• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

«Первокурсники увидели, что наука может быть интересным занятием»

В ноябре состоялась встреча первокурсников и членов кадрового резерва ВШЭ. Она стала финалом образовательного модуля «Студенты в пространстве академического развития университета», который был запущен в новом учебном году в рамках дисциплины «Безопасность жизнедеятельности». О реализации модуля рассказывает советник проректора ВШЭ Татьяна Ишмуратова, а также другие его разработчики и участники.

— Татьяна, как управление академического развития ВШЭ пришло к идее включиться в работу с первокурсниками?

— Начнем с того, что в университете было принято решение о разработке ориентационного курса для первокурсников, цель которого — знакомство новых студентов с историей, традициями и правилами Вышки, особенностями и регламентами организации образовательного процесса, различными сервисами и другими полезными вещами, позволяющими быстрее включиться в активную студенческую жизнь. Под руководством управления организации учебного процесса ВШЭ разработкой курса занимались несколько подразделений, в том числе и управление академического развития ВШЭ. Нашей задачей было познакомить первокурсников с существующими в Вышке инновационными точками профессионального роста. К разработке и проведению модуля мы пригласили наших резервистов.

— Что нового первокурсники могли узнать, пройдя этот модуль?

— Содержание модуля позволяло узнать о программах и проектах, направленных на получение образования, отвечающего требованиям современного рынка труда, а также понять, как к ним можно подключиться в самое ближайшее время. Например, лекция, которая была прочитана на первой ориентационной неделе, познакомила первокурсников с основными инструментами академического развития. Молодые преподаватели и исследователи рассказали о возможностях включения в научную деятельность, о ее применимости на перспективных рынках труда. Студенты узнали о возможностях приобретения практического профессионального опыта во время обучения в университете, о том, как можно принять участие в международных и внутрироссийских образовательных программах и проектах. Мы постарались снизить естественный в этой ситуации информационный барьер, развеять стереотипы и ответить на базовые вопросы.

— Какие это были вопросы?

— В каких формах научного и образовательного взаимодействия (семинары, конференции, летние и зимние школы и прочее) могут принимать участие студенты? Как сориентироваться во множестве научных мероприятий университета? Какие преимущества дает работа научно-учебной лаборатории и как стать ее сотрудником? Как принять участие в конкурсе научно-исследовательских работ студентов? Как получить образование и пройти стажировку за рубежом? Какие программы поддержки академической мобильности студентов существуют в университете? Это тот круг вопросов, которые мы постарались в максимально доступной форме осветить.

— Как была организована работа студентов в этом модуле? Какие задания они выполняли?

— Реализация модуля предполагала несколько этапов: участие в интерактивной лекции на первой учебной неделе, выполнение самостоятельной работы во время учебного модуля и выполнение итогового теста на зачетной неделе. Самостоятельная работа, в свою очередь, состояла из двух частей — инвариантной и вариативной. Инвариантная часть  предполагала выполнение теста в LMS, его результаты автоматически учитывались в итоговой оценке за курс «Безопасность жизнедеятельности» (БЖД). Помимо этого, обязательного для выполнения, задания, направленного на повышение информированности первокурсников, мы включили в самостоятельную работу и факультативное задание. Оно выполнялось студентами по желанию, и его результаты в оценке за курс не учитывались.

— Какой стимул в таком случае был у студентов, взявшихся за факультативное задание?

— Об этом стоит рассказать отдельно. Мы решили включить первокурсников в исследование академического пространства и профессионального сообщества университета. Таким образом, в самостоятельной работе появилась вариативная часть. В качестве одного из вариантов предлагалось посетить научное мероприятие и написать об этом эссе. Второй вариант предполагал подготовку интервью на тему «Профессионалы нашего университета: кто они и что думают о задачах и возможностях современных студентов?». Очевидно, что выполнение подобных заданий дает первокурсникам возможность познакомиться с организацией научной деятельности в университете, приобрести первый опыт участия в научном мероприятии и встретиться с интересными людьми.

Тем, что экспертная оценка за выполненную работу не влияет на итоговую оценку за курс, мы исключили внешнюю мотивацию и формальный подход к выполнению задания. Нам хотелось понять, есть ли среди новых студентов те, кто готов и умеет действовать не только в «вынужденной» ситуации, но и в пространстве возможностей, понять, для кого задача включения в активную университетскую жизнь по-настоящему актуальна.

— Достигнутыми результатами вы довольны?

— Мы предполагали, что такую работу выполнят далеко не все студенты и с интересом ждали, что получится в результате. Получилось 138 работ, то есть из трех тысяч первокурсников факультативное задание выполнили 4,7% студентов. Можно ли считать это хорошим результатом? Думаю, что можно. 77 первокурсников познакомились с преподавателями и учеными университета и взяли у них интервью. Вопросы задавали самые разные — о выборе профессиональной деятельности и профессиональных достижениях, о том, что пришлось преодолеть, какие качества являются определяющими для ученого, как эффективно организовать жизнь современному студенту, чему учиться и к чему себя готовить, о возможностях и будущем нашего университета.

Далее, 61 первокурсник посетил  научное мероприятие и подготовил  эссе. Анализ содержания работ говорит о том, что большинство пыталось понять и обосновать актуальность обсуждаемого на научном мероприятии вопроса. Для старта это уже неплохо. Особенно интересны работы, в которых прослеживается связь участия в научном мероприятии с личными профессиональными планами и образовательными задачами автора.

— И все-таки авторы лучших факультативных работ без бонуса не остались…

— Да, но это был академический бонус. Из всех присланных нам работ мы выбрали двадцать лучших и пригласили их авторов на встречу с выпускниками и членами кадрового резерва университета. В ходе встречи первокурсники поделились своими профессиональными мечтами и планами, задали наставникам-консультантам интересующие и волнующие их вопросы. А наставники, опираясь на собственный опыт, описали варианты использования разных возможностей, существующих в конкретных профессиональных сферах. Рассказали о существующих научных лабораториях, семинарах, летних школах, конференциях, профессиональных клубах, сообществах, изданиях и дали множество полезных советов.

В финале встречи мы обсудили опыт участия в модуле «Студенты в пространстве академического развития университета». Первокурсники отметили, что подготовка эссе и интервью многому их научила, выполнение задания по желанию только стимулировало интерес к делу. Особенно приятно было услышать, что многие готовы принять участие в проведении такого модуля в следующем учебном году.

Благодарим всех коллег, принявших участие в разработке и реализации модуля, а также тех, кто откликнулся на просьбу наших новых студентов о встрече и дал интервью.

 

О своих впечатлениях рассказывают сотрудники университета, выступавшие в качестве лекторов модуля, и студенты-первокурсники ВШЭ.

Алина Савельева, преподаватель кафедры мировой экономики, стажер-исследователь Центра комплексных европейских и международных исследований (ЦКЕМИ) ВШЭ:

— В проведении курса я участвовала как бывший член кадрового резерва — оказалось, что «бывшим» в этом плане быть нельзя, и это прекрасно. Я очень благодарна и кадровому резерву, и всем людям, с которыми в нем познакомилась, поэтому отказаться от такого предложения я, конечно, не могла. Поскольку я активно участвую в жизни факультета не только в качестве преподавателя, но и как исследователь, я напрямую заинтересована в том, чтобы молодежь приходила в наш ЦКЕМИ и в другие исследовательские организации Вышки. Я вижу, какой большой интерес проявляют сами студенты, желающие помочь нам в разного рода разработках, и насколько нетривиальными могут быть их идеи. Те студенты, которые у меня пишут курсовые и дипломные работы, например, нередко подмечают такие вещи, на которые я сама внимания не обращала.

Конечно, имея дело с первокурсниками, мы немного опасались, не рано ли мы к ним идем с рассказами о бесчисленных возможностях самореализации исследователей в Вышке. Но те работы, интервью и эссе, которые они нам представили, и наша итоговая встреча за своеобразным «круглым столом», вселили оптимизм. Мы сразу обратили внимание студентов на то, что Вышка больше не ГУ-ВШЭ, а НИУ ВШЭ, а статус национального исследовательского университета предполагает, что мы не просто учим, но и стараемся продвигать науку. По тому, какие вопросы ребята нам задавали, стало понятно, что они уже заинтересованы в том, чтобы начать свое становление в качестве исследователей. Сразу после встречи я получила от первокурсников несколько писем с благодарностями за уделенное им время и с просьбой помочь рекомендациями — наглядное свидетельство того, что они хотят скорее включиться в работу. Это здорово. Значит, мы в рамках курса свою задачу выполнили.

 

Генрих Пеникас, старший преподаватель кафедры математической экономики и эконометрики, научный сотрудник международной Лаборатории анализа и выбора решений ВШЭ:

— Необычной была сама постановка задачи, она уникальна для российских университетов. Нужно было о научной работе рассказать первокурсникам, которые, наверное, и об университете имеют весьма общее представление, а уж о науке могут судить больше по тем образам, которые им встречались в учебниках. Рассказать вроде бы нужно было об азах, но сделать это не так-то просто. Лекции были очень интересными. Мне кажется, ребята сами не ожидали, что курс таким получится. Они почувствовали, что наука — это что-то живое. Возможно, некоторые из них поняли, что это то, чем они хотят и могут заниматься.

Завершился курс специальной встречей для тех, кто лучше всех выполнил добровольное домашнее задание. Интересно, что уже после встречи ребята продолжали рассказывать о своем опыте. Многие говорили, что наука у них всегда ассоциировалась с седовласыми, умудренными мужами и для них неожиданным было увидеть в качестве лекторов совсем молодых людей, которые тоже в науке чего-то добились. Это новое осознание возможностей, существующих в академической среде, было для них полезным. В письмах, которые первокурсники мне затем писали, они признавались, что увидели, что наука может быть очень интересным занятием. Это самый большой комплимент для нас.

 

Денис Пронин, студент первого курса МИЭМ ВШЭ:

— Я считаю, что «вышкинский» курс БЖД куда интереснее, чем в остальных вузах, по нескольким причинам. Во-первых, мне больше нравится, когда есть возможность за неделю пройти весь курс и сдать в конце модуля зачет, чем посещать занятия в течение полугода. Во-вторых, упор на этих лекциях был сделан все-таки на разного рода возможности Вышки — об этом лично мне слушать было намного приятнее, чем о том, как укрыться от урагана.

А факультативное задание я решил сделать совершенно спонтанно. Вообще, когда первый раз о нем услышал, то подумал, что не буду его делать, потому что интервью и эссе — удел гуманитариев, к которым я себя никак не отношу. А потом, сидя на лекции Генриха Пеникаса, подумал: «А было бы интересно пообщаться с этим преподавателем один на один». И предлог есть отличный — интервью. Он охотно согласился со мной побеседовать. Разговором с ним я был очень доволен, потому что почерпнул много новых для себя, интересных мыслей.

 

Олег Рычнев, студент первого курса факультета экономики ВШЭ:

— Мне понравилось, что часть курса была факультативной — стала понятна реальная заинтересованность студентов, и, судя по количеству поступивших работ, интерес к этой стороне университетской жизни был проявлен достаточно большой. К тому же, хотя факультативное задание и не оценивалось, оно все-таки позволяло увеличить кумулятивный рейтинг, который в некоторых ситуациях может студенту понадобиться. Но главным мотивом было не это, хотелось проверить себя, например, получить опыт описания научных событий (а их мы будем посещать немало за годы обучения в Вышке). Я для себя, впрочем, выбрал жанр интервью, решил поговорить с научным руководителем факультета экономики ВШЭ Владимиром Автономовым.

Благодаря учебнику Владимира Сергеевича у меня произошло первое знакомство с экономикой, и могу сказать, что мне очень повезло. Этот учебник замечательно написан, а для человека, мало знакомого с экономикой, лучшего учебника, пожалуй, и не найти. Мне особенно понравилось, что он содержит исторические вставки, в которых рассказывается об ученых — ты уже не спутаешь кривую Лаффера с кривой Филлипса. Мне эта книга очень помогла, когда я готовился к поступлению. А договориться с Владимиром Сергеевичем об интервью было совсем несложно. Написал ему письмо, он ответил согласием, и мы выбрали подходящий день — День Вышки. Было очень интересно с Владимиром Сергеевичем разговаривать, я понял, что он и преподаватель очень хороший. Думаю, своими курсами в Вышке он заинтересует студентов не меньше, чем учебниками.

 

Олег Серегин, Новостная служба портала ВШЭ

 


 

Интервью с научным руководителем факультета экономики ВШЭ Владимиром Автономовым, подготовленное студентом Олегом Рычневым

Интервью со старшим преподавателем кафедры математической экономики и эконометрики ВШЭ Генрихом Пеникасом, подготовленное студентом Денисом Прониным

Вам также может быть интересно:

«Ищите то, что вас реально заводит»

На традиционной встрече ректора и других руководителей университета с победителями олимпиад первокурсники интересовались новыми образовательными проектами Вышки, спрашивали, где можно опубликовать свой научный труд, как помочь товарищу поступить в ВШЭ, и переживали, не будут ли введены блокирующие оценки.

Руководители ВШЭ ответили на вопросы первокурсников, поступивших по результатам олимпиад

Традиционная встреча ректора ВШЭ и других руководителей университета с победителями олимпиад состоялась 13 октября. Участников встречи интересовало, как прожить на стипендию, как в ближайшие годы будет развиваться Высшая школа экономики и можно ли сделать селфи с ректором.

Вышел новый номер «Окон роста»

Его основная тема — преподавательская надбавка как новый стимулирующий инструмент. Кроме того, из этого номера вы узнаете, какие курсы Центра академического письма Вышки и для кого могут быть полезны, в каком новом антиюбилейном проекте можно принять участие, и прочитаете воспоминания некоторых сотрудников об университете. Вместе с «Окнами роста» выходит 18-й выпуск приложения «География Вышки» с рассказом профессора Школы филологии Миры Бергельсон о воротах Аляски — Анкоридже.

Практики развития человеческого капитала: как создать среду для развития людей и университета

10 лет назад в Высшей школе экономики было положено начало реализации программы кадрового резерва университета. Юбилейный 2016 год позволил не только подвести итоги первого десятилетия, но и организовать площадку, где российские коллеги обсудили самые разные подходы к созданию в университетах условий для развития и реализации талантливых сотрудников.

«Вы — те, кого мы так напряженно ждали»

Какие специалисты будут нужны новой российской экономике, как открытие факультета физики повлияет на качество образования в Вышке в целом, сохранится ли распределенный кампус в Москве — об этом и многом другом узнали 10 октября на встрече с ректором и другими руководителями НИУ ВШЭ первокурсники, поступившие в университет по результатам предметных олимпиад.

«Рассматривайте университет как сообщество, в котором всем приятно находиться»

Перспективы развития университета, роль студентов в образовательном процессе, будущее образовательных онлайн-платформ — эти и другие темы обсудили на традиционной встрече с ректором НИУ ВШЭ Ярославом Кузьминовым и другими представителями администрации университета первокурсники — победители и призеры олимпиады «Высшая проба» и Всероссийской олимпиады школьников.

«Всегда лучше думать своей головой»

Когда позади трудности поступления в вуз и ты уже первокурсник, самое время вспомнить, как прошел этот важный этап жизни, как ты преодолевал сложности и страхи, что вдохновляло. Анастасия Владимирская, студентка первого курса бакалаврской программы «Экономика», окончившая факультет довузовской подготовки ВШЭ, рассказала о том, как готовилась к поступлению и почему предпочла именно Вышку. Напомним, что сейчас идет прием на программы ФДП, а 12 сентября пройдет день открытых дверей факультета.

20

площадок с заданиями ждут участников квеста для первокурсников в День Вышки в парке Горького.

«Важная особенность многих олимпиад — они оценивают способность мыслить, а не специальные знания»

В этом году в московском кампусе НИУ ВШЭ на бюджетные места зачислено 684 победителя и призера олимпиад. На некоторых программах олимпиадников оказалось так много, что они заняли почти все изначально запланированные бюджетные места. На таких программах Вышка увеличила количество бюджетных мест, чтобы дать шанс на поступление и ребятам с хорошими результатами ЕГЭ. Новостная служба ВШЭ спросила у руководителей нескольких программ, вызвавших особенный интерес у победителей и призеров олимпиад, чем они объясняют такой успех у абитуриентов.

5856

первокурсников бакалавриата сегодня приступят к обучению во всех кампусах Вышки. Это на 1115 человек больше, чем в прошлом году.