• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Год в прямом эфире: онлайн-бакалавриат по Computer Science подводит первые итоги

Год в прямом эфире: онлайн-бакалавриат по Computer Science подводит первые итоги

© iStock

В 2021 году факультет компьютерных наук Вышки запустил первую полностью дистанционную бакалаврскую программу «Компьютерные науки и анализ данных». О том, как ФКН пришел к этой идее и каковы впечатления от дебютного года, с новостной службой портала поделились председатель академического совета программы, ее менеджер и студенты.

В основу программы «Компьютерные науки и анализ данных» (КНАД) легли бакалаврские программы «Прикладная математика и информатика» и «Программная инженерия» ВШЭ. Лекции и семинары КНАД ведутся преподавателями дистанционно и в реальном времени, так что у студентов есть возможность задавать вопросы. Также им доступны видеозаписи занятий.

Евгений Соколов, председатель академического совета ОП «Компьютерные науки и анализ данных»

«Идея онлайн-бакалавриата пришла нам в голову в самый разгар пандемии. Тогда мы с Ольгой Подольской, директором Центра непрерывного образования ФКН, обсуждали, что очень неплохо удалось наладить процессы по дистанционному обучению на наших бакалавриатах. И тут она предложила сделать отдельную программу, где такой формат будет зафиксирован навсегда, а не только на время вынужденной самоизоляции. Так мы и взялись за создание КНАД.

У нас были разные гипотезы о том, кому полностью дистанционное обучение может быть интересно, но, разумеется, не узнаешь, пока не попробуешь. В итоге я бы выделил три сегмента среди поступивших к нам:

 Школьники, которые только что окончили 11-й класс и по разным причинам не готовы к очной учебе (высокая стоимость жизни в Москве, потенциальный переезд за границу в скором времени и т.д.).

 Студенты других университетов, проучившиеся там какое-то время и понявшие, что хотели бы сменить направление.

 Взрослые, в свое время не получившие высшее образование и желающие это наверстать.

Конечно, чем старше студент, тем труднее учиться. Наш бакалавриат не уступает по нагрузке другим бакалавриатам ФКН, а они рассчитаны на студентов, которые ничем другим не заняты. У взрослых же речь идет обычно о совмещении учебы с работой, и наш опыт показал, что это дается далеко не всем.

Когда мы обсуждали формат обучения, был важный выбор: сделать курсы синхронными или же пойти в сторону асинхрона и заранее записать занятия. Мы пошли по полностью синхронному пути и не пожалели. Оказалось, что невозможно заранее угадать уровень студентов. Так, некоторые курсы по программированию нам приходилось на ходу усложнять, а некоторые математические курсы, наоборот, упрощать. Постоянно идет подстройка, модификация программ курсов и форматов оценивания, и это, на мой взгляд, нормально. Надеюсь, что спустя еще несколько наборов мы выстроим методику преподавания и уже сможем задуматься о смешивании синхронного и асинхронного форматов.

Мы опасались, что при полностью дистанционном обучении потеряется внеучебная составляющая, а ведь университет во многом ценен возможностями нетворкинга. В чем-то эти опасения оправдались: студенты не могут пойти вместе гулять после пар, не могут обменяться новостями во время перерыва. Но нашлись новые форматы. Студенты крайне активны в своем чате в Telegram, они тесно общаются этот год. Те, кто живет в одном городе, встречаются время от времени. Также мы в начале июня собрали всех желающих студентов КНАД в учебном центре Вышки “Вороново”, и для меня было большим удивлением то, насколько они сдружились. С первого дня нашего выезда они очень хорошо общались, так что опасения про отсутствие нетворкинга оказались полностью напрасными. Отмечу, что большой вклад в создание такого сообщества внес Данил Мячин, куратор 1-го курса КНАД и студент (а теперь уже почти выпускник) бакалаврской программы “Прикладная математика и информатика” ФКН ВШЭ».

Екатерина Андронова, менеджер программы КНАД

«Наша программа оказалась хорошо вписана в систему Вышки. Студенты, которые в течение года переводились к нам с очных программ, отмечали индивидуальность подхода и легко нашли общий язык с теми, кто уже учится.

В этом году мы делали упор на учебный процесс, плотно работали с преподавателями и программами курса, в том числе на основе отзывов студентов. В следующем году мы продолжим эту работу с программой 2-го курса, а новые первокурсники пойдут по проторенной дороге.

Онлайн-формат подходит не всем, кому-то действительно не хватает живого общения. С другой стороны, некоторые студенты перевелись к нам с очных программ, потому что предпочитают дистанционное обучение. Отдельное внимание собираемся уделить системной работе с внеучебными мероприятиями — это будет точкой роста на следующий год».

Впечатлениями о программе также поделились студенты КНАД.

Михаил Дижур

Фото из личного архива

«Живу в Москве, про КНАД мне рассказали родители. Для меня основной фактор — возможность обучаться в Вышке. То, что учусь я онлайн, — просто дополнительный плюс. Альтернатив рассматривал много, по большей части за границей. От программы ожидал, что будет сложно, но интересно, и это более чем оправдалось.

У нас есть чат в Telegram для каждого предмета, так что общение с ассистентами и преподавателями происходит обычно там или через личные сообщения. Еще есть возможность задать вопрос на консультации.

С однокурсниками разговариваем в чате в Telegram, иногда собираемся в “Дискорде”, чтобы поговорить голосом. Пару раз встречались лично, но меня там не было. Все причастные к нашей программе и так находятся в нашем чате, так что все организационные вопросы решаем прямо там».

Илья Блинов

Фото из личного архива

«Я из Тулы, окончил тут Лицей №2. На программе КНАД всего две специализации, и обе они меня интересуют: это машинное обучение и промышленное программирование. К тому же для меня удобнее онлайн-обучение из-за некоторых сложностей со здоровьем.

Мои ожидания основывались только на учебном плане, и они полностью оправдались. Непрофильные предметы — экономика и правовая грамотность — не доставляли затруднений, даже вызывали интерес и желание тщательней разобраться в темах. Важные объявления учебный офис присылает на электронную почту. Я посещаю все вебинары, но также часто просматриваю записи для повторения или уточнения какой-то детали. Вообще для меня возможность просматривать записи занятий оказалась невероятно ценной. Мне запомнилось знакомство с математическими предметами, особенно с математическим анализом. Я неделю решал один номер из первого набора “звездочек”. Получилось длинное доказательство утверждения, и вплоть до защиты я не был уверен, что оно правильное. Но защита прошла успешно и чем-то мне даже понравилась, поэтому следующие наборы решал с бо́льшим интересом, да и в целом втянулся в процесс».

Анжелика Красновид

Фото из личного архива

«Я живу в Московской области, окончила школу в 2020 году. Поступая в вуз, разрывалась между языками и компьютерными науками и в итоге выбрала “Фундаментальную и компьютерную лингвистику” в НИУ ВШЭ. А после 1-го курса осознала, что это не мое. Решила рассмотреть другие программы, связанные с компьютерными науками. КНАД заинтересовала базированностью на ПМИ, а также дистанционным обучением. К тому времени, как я перевелась, у меня уже был опыт дистанта. На КНАД идут полноценные занятия, просто сидишь не в аудитории, а дома (или в коворкинге, например). Группы и их расписания формируются в соответствии с часовыми поясами студентов. Запись занятий — удобная штука, особенно если необходимо несколько раз переслушать и, когда нужно, поставить на паузу, чтобы вникнуть (мой случай). Если нужно — приезжаю в офис на Покровке. Что касается общения с однокурсниками, общий чат потока постоянно активен, будь то разговоры по учебе или по душам. Я также сдружилась с однокурсниками из Москвы, с ними мы собирались очно. В планах встретиться всем потоком. Думаю, что сорвала джекпот не только в выборе программы, но и в плане однокурсников».

Продолжается прием документов на ОП «Компьютерные науки и анализ данных»

 с 1 февраля по 8 августа 2022 года включительно — для лиц, имеющих право поступать на обучение по результатам общеобразовательных вступительных испытаний, проводимых организацией самостоятельно.

 с 1 февраля по 15 августа 2022 года включительно — для лиц, поступающих только по результатам ЕГЭ, и для лиц, поступающих без вступительных испытаний.

Подробнее о поступлении, льготах и вступительных испытаниях можно прочитать на сайте программы.