманитариев расширятся возможности для поступления через школьные олимпиады. К тому же у нас появились новые задумки и идеи, как выйти на новые таланты. Эти идеи мы сейчас активно обсуждаем со школьными учителями из различных стран, и возможно, очень скоро это оформится в еще один новый проект нашего управления.

— Каковы основные мотивы участия ребят в олимпиадных испытаниях, как происходит подготовка участников олимпиад, используют ли они те, ресурсы, которые предлагает Вышка?

— По данным нашихежегодных опросов школьников и студентов, участвующих в олимпиадах, основной мотив школьников — «попробовать свои силы», у студентов и выпускников — «получить качественное образование по выбранной специальности».

Школьники часто рассматривают нашу олимпиаду в ряду многочисленных национальных и международных олимпиад, которые проводятся во всех странах. Ни в одной стране олимпиады не являются распространенным механизмом поступления в университет. И то, что наши олимпиады — это реальный механизм поступления в университет, до сих пор осознается далеко не всеми. Когда в ходе рекламных кампаний мы говорим о том, что готовы принять талантливых ребят по итогам олимпиады, часто на лицах людей можно увидеть удивление.

Студенты и выпускники в этом вопросе более «продвинутые», со школьниками (и их родителями) — сложнее. Но проблема постепенно решается, и важную роль в этом играют школьные учителя, особенно те, кто проходят в Вышке повышение квалификации. Они понимают, что важно привлекать школьников к участию в олимпиадах как можно раньше, если первый раз в 9 классе — это только «проба пера», то к 11 классу ребята уже осознают другие значимые бонусы победы в олимпиадах ВШЭ. Приходит осознание того, что к олимпиадам надо готовиться. И, как показывают данные наших опросов, постепенно растет доля тех, кто проходит через интернет-школу ВШЭ, решает задачи, вывешенные на сайте Олимпиады, и занимаются с репетиторами.

— Кроме олимпиад, есть ли еще какие-либо возможности для поступления?

— Еще один канал поступления во ВШЭ — это квоты. Этот канал стал значимым для нас совсем недавно. С 2011 года наш университет получил возможность не набирать дополнительных студентов из стран СНГ на места, обеспеченные финансированием из бюджета России, а отбирать лучших и мотивированных для обучения у нас школьников и студентов. До этого мы не использовали данный канал, так как не имели возможность оценить уровень подготовки предлагаемых нам абитуриентов. Сейчас такая возможность появилась. И реализуется эта возможность, опять же, через олимпиады.

— Какие факторы учитываются при квотном отборе потенциальных кандидатов на обучение в бакалавриате и магистратуре НИУ ВШЭ?

— По правилам Министерства образования и науки РФ, университет должен провести собеседование с претендентами на квоты. Мы, разумеется, собеседования проводим, но уже по правилам, формируемым ВШЭ. К собеседованию приглашаются те ребята, которые прошли предварительный отбор по анкетам, разработанными нами. Помимо стандартного набора данных, мы предлагаем претендентами представить эссе, отражающее мотивацию поступления и в наш университет, и на выбранное направление подготовки, а также любые свидетельства, отражающие их успехи и достижения в учебе. Для школьников — дипломы и сертификаты, для студентов и выпускников — свои лучшие статьи, научные работы или прикладные проекты, которыми «они могут гордиться». По опыту прошедших двух лет можно сказать, что к собеседованию приглашались около 90 процентов приславших нам свои анкеты с приложениями.

Далее на странице нашего управления мы заранее оповещаем всех потенциальных претендентов о том, что преимущественным правом при отборе будут пользоваться участники олимпиад (для школьников, студентов и выпускников), а также участники зимних школ ВШЭ. Логика здесь простая — нам нужны мотивированные студенты и студенты, которые смогут успешно закончить учебу в университете. Олимпиады ВШЭ позволяют таких студентов отобрать. И в дальнейшем при отборе кандидатов на обучение в Вышке связка «олимпиады-квоты» будет усиливаться.

— Сколько студентов принимает Вышка по квотному отбору в сравнении с количеством желающих принять участие в этом отборе?

— В 2011 году контрольные цифры по квотам составляли 80, из них 60 квотных мест — для стран СНГ, 20 — для стран дальнего зарубежья. Из стран СНГ и Балтии было подано около 170 заявок в бакалавриат и магистратуру, отобрано — 78 человек.

В 2012 году количество квот было увеличено до 120, из них 105 — на страны СНГ и 15 квот на страны дальнего зарубежья, к которым относятся и страны Балтии. Численность желающих пройти через квотный отбор увеличилась в сравнении с 2011 годом почти в три раза. В итоге к нам поступили 105 студентов из стран СНГ и 7 человек из стран Балтии. В 2012 году конкурс на квотные места вырос в сравнении с 2011 — с 2,7 человек до 4,6 человек на одно «квотное место».

— Как быть тем ребятам, кто живет в странах, где Вышка пока не проводит олимпиады?

— Мы не ограничиваем право претендентов участвовать в квотном отборе при условии, что они присылают необходимый пакет документов. Они также приглашаются на собеседование. Есть только одно отличие. В страны, в которых мы проводим олимпиады, выезжает Комиссия ВШЭ по отбору на квотные места. В страны, где не проводятся олимпиады, мы не выезжаем. То есть в первом случае у ребят есть выбор — пройти собеседование в своей стране или выбрать для этой цели Вышку в Москве, во втором случае возможность выбора отсутствует.

Однако для всех потенциальных претендентов на квотные места, вне зависимости от того, проводится в их странах олимпиада или нет, есть еще одна возможность — пройти собеседование с Комиссией в Москве по скайпу. Эта форма использовалась и в прошлом, и в этом году. Однако, как показывает практика, она пока не очень продуктивна, особенно для ребят из дальних стран. Технические возможности связи по скайпу с такими странами далеки от совершенства, часто бывает трудно не только оценить уровень знаний ребят, но и просто услышать их речь.

— Кто входит в состав комиссии, и как она формируется?

— Комиссия формируется ректором университета за два месяца до начала ее работы. В ее состав входят проректор, курирующий Приемную комиссию, руководитель управления магистратуры, директор по развитию сотрудничества со странами СНГ и Балтии, руководство дирекции по международной деятельности, деканы факультетов и руководители отделений. Персональный состав комиссии может меняться, не меняется только ее председатель — ректор НИУ ВШЭ.

— Каковы ваши стратегические планы на ближайший год?

— Во-первых, в следующем году мы планируем увеличить количество квот (нам бы хотелось добиться стопроцентного увеличения), но при этом постараться сохранить конкурс. Во-вторых, нам бы хотелось вовлечь факультеты в процесс формирования квот на будущий 2013 год. Мы уже провели интервью с подавляющим большинством факультетов (деканами или их заместителями, отвечающими за международную деятельность). И практически все (за редким исключением) из них выразили готовность набирать студентов из СНГ и стран Балтии. Некоторые факультеты заявили о своем желании принять большое количество магистрантов, при условии проведения дополнительного тестирования. Пока мы обсуждаем возможные формы такого тестирования и конкурсов.

Мы продолжим работу по созданию прозрачных критериев отбора по квотам. Как я уже говорила ранее, нам бы хотелось увязать квотный отбор с участием ребят в вышкинских олимпиадах. Но этот процесс удастся завершить только тогда, когда наши олимпиады будут проводиться во всех странах СНГ и Балтии. До этого момента мы не можем ограничивать возможности ребят, проживающих в странах, где олимпиады не проводятся. Ведь участие в олимпиадах — это не только оценка знаний, но и мотивация обучения в нашем университете. Надеюсь, совместными усилиями нам удастся донести до ребят и их родителей мысль о том, что олимпиады Вышки — это доступный и реальный способ поступить на бесплатное обучение в один из лучших университетов страны.

 

Людмила Мезенцева, Новостная служба портала ВШЭ

Вам также может быть интересно:

Благодаря проекту ВШЭ иностранные студенты заговорят на русском, как на родном

Преподаватели и студенты нескольких факультетов Вышки объединили усилия для создания проекта «Как скажешь» — онлайн-курса для иностранных студентов, которые хотели бы не просто выучить грамматику, но и понимать особенности разговорной речи.

«У каждого из вас будет шанс внести новое в знание об обществе и политике»

100 учащихся 9-11 классов стали победителями и призерами Всероссийской олимпиады школьников по обществознанию, заключительный этап которой проходил с 30 марта по 4 апреля в учебном центре НИУ ВШЭ «Вороново».

224

учащихся из 63 регионов России собрались на заключительный этап Всероссийской олимпиады школьников по обществознанию, который проводит НИУ ВШЭ.

«Буду делать всё, чтобы не опускаться ниже взятой планки»

Завершилась Всероссийская олимпиада школьников по экономике. Ее заключительный этап по традиции прошел в учебном центре ВШЭ «Вороново». Победителями и призерами олимпиады стали 126 учеников 8-11 классов из более чем тридцати регионов России.

Калькулятор стипендий и грантов для иностранных абитуриентов

Для иностранных абитуриентов, поступающих в бакалавриат ВШЭ, существует система стипендий и грантов. Они позволяют снизить стоимость обучения в Вышке — в том числе по результатам вступительных испытаний. Теперь на сайте ВШЭ есть специальный калькулятор, который показывает, на какую именно скидку на той или иной бакалаврской программе может рассчитывать абитуриент в зависимости от набранных им баллов.

283

учащихся из 61 региона России принимают участие в заключительном этапе Всероссийской олимпиады школьников по экономике, который проводит НИУ ВШЭ.

270

учащихся 10-11 классов Лицея НИУ ВШЭ стали победителями и призерами регионального этапа Всероссийской олимпиады школьников в 2019 году.

«Хотим, чтобы студенты умели воспринимать другое мнение, даже если они его не разделяют»

В конце февраля и начале марта факультет мировой экономики и мировой политики ВШЭ впервые провел учебный модуль Консорциума университетов — объединения ведущих вузов России, Европы и США, в рамках которого студенты и аспиранты занимаются изучением международных отношений.

Началась регистрация на командную олимпиаду «Высшая проба» по программированию

К участию в олимпиаде приглашаются команды из трех человек — учеников 7-10 классов. Те потенциальные участники, которые еще не сформировали свою команду, могут это сделать на странице «Олимпиады школьников НИУ ВШЭ» социальной сети «ВКонтакте». Сразу после регистрации и до 25 марта можно будет решить онлайн задачи квалификационного этапа.

«Роль технологий в современной жизни трудно переоценить. Сфера градостроительства не исключение»

Магистерская программа «Прототипирование городов будущего» Высшей школы урбанистики ВШЭ стартовала в 2017 году и уже стала довольно популярной среди студентов со всего мира. Программа учит использовать технологии для управления городским развитием в условиях глобальных вызовов современности. Студенты первого курса программы рассказали об обучении на программе и проектах, над которыми они работают.