• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

«Наши программы повышения квалификации учителей бесплатны»

Третий год подряд ВШЭ проводит школы для учителей средних общеобразовательных школ и методистов научно-методических центров. О том, как прошел первый (осенний) этап школы в этом году, рассказывает директор по профессиональной ориентации и работе с одаренными учащимися ВШЭ Тамара Протасевич.

— Тамара Анатольевна, какова концепция проведения школ ВШЭ для учителей средних общеобразовательных школ и методистов научно-методических центров?

— В Вышке работа с учителями общеобразовательных учреждений имеет определенную традицию. Стоит вспомнить программы повышения квалификации и переподготовки учителей общеобразовательных школ в рамках проекта TACIS, постоянно действующий семинар, который длительное время проводился в период осенних и весенних школьных каникул для учителей Москвы и Московской области. Три года назад дирекция по профессиональной ориентации и работе с одаренными учащимися ВШЭ предложила учителям общеобразовательных учреждений и методистами научно-методических центров программы краткосрочного повышения квалификации и тем самым фактически возобновила эту работу.

Наша дирекция вполне обоснованно рассматривает работу со школьными учителями как приоритетное направление своей деятельности. Во-первых, олимпиады НИУ ВШЭ для школьников и другие творческие конкурсы задают очень высокую планку, и школьникам нужна помощь учителя, чтобы взять эту высоту. Во-вторых, важно поддерживать тех учителей, которые умеют работать с талантливыми детьми, с ребятами, имеющими потенциал для выдающихся достижений, — таких учителей не много. Третья причина связана с пониманием, что именно учителя, наряду с родителями, помогают школьнику в определении профессии, в выборе образовательной траектории и вуза.

— Какова «география» участников проводимых для учителей школ НИУ ВШЭ? Сколько учителей за эти годы приняли участие в вышкинских школах?

— За три года около семисот учителей и методистов приняли участие в летних и осенне-весенних школах НИУ ВШЭ. Что касается аудитории, то летние школы, прежде всего, ориентированы на учителей и методистов из субъектов федерации, стран СНГ и Балтии, а осенне-весенние школы — на учителей Москвы и Московской области. В этом году заявки на участие в осенне-весенней школе для учителей подали 143 человека, из них 12 из стран СНГ и Балтии, в привлечении которых несомненна заслуга работников управления по сотрудничеству со странами СНГ и Балтии. Благодаря нашему сотрудничеству с Министерством образования Республики Саха (Якутия) среди слушателей осенне-весенней школы довольно большая группа учителей из этой республики.

— По каким предметам проводятся школы?

— Предметная специализация школ определяется, прежде всего, направлениями олимпиадных состязаний. Когда в Перечень олимпиад школьников, ежегодно утверждаемый Минобрнауки РФ, входили четыре наши олимпиады, школы для учителей проводились по этим четырем предметам — экономика, право, обществознание и математика. В 2012 году в проект Перечня вошли олимпиады по истории и литературе, и мы уже начали работу по организации школ для учителей по этим предметам. Но проведение НИУ ВШЭ «статусной» олимпиады — не единственный ориентир. Так, коллеги отделения программной инженерии ВШЭ предложили очень интересную программу повышения квалификации учителей информатики, и, начиная с лета 2012 года, мы начали проводить школы для учителей информатики. В целом отмечу, что многие преподаватели университета принимают активное участие в подготовке и проведении курсов повышения квалификации для школьных учителей. В этом году в подготовке и проведении только осеннего этапа школы приняли участие 23 преподавателя Вышки.

— Каковы условия участия учителей в школах ВШЭ?

— Среди множества программ повышения квалификации учителей наши программы выделяются тем, что они бесплатны. Заявку может подать любой учитель, независимо от стажа и опыта преподавания. В этом году в осеннем этапе приняли участие 82 слушателя. Это успех, так как по нашим данным многие программы повышения квалификации в Москве испытывали большие сложности с набором или вообще не открылись.

— Каковы особенности программ, предлагаемых в рамках повышения квалификации ВШЭ?

— Программы повышения квалификации учителей и методистов научно-методических центров направлены как на повышение предметно-содержательной компетенции педагогических работников, так и на повышение их компетенций в области психолого-педагогических особенностей работы с одаренными школьниками. Программы школ год от года изменяются не сильно, вместе с тем каждая школа получается немного особенной, со своим лицом. Так, в летней школе этого года большое внимание было уделено дистанционному обучению одаренных школьников и работе учителей школ в рамках новой информационной образовательной среды. Осенне-весенняя школа в общем ряду выделяется предложением отдельных программ повышения квалификации для начинающих учителей экономики и для тех, кто уже имеет опыт преподавания этого предмета. Новую программу для начинающих «экономистов» охотно выбирали также учителя обществознания, для которых базовые знания по экономике являются необходимым условием качественного преподавания своего предмета. Хочется отметить также интересную программу повышения квалификации учителей права, которая насыщена не только лекционным материалом, но и выездными семинарами в законодательные и судебные органы государственной власти (Арбитражный суд РФ, Совет Федерации).

— Как вы оцениваете результаты работы со школьными учителями?

— Мы получаем неплохие отзывы по итогам каждой школы. В целом учителя отмечают, что преподаватели Вышки всегда щедро делятся знаниями. Среди них есть и конструктивные предложения о том, как можно улучшить наши программы, какую дополнительную профессиональную информацию они хотят узнать в нашей школе. И нас это радует, обратная связь всегда помогает вовремя корректировать программы обучения.

 

Людмила Мезенцева, Новостная служба портала ВШЭ

Фото Василия Бегаля

Вам также может быть интересно:

«У каждого из вас будет шанс внести новое в знание об обществе и политике»

100 учащихся 9-11 классов стали победителями и призерами Всероссийской олимпиады школьников по обществознанию, заключительный этап которой проходил с 30 марта по 4 апреля в учебном центре НИУ ВШЭ «Вороново».

224

учащихся из 63 регионов России собрались на заключительный этап Всероссийской олимпиады школьников по обществознанию, который проводит НИУ ВШЭ.

«Буду делать всё, чтобы не опускаться ниже взятой планки»

Завершилась Всероссийская олимпиада школьников по экономике. Ее заключительный этап по традиции прошел в учебном центре ВШЭ «Вороново». Победителями и призерами олимпиады стали 126 учеников 8-11 классов из более чем тридцати регионов России.

283

учащихся из 61 региона России принимают участие в заключительном этапе Всероссийской олимпиады школьников по экономике, который проводит НИУ ВШЭ.

Факультет компьютерных наук ВШЭ и Сбербанк запускают Академию программирования для студентов Вышки

Это цикл бесплатных программ повышения квалификации, которые помогут студентам разных факультетов изучить популярные языки программирования. Отбор заявок на первую программу «Программирование на Python» продолжается до 31 марта.

270

учащихся 10-11 классов Лицея НИУ ВШЭ стали победителями и призерами регионального этапа Всероссийской олимпиады школьников в 2019 году.

Началась регистрация на командную олимпиаду «Высшая проба» по программированию

К участию в олимпиаде приглашаются команды из трех человек — учеников 7-10 классов. Те потенциальные участники, которые еще не сформировали свою команду, могут это сделать на странице «Олимпиады школьников НИУ ВШЭ» социальной сети «ВКонтакте». Сразу после регистрации и до 25 марта можно будет решить онлайн задачи квалификационного этапа.

Командная олимпиада «Высшая проба» по программированию состоится впервые

К участию в олимпиаде приглашаются ученики 7–10 классов. Регистрация команд-участников начнется 25 февраля 2019 года, возможность решить задачи квалификационного этапа будет открыта до 25 марта. Приступать к формированию команд и подготовке к олимпиаде рекомендуется уже сегодня.

44726

школьников зарегистрировались на Межрегиональную олимпиаду «Высшая проба». Это на 3448 человек больше, чем в прошлом году. Поскольку один школьник может участвовать в олимпиаде сразу по нескольким профилям, то общее число регистраций – 177773. Этот показатель на 16104 превышает прошлогодний.

«При поиске ответов Интернет не поможет, нужна голова!»

В этом году в Межрегиональной олимпиаде школьников «Высшая проба», регистрация на которую продлится до 13 ноября включительно, появились три новых профиля для учеников 9-11 классов — биология, химия и культурология. 11-классники, ставшие победителями или призерами олимпиады по этим профилям, при поступлении в ВШЭ получат баллы за индивидуальные достижения.